Джеремивская М. А. Категориальные структуры межличностного восприятия. М. , 1996. Жуков Ю. М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М. , 1992. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
Лозовский Б. Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань. 1991.
Семинар. Тема 6а. Коммуникативные, интерактивные и перцептивные трудности в общении и пути их преодоления.
Цель: углубить знания по проблемам оптимизации общения, определения путей преодоления трудностей в интерактивном, коммуникативном и перцептивном процессах. Осуществить контроль за степенью усвоения материала по т. т. 1-6. Вопросы для обсуждения: 1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
3. Сущность межличностного взаимодействия. Оптимизация стиля взаимодействия в общении.
4. Важнейшие механизмы межличностного восприятия и возможные в них отклонения. Типичные искажения межличностных восприятии (эффекты) и пути их преодоления. Темы докладов:
“Взаимосвязь и взаимообусловленность коммуникации, интеракции и перцепции в общении”. Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. -Главы 5, 6, 7.
2. Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (Теоретические ориентации). - М. ,1978. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - М. , 1988.
4. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М. , 1991.
5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -М. , 1982. 6. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. - М. , 1983, т. 2. 7. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М. , 1992.
8. Кржижанская Ю. С. , Третьяков В. П. Грамматика общения. - М. , 1990. Кон И. С. Открытие “Я”. - М. , 1978. 9. Петрова Е. А. Знаки общения. М. , 2001.
10. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1975. 11. Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. - М. , 1992. 12. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М. ,1987. Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности.
Вопросы: 1. Основные направления исследования личности в социальной психологии. 2. Социально– психологические проблемы личности.
Формирование личности через адаптацию к среде. Законы адаптации, уравновешивания и подкрепления. Фрейдизм и неофрейдизм о примате биологического над социальным (личность–средоточие, совокупность инстинктивных побуждений, требующих удовлетворения и защиты от социального через полубессознательное). Э. Фромм о наличии врожденных социальных инстинктов (продолжение рода, чувства опасности, страха, накопительства, обретения). Диалектико-материалистическое направление.
Личность - продукт социальной среды, развития системы общественных отношений. Учение И. П. Павлова о регуляции высшей нервной деятельности, о роли второсигнальной (социальной) системы (речь, язык). Теория опосредования высших психических свойств деятельностью людей (принцип единства сознания и деятельности).
Категория личности в социологии (личность-продукт общественных отношений, представитель определенной социальной группы) и общественной психологии (личность как субъект деятельности, как совокупность социально -значимых черт. Структура личности (по Платонову): 1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т. ч. и патологические свойства психики); 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3. Подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира). А. Н. Леонтьев о личности как условии и продукте деятельности, о зависимости иерархии деятельности от иерархии мотивов, о личности в деятельности и как объекте, и как субъекте. Л. С. Выготский об обусловленности психики человека социо– культурными факторами. Понятие личности в отечественной социальной психологии. Личность и общество. Личность и группа. Б. Д. Парыгин о единстве социологического и общепсихологического подходов при определении социально-психологических черт и качеств личности. Отличие социально-психологического подхода (формирование личности в микросреде) от социологического (формирование личности в макросреде). Отличие социально-психологического подхода от общепсихологического (анализ всего комплекса социальной детерминации формирования личности, выявление закономерностей поведения и деятельности личности, включенной в определенную группу).
Социально-психологическая структура личностии ее уровни (социально-психологические способности общения; социально-психологические качества социального поведения; качества социально-психологического взаимодействия; социально-психологические свойства, связанные с психикой личности). Социально-психологическая характеристика структурных элементов личности. Типология личностных противоречий. Сознательное, бессознательное и социальное в поведении и поступках личности. Самооценка личности.
Основные социально-психологические проблемы личности: лидерства, мотивации в групповой деятельности, аттракции, социализации, социальных установок, социально-психологических черт и качеств личности. Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества.
Основные категории: адаптация, личность, формирование личности, структура личности, социально-культурные факторы, социально-психологические проблемы личности, самооценка личности. Контрольные вопросы: 1. Механизмы формирования личности через приспособление? 2. Роль социальных инстинктов в поведении людей? 3. Единство сознания и деятельности?
4. Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5. Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического? 6. Социально-психологическая структура личности? 7. Основные социально- психологические проблемы личности?
Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника? Литература: Обязательная:
Архангельский Л. И. Социально-этические проблемы теории личности. М. , 1974. Бодалев А. А. Личность и общество. М. , 1995. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999. Дополнительная: Козлов В. И. Типы личностей. М. , 1999. Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.
Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М. , 1999. Социальная психология личности. М. , 1979. Хьел Л. , Зиглер Д. Теория личности. М. , 1998.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 1998. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994. Тема 8. Социализация личности.
Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности. 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации.
Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т. д. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений.
Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).
Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере). Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа “Я”): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ееосновные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая(точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе.
Институты социализациии их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др.
Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля. Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности.
Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль. Контрольные вопросы: 1. Что включает процесс социализации личности? 2. Сущность процесса социализации личности? 3. Основные сферы социализации личности и их специфика? Периоды социализации личности в деятельности? Уровни социализации личности в общении? Содержание социализации через самосознание? Основные стадии социализации личности, их особенности? Роль общественных институтов в социализации личности? Основные закономерности социализации личности? Система социального контроля? Пути оптимизации процесса социализации личности? Литература: Обязательная: Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6