Рефераты. Проблема способностей в психологии - (диплом)

p>И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право гово рить о способностях.

Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личнос ти, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и об наруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отве чает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требова ниями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предпо лагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. Последнее не означает, разумеется, что человек вообще не может овладеть необходимыми умениями и знаниями, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребует значительных усилий и време ни со стороны педагогов, чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способности мо гут со временем развиться.

Являясь индивидуально-психологическими особенностями, способности не мо гут быть противопоставлены другим качествам и свойствам личности - качес твам ума, особенностям памяти, чертам характера, эмоциональным свойствам и т. д. , но должны быть поставлены с ними в один ряд. Если какое-либо из этих качеств или совокупность их отвечает требованиям деятельности, или формируется под влиянием этих требований, то это дает все основания рас сматривать данную индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

    1. 2 Одаренность и способности.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от от дельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осущес твлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и является "одаренность", понимаемая как то качествено своеобразное сочета ние способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Своеобразие по нятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства чело века рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя гово рить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к че му-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой "общей одарен ности".

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необхо димостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает истори ческий характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, ес ли его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим ви дам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой кон кретной деятельности.

Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или друго го социального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпо ху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соот ветствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конеч но, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности. Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с кон кретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики. Необходимо отметить еще одно очень существенное обстоятельство. От ода ренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной воп роса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, то есть наличие соответствующего сочета ния способностей, но и обладания необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность не имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста. Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный че ловек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять та кие-то виды деятельности" и "данный человек воей одаренностью предрасполо жен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором определяющим выбор деятельности ( а в классовом обществе она у ог ромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор ), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

    1. 3 Способности и интересы.

Существенно важный фактор развития способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию оп ределенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склон ности профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами дея тельности.

Подмечено, что возникновение интереса к той или иной трудовой или учеб ной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гете, - пред чувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоя нии будем совершить". Упрочившиеся интересы ребенка - это "лакмусовая бу мажка" его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих заду маться - не дают ли себя знать зарождающиеся способности.

У подростка эти интересы, как уже подчеркивалось, приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы иг рают важную роль в выявлении способностей развивающейся личности. Педаго гически важным является такое отношение воспитателей к сфере интересов подростков или юношей, которое предполагает углубление и расширение их познавательных потребностей. Вместе с тем педагог не должен негодовать по поводу того, что увлечения подростка имеют зачастую мимолетный характер. Конечно, оптимально такое положение вещей, при котором школьник очень рано обнаруживает (при посредстве и помощи взрослых) устойчивые спе циальные интересы и развивает соответствующие способности, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание. Это бывает, как известно, далеко не со всяким. Но даже если выпускник уйдет из школы без стойко выраженного интереса к какой-то профессии (речь здесь идет об интересе, а не о необхо димых для вступления в жизнь знаниях и психологической готовности к труду), это будет лучше, чем если учащийся неверно и скоропалительно опре делит свой интерес, опираясь на чисто внешние признаки "заманчивых" про фессий: артиста, дипломата, журналиста и т. д.

    1. 4 Общие и специальные способности.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие бо лее узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выра жены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних спо собностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельнос тей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не дол жны противопоставляться специальным способностям или качествам, как это делают некоторые психологи, которые пытаются выделить общий интеллект как мистический фактор, открывающийся лишь в результате применения тестов ум ственной одаренности, как одаренность вообще.

    1. 4. 1 Математические способности.

Прежде всего следует отметить характеризующее способных математиков и со вершенно необходимое для успешной деятельности в области математики "е динство склонностей и способностей в призвании", выражающееся в избира тельно-положительном отношении к математике, наличии глубоких и действен ных интересов в соответствующей области, стремлении и потребности зани маться ею, страстной увлеченности делом. Нельзя стать творческим работни ком в области математики, не переживая увлеченности этой работой, - она порождает стремление к поискам, мобилизует трудоспособность, активность. Без склонности к математике не может быть подлинных способностей к ней. Если ученик не чувствует никакой склонности к математике, то даже хорошие способности вряд ли обеспечат вполне успешное овладение математикой. Роль, которую здесь играют склонность, интерес, сводится к тому, что интересую щийся математикой человек усиленно занимается ею, а следовательно, энер гично упражняет и развивает свои способности. На это указывают постоянно сами математики, об этом свидетельствуют вся их жизнь и творчество. Но если способности, как правило, связаны со склонностью то это не носит все-таки характера всеобщего закона. ошибочно было бы скажем диагностиро вать наличие или отсутствие способностей по тому, имеется ли и как ярко выражена склонность к соответствующему виду деятельности. В отдельных слу чаях здесь может быть и расхождение.

В школе нередко встречаются такие случаи: способный к математике ученик мало интересуется ею и не проявляет особых успехов в овладении этим пред метом. Но если учитель сумеет пробудить у него интерес к математике и склонность заниматься ею, то такой ученик "захваченный" математикой, мо жет быстро добиться больших успехов.

Переживаемые человеком эмоции являются важным фактором развития способ ностей к любойдеятельности, не исключая и математической. Радость творчес тва, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоцио нальное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мо билизуют его силы, заставляют преодолевать трудности. Равнодушный человек не может быть творцом.

Возможность полного и интенсивного развития математических способностий, как и способностей вообще, всецело зависит от уровня развития характероло гических черт, особенно волевых черт характера.

Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привыч ки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших ус пехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется лишь потен циально способным. Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие - эти качества должны сопутствовать способностям.

Еще одна черта характера свойственна подлинному ученому - критическое от ношение к себе, своим возможностям, своим достижениям, скромность, пра вильное отношение к своим способностям. Надо иметь в виду, что при непра вильном отношении к способной личности - захваливании, чрезмерном преуве личении достижений, афишировании способностей, подчеркивания превосход ства над другими - очень легко внушить ей веру в свою избранность, исклю чительность, заразить "стойким вирусом зазнайства".

Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его об щей культуры.

    1. 5 Способности и типология людей.

Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные пси хологические проявления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной дея тельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психо логические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех ти пов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как "художественный", "мыслительный" и "средний" типы. Данная типология связа на с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность челове ка характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сиг нальной системы - образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализа цией этих образов посредством слова - сигнала сигналов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.