В “Педагогической поэме”А. С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка. Наблюдения позволяют предположить, что во многих семьях частично нарушен фундамент доверия. Родители проявляют недоверие к ребенку, контролируют его на каждом шагу, ставят его слова под сомнение. Осознанные требования родителей на педагогически неверную почву, вследствие чего ребенок также утрачивает доверие к родителям, предпочитает обманывать. Таким образом, складывается обстановка, когда возникшая и развивающаяся на почве недоверия конфликтная ситуация заводит в тупик отношения родителей и детей.
В классе, где мы проводили исследование, одна девочка не пришла в школу в тот день, когда должно было состояться изложение, родителям она сказала, что занятий в школе не будет. Когда мать ребенка узнала, очень удивилась, что ее дочь обманула. Мы предположили, что в семье царит атмосфера недоверия. Вторым существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное учитывание потребностей в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы родители позволили ребенку все. Вместе с тем, в силу ограниченности его жизненного опыта, он не может правильно понимать, что такое“свобода”. Свобода для него – это, когда никто не вмешивается в его “дела”, никто не наставляет. Родители, которые не обладают ни воспитательными способностями и опытом, ни соответствующими педагогико-психологическими знаниями, в подходе к этому делу занимают две крайние позиции: либо действительно дают ребенку полную свободу, что в случае его попадания в асоциальную среду может сбить его с правильного пути, либо лишают ребенка всякой свободы, что может его ожесточить, сделать безвольной, беспомощной личностью.
В качестве принципиальной основы преодоления основной трагедии воспитания в системе А. С. Макаренко разработаны такие педагогические пути, как самоуправление, ответственность, перспективные линии и т. д. В педагогической практике есть немало случаев, являющихся примером установления между родителями и детьми отношений сотрудничества и взаимопонимания, когда педагогический процесс основывается не на императивном подходе, а на началах личностно-гуманного воспитания. Например, когда супругов Никитиных спрашивали (из книги“Мы и наши дети” Б. П. Никитин, М. А. Никитина (37, 1980)), послушны ли их дети, не вступают ли с ними в пререкания, в споры. На это они ответили так, что у них не было стремления к послушанию, к беспрекословному подчинению. Ребенок должен не бояться, быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение. Никитины старались избавляться от авторитарности и с самого начала пытались строить жизнь семьи на демократических началах: все, что касалось общих дел или проблем, обсуждали вместе с детьми, причем первое слово предоставляли младшему, а затем по старшинству. Словом, дети были свободны в своих размышлениях и высказываниях. При этом можно было возражать, доказывать. Главным для всех оставалось выиграть честный поединок, найти истину, а не уязвить друг друга.
Ш. А. Амонашвили считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. (2, 1982г. ) Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В. А. Сухомлинский, Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка. Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н. А. Добролюбовым: “Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т. е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает”. У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш. А. Амонашвили , рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (“Созидая человека”, “Здравствуйте, дети! ”, “Обучение и воспитание”, “Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников”), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношенияВ. А. Сухомлинскийназвал духовной общностью. Он считал, что без этой духовной общности воспитание невозможно, нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. “Мы добиваемся того, - писал В. А. Сухомлинский, - чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог–руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках”. (48, 1981г. ) Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнениюШ. А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание. (2, 1982г. ) Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вродителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.
Глубинное воспитание, как отмечает Ш. А. Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо.
Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций. Глубинное воспитание в сравнении с императивным–процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя. Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.
В данном параграфе дипломной работы рассмотрено понятие “глубинное воспитание”как процесс воспитания, который не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший. Говорится о достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе учений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. В этом контексте мы рассматриваем, что следует понимать под уважением личности, - доверие, вырабатывающее у воспитанника чувство ответственности и долга, также учитывание потребности в самостоятельности.
Здесь же мы рассматриваем позицию супругов Никитиных на воспитание детей: ребенок должен не бояться быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение.
Процесс глубинного воспитания подразумевает, что воспитанник считает воспитателя своим, близким человеком, доверят ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка.
3. 2. Содержание и организация индивидуальной и групповой работы с родителями в целях преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.
Ниже мы рассмотрим возможности и пути индивидуальной работы с родителями. Имеется в виду положение, когда родители уже оказались в сложной педагогической ситуации и ищут выход из нее. В это время часть родителей, действительно, заинтересована в преодолении сложной ситуации педагогически правильными путями, обращается за советами к специалистам: педагогам, психологам. Для индивидуальной работы с родителями в связи с преодолением сложной ситуации характерны специфические трудности.
Во время сложной педагогической ситуации складывается обстановка, в которой обе стороны– и родитель, и ребенок –находятся в напряженной атмосфере. Родитель нервничает, он напряжен. В таком психологическом состоянии он идет за консультацией к специалистам и, как правило, надеется, что они посочувствуют ему, одобрят использованные им воспитательные меры, осудят поведение ребенка и дадут совет, как еще больше ожесточить меры воздействия на ребенка.
Части родителей очень трудно воспринять, что в воспитании допущена ошибка, что часто именно они повинны в изменении поведения ребенка.
Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что ему необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации. Иногда бывает полезно, если родители повторят за специалистом, как следует изменить содержание воспитательной деятельности. Может принести пользу и следующее: родителю описывается новая, вполне вероятная сложная ситуация и его просят объяснить, как он будет действовать в данном случае. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в двух особенностях:
родитель должен убедиться в необходимости изменить педагогическое воздействие, родитель должен настроиться на изменения своей педагогической деятельности и творчески осмыслить данные ему рекомендации.
Индивидуальная работа с родителями в связи с преодолением сложных педагогических ситуаций не должна исчерпываться одной встречей. Есть случаи, когда родитель не может правильно реализовать данные ему рекомендации, либо они оказываются неэффективными, но повторно обратиться к специалисту, чтобы заново проанализировать ситуацию, он не спешит. Это может вызвать осложнение воспитательного процесса.
При индивидуальной работе с родителями особенно большое, решающее значение имеет глубокое изучение и тщательный анализ сложной ситуации. Должны быть изучены порядок семейной жизни, условия, житейская и бытовая обстановка, круг людей, школа и учителя, друзья, в общении с которыми формируется личность ребенка. Должны быть выявлены также престижные потребности родителей: чего они требуют от ребенка, может или нет оправдать ребенок их надежды. Дело в том, что часть родителей видит будущее своего ребенка, исходя из своих престижных потребностей, а не из действительных способностей ребенка, которые они не в силах реально оценить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14