Рефераты. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом - (контрольная)

p>Выработка совместно с психологом-консультантом поведенческих правил и стратегий поведения при общении с родными

Возможно семейное консультирование как групповое, так и индивидуальное В подобном случае особенно актуальными оказываются методики семейной психотерапии. Дело в том, что семья, которая смогла осознать свои беды и трудности, объединившись, способна создать внутри самой себя“реабилитационную программу”для попавших в беду сына или дочери, мужа или жены. Однако для этого члены семьи должны увидеть как бы со стороны свои семейные проблемы. Должны осознать собственную созависимость, научиться правильно строить отношения внутри семьи.

Кроме того при работе с проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков возможно использование и других форм работы. Например: Индивидуальное и групповое консультирование

Групповая работа (психодрама, символдрама, сказкотерапия, семейная констелляция);

    Семейное консультирование

Кроме того, психологу-консультанту следует сотрудничать с группами самопомощи (анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Анонимные Созависимые и др. ).

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. – СПб. , 2000. Анонимные Алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. – Нью-Йорк, 1989.

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – М. , СПб, 1998. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М. , 1997. Блейхер В. Б. , Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М. , 1998. Данилин А. Г. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы // Серия “Врачи предупреждают”. – М. , 2000. Дилемма брака с алкоголиком. М, 1994.

Джон А. Соломзес, Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество. Джонсов В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М. , 2000. Дьячкова И. Материалы семейного психолога центра “Выздоровление”. Зинкевич-Евстигнеева Т. А. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб. , 2002. Иванова Н. А. , Бирун Н. Е. Наркотики: выход есть! – СПб, 2001. Кабанов М. М. , Гузиков Б. М. , Зобнов В. М. Принципы построения современных психотерапевтических программ в наркологии // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании: Междунар. Симп. Тез. докл. – Гагра, 1989. Келлерман Джозеф Л. Алкоголизм – карусель отрицания. – М. , 1997. Келлерман Джозеф Л. Руководство для семьи алкоголика. Семейные группы Ал-Анон. Колосов В. П. Психокоррекция и психотерапия детей, страдающих пристрастием к ингаляционному применению психоактивных веществ. – М. , 2000. Комиссаров Б. Г. , Роменко А. А. SOS Наркомания. – Ростов-на-Дону, 2000. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М. , Российский благотворительный фонд “НАН”, 1999. Коттлер Дж. , Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб, 2001. Лекции по наркологии / Под ред. профессора Н. Н. Иванца. – М. , 2000. Личко А. Е. , Битенский В. С. Подростковая наркология. – М. , 1998. Некоторые проблемы наркомании и токсикомании (сборник научных трудов) / Под ред. акад. АМН СССР Г. В. Морозова. – М. , 1989.

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб. , 2001. Материалы для новичка о сообществе анонимных созависимых СоДА. Мелоди Битти. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М. , 1997. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления / Под ред. члена-корреспондента РАМН, проф. Н. Н. Иванца. – М. , 2000.

    Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом. – М. , 1990.
    Москаленко В. Д. Предсказуем ли алкоголизм? – М. , 1991.
    Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М. , 1999.
    Нейк А. Наркотики. – М. , 2001.

Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. – Москва – Воронеж, 2000. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – М. , 2001.

Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. , 1998. Пятницкая И. Н. Наркомании. – М. , 1997.

Титова О. Опыт работы телефона доверия с наркозависимыми // Вестник РАТЭПП. – М. , 2000.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА-КЕЛЛЕРМАНА-КОНТЕ

Цель: определение преобладающих типов защитных механизмов личности. Обработка: 8 эго-защитных процессов формируют 8 отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле: (число“+”/n – число утверждений) х 100%.

    № п/п
    Названия шкал
    Номера утверждений
    n
    1
    Вытеснение
    6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
    10
    2
    Регрессия

2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 17

    3
    Замещение
    8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
    10
    4
    Отрицание
    1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
    11
    5
    Проекция
    12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
    12
    6
    Компенсация
    3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
    10
    7
    Гиперкомпенсация
    17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
    10
    8
    Рационализация
    4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91
    12
    ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА

ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком“+”.

    Со мной ладить очень легко.
    Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.

В моей жизни всегда был человек, на которого мне всегда хотелось быть похожим. Если меня лечат, то я всегда стараюсь узнать, какова цель каждого действия. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться, когда мое желание сбудется. Я легко краснею.

Одно из самых больших моих достоинств – умение владеть собой. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком. Я легко выхожу из себя.

    Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, я готов его убить.
    Я редко запоминаю свои сны.
    Меня раздражают люди, которые командуют другими.
    Я часто бываю не в своей тарелке.
    Я считаю себя исключительно справедливым человеком.
    Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.
    В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.

Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.

    Мне говорят, что я хвастун.

Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве. Почти все мною восхищаются.

    Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю и бью.
    Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.
    Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.

Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.

    Я человек, у которого нет предрассудков.
    Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.
    Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.
    Очень не люблю недоброжелательных людей.
    Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть.
    Я из тех, кто редко плачет.
    Пожалуй, я много курю.
    Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.
    Я плохо помню лица.
    Я иногда занимаюсь онанизмом.
    Я с трудом запоминаю новые фамилии.

Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.

Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей. Люди мне никогда не надоедают.

Я не могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время. Я мало что могу вспомнить из своего детства.

Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать. Другие считают меня излишне доверчивым.

Люди, скандалом добивающиеся цели, вызывают у меня неприятные чувства. Плохое я стараюсь выбросить из головы.

    Я не теряю никогда оптимизма.

Уезжая путешествовать, я стараюсь спланировать все до мелочей. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры.

Когда дела идут не так, как мне нужно я становлюсь мрачным. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях.

    Я легко принимаю брошенный другим вызов.
    Меня выводят из равновесия непристойные фильмы.
    Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.
    Другие считают, что я равнодушный человек.

Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности.

Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль.

    Многие люди выводят меня из себя своим эгоизмом.
    Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
    От некоторых пищевых продуктов меня тошнит.
    Я грызу ногти.
    Другие говорят, что я избегаю проблем.
    Я люблю выпить.
    Непристойные шутки приводят меня в замешательство.
    Я иногда вижу сны с непристойными событиями и вещами.
    Я не люблю карьеристов.
    Я много говорю неправды.
    Порнография вызывает у меня отвращение.

Неприятности в моей жизни бывают из-за скверного характера. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей.

    Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние.

Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя, как ребенок. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно, по пустякам.

    Покойники меня не “трогают”.

Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания. Многие люди вызывают у меня раздражение.

    Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.
    Я с трудом произношу непристойные слова.
    Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим.
    Я хочу, чтобы меня считали привлекательным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.