Попытки построения “анатомии” акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).
Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.
Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), “дилемма узника”.
Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.
Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А. Л. Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.
Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Методы взаимовоздействия в общении: “регрессии”, “погружения в неопределенную ситуацию”, “усыпления бдительности”, “контрастного сравнения”, прием “канализации”. Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия. Контрольные вопросы: Назовите основные теории межличностного взаимодействия. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?
Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии? Взаимодействие и общение? Основные ситуации взаимодействия? Основные стратегии взаимодействия? Основные механизмы взаимодействия? Основные типы и формы взаимдействия? Основные методы взаимовоздействия? Основные направления оптимизации взаимодействия в общении? Литература: Обязательная: Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999. Дополнительная: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990 Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998. Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. М. , 1989.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Тема 5. Общение как коммуникативный процесс.
Вопросы: 1. Содержание и структура коммуникативного процесса. 2. Особенности вербальной и невербальной информации.
Социально-психологические исследования общения как информационно-коммуникативного процесса. Социально-психологическая структура процесса коммуникации: обмен информацией, взаимовоздействие, взаимопонимание.
Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее “движения”, активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, индивидуальные различия при уяснении информации и т. д.
Основные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Общая методологическая проблема кода и декодификации как важнейшее условие понимания друг друга партнерами по коммуникации. Типы информации: побудительная, констатирующая. Проблема эффекта сообщения (Ю. М. Забродин). Причины плохой коммуникации(стереотипы, предвзятые представления, плохие отношения, отключение внимания, пренебрежение фактами, физическое состояние, неадекватный выбор стратегии). Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение. Вербальные средства коммуникации: речь, околоречевые(паралингвистическая и экстралингвистическая системы). Структура речевого общения: значение и смысл слов. Околоречевые средства (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).
Невербальная коммуникация. Исследования места и роли невербальной коммуникации в общении (Е. А. Петрова. Знаки общения). Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности (Исследования М. Аргайла). Пространственно-временная организациякоммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Рольпредметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе. Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию.
Основные категории: коммуникация, содержание коммуникативного процесса, коммуникативные барьеры, фильтрация и фасцинация в коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникативного процесса, эффективность коммуникативного процесса. Контрольные вопросы: Содержание и структура коммуникативного процесса? Коммуникативные барьеры? Фильтрация и фасцинация в коммуникативном процессе? Причины плохой коммуникации? Средства коммуникативного процесса? Роль вербальных средств в коммуникации? роль невербальных средств в коммуникативном процессе?
Основные направления оптимизации коммуникативного процесса? Литература: Обязательная: Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Психология влияния: Хрестоматия. СПб. , 2000. Дополнительная:
Жуков Ю. М. , Петровская Л. А. , Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М. , 1991. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001. Куликов В. Н. Психология внушения. Иваново. 1978. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
Панасюк А. Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М. , 1998. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М. , 1973. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.
Тема 6. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. Вопросы: 1. Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы. 2. Проблема точности межличностного восприятия.
Понятие социальной перцепции. Зарубежные теории когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и др. ), теории социальной атрибуции (Г. Келли, Э. Джонс и К. Дэвис).
Содержание и особенности межличностного восприятия. Социально-психологическая специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Виды социальной перцепции (по субъектам восприятия).
Механизмы взаимопонимания в процессе общения: индентификация, рефлексия (Дж. Холмс, Т. Ньюком, Ч. Кули), эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция. Ошибки восприятия (в позициях субъектов, мотивационные, фундаментальные – ложного согласия, ролевое рассогласование, ложные корреляции). Эффекты межличностного восприятия: проекции, средней ошибки, логической ошибки, первичности, новизны, “ореола”, перцептивной установки (А. А. Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком), стереотипов и эталонов межличностного восприятия. Социально-психологические стереотипы и эталоны, их возникновение и роль в жизнедеятельности индивида и группы.
Социально-психологические исследования процессов межличностного восприятия в общении. Взаимосодействие и взаимопротиводействие. Источники и причины непонимания людьми друг друга. Понимание речи собеседника. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Проблема самоконтроля в перцептивном процессе (идентификация и различение себя с другим, по результатам собственной деятельности, через внутреннее состояние, через самовосприятие своего внешнего облика).
Проблема точности межличностного восприятия (тестовое определение, экспертные оценки, осмысление механизмов, помех и эффектов восприятия, обратная связь с партнером). Развитие перцептивных способностей личности (обучение искусству восприятия“Карнеги-знание”, социально-психологический тренинг, видеотренинг, формирование привлекательности). Роль аттракции в перцептивном процессе. Ролевые игры и упражнения, их возможности для повышения компетентности общения. Основные категории: социальная перцепция, межличностное восприятие, механизмы восприятия, эффекты восприятия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, перцептивные способности. Контрольные вопросы: 1. Типология социальной перцепции? 2. Место межличностной перцепции в социальном восприятии? Механизмы перцептивного процесса? Ошибки в процессе восприятия? Эффекты в перцептивном процессе? Источники и причины непонимания в перцептивном процессе? Самоконтроль в перцептивном процессе? Направления развития перцетивных способностей? Литература: Обязательная:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6