Рефераты. Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)

p>Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей.

Также в этом параграфе дипломной работы затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников. Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками, в процессе обучения, т. е. в ситуациях большей частью не доступных наблюдению родителей. Но учитель не знает домашней жизни ребенка, не видит его общения с близкими, поэтому у него нет целостной картины развития ребенка.

Взаимодействие школы и родителей может способствовать предупреждению либо коррекции возникновения сложной педагогической ситуации.

Итак, в заключительной главе нашей дипломной работы мы рассмотрели процесс глубинного воспитания, где ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка. Процесс воспитания не должен осуществляться насильно, где ребенок избегает родителя, а последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания.

В этой главе нами предложены пути индивидуальной и групповой работы с родителями и детьми. Параллельное ведение двух групп позволяет получить некоторые важные сведения и довести до родителей информацию о том, как ребенок воспринимает своих родителей.

Здесь же затронута проблема информированности учителей о различных сторонах жизни семей школьников, что является немаловажным аспектом предупреждения и коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

    Заключение.

Возникновение сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании связано с многообразными субъективными и объективными факторами. Здесь подразумевается, с одной стороны, ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания, неприятие во внимание особенностей развития детей на той или иной возрастной ступени, несогласованность родителей в воспитательной работе, с другой–неблагоприятное воздействие установившихся в семье взаимоотношений, неподготовленность родителей к воспитательной работе. Педагогически верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора системы педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация с ее многообразием различных обстоятельств требует творческого подхода воспитателя. Среди различных причин возникновения сложных педагогических ситуаций важнейшей является принятый в семье стиль воспитания. Императивный стильнаиболее распространенный в практике семейного воспитания, закономерно вызывает специфичные проявления конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Соответствующие формы конфликтных ситуаций обуславливаются также илиберальным стилемвоспитания. Своеобразное проявление сложных педагогических ситуаций можно наблюдать в условиях построения семейного воспитания наличностно-сотруднических началах. В этих случаях, во-первых, конфликтные ситуации значительно легко преодолимы, поскольку они редко вступают в высшую стадию своего развития, а во-вторых, становится возможным избежать многих конфликтных ситуаций.

Преодоление сложных ситуаций в семейной воспитательной деятельности требует создания системы педагогической помощи родителям на научной основе. Родители часто воспринимают сложные ситуации в состоянии аффекта, в то же время у большей части родителей либо нет основы, либо недостаточно педагогических знаний. В этих условиях ситуация еще больше осложняется, перерастает в глубокий конфликт. Значительное число родителей осуществляет воспитательный процесс интуитивно, основным подходом к детям в их практике является императивный подход.

При индивидуальных консультациях следует учитывать: глубокое изучение ситуации специалистом, основательный анализ обстоятельств родителем, разработку правильной системы действий, длительное наблюдение, в то же время должно быть защищено право родителей, чтобы семейный конфликт не стал известным посторонним лицам.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема взаимоотношений в семье, преодоление сложных семейных ситуаций, взаимодействие преподавателя и родителя по вопросам обучения и воспитания детей, на сегодняшний день остается в значительной степени не решенной.

Решение задач, поставленных нами в соответствии с данной проблемой исследования, потребовало рассмотрения понятия“сложная педагогическая ситуация”. С этой целью нами была изучена педагогическая литература выдающихся педагогов и психологов. Проблема, поднятая в работе настолько многообразна, нами был рассмотрен и дан подробный анализ внутрисемейных отношений, которые являются ведущим фактором возникновения и развития сложной педагогической ситуации в процессе воспитания детей; описаны причины возникновения внутрисемейных конфликтов и возможные пути их преодоления; затронули вопрос о влиянии семейных неурядиц на поведение, учебу и жизнь ребенка в целом.

Для исследования состояния внутрисемейных отношений испытуемых, нами была проведена методика“Кинестетический рисунок семьи”(Р. Бернса и С Кауфмана). Также было проведено тестирование и анкетирование детей и их родителей с целью установления типов родителей как воспитателей. Сопоставление и анализ детских рисунков и ответов на тестовые задания дало возможность выявить 5 групп семей в зависимости от характера внутрисемейных отношений. Полученные результаты показали, что в семьях, где отсутствуют понимание, уважение и сопереживание близких людей, существуют не только негативные отношения к ребенку, но и отрицательные отношения к родителям со стороны самих детей. Дух такой семьи наполнен нервозностью, а обстановка порой просто взрывоопасна.

Необходимо отметить и тот факт, что взрослые (родители) не всегда обладают достаточным багажом психолого-педагогических знаний и личного опыта, поэтому в данной ситуации помощь специалиста обязательна.

Нами было предложено несколько вариантов занятий с родителями и детьми, направленных на совершенствование во взаимопонимании, позволяющие родителям посмотреть на себя со стороны, а, может быть, скорректировать свои педагогические меры воздействия и уровень психолого-педагогического образования.

Также был затронут вопрос сотрудничества семьи и школы, в ходе анализа выяснилось, что учитель слабо представляет специфику семейного воспитания и воспитательный потенциал каждой семьи.

Таким образом, наша работа явилась лишь попыткой изучения сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

    Литература:

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. - М. , Просвещение, 1986. 2. Амонашвили Ш. А. Созидая человека. - М. , Знание, 1982.

    3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. - М. , Знание, 1971.

4. Азаров Ю. П. Педагогика семейных отношений. - М. , Знание, 1977. 5. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. , Издательство политической литературы, 1985.

6. Алексеева Л. С. Влияние семейных конфликтов на отклоняющееся поведение подростков, //в сборнике“Психолого-педагогические проблемы предупреждения педагогической запущенности школьников”/, М. , 1978.

7. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии 1988.

    8. Афанасьева Т. М. Семья. - М. , Просвещение, 1988.

9. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. - М. , Педагогика, 1972. 10. Белкин А. С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. - М. , Просвещение, 1979.

11. Бернс Р. С. , Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание через кинетические рисунки/ Пер. с анг. – М. , 2000.

12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. , Просвещение, 1968.

13. Вершиловский С. К. , Махлин М. П. Что важно знать педагогу о семье школьника. // Воспитание школьников, № 2, 1991.

14. Воспитание детей в семье. // Рекомендательный библиографический указатель. М. , Педагогика, 1990.

15. Верницкая Н. Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 1983. 16. Вульфов Б. З. , Семенов В. Д. Школа и социальная среда взаимодействия. - М. , Знание, 1981.

17. Вульфов Б. З. , Поташник М. М. Педагогические ситуации. - М. , Педагогика, 1983. 18. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. // Вопросы психологии, 1984.

19. Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. - М. , Педагогика, 1971. 20. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. - М. , Знание, 1976. 21. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. - М. , Просвещение, 1990. 22. Диалоги о воспитании / под ред. В. Н. Столетова, - М. , Педагогика, 1989. 23. Догонадзе М. Р. О стиле взаимоотношений между воспитателем и воспитуемым. М. ,1979.

24. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании. - М. ,1953. 25. Домашняя педагогика / под ред. В. И. Логинова, - М. , Просвещение, 1987. 26. Кан-Калик В. А. Семейная педагогика: раздумья о проблеме воспитания детей в семье. - Грозный, 1987.

27. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. - Советская Россия, 1983. 28. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М. , Педагогика, 1987. 29. Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. , Педагогика, 1987. 30. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М. , Педагогика, 1972. 31. Краткий психологический словарь/Ред. -сост. Л. А. Карпенко; под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2изд. , - Ростов н/Д. 1988. 32. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М. , Просвещение, 1990. 33. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М. , Педагогика, 1983. 34. Минаваров А. К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитани. // Автореферат– Ташкент, 1989.

35. Мудрость воспитания. // Книга для родителей. - М. , Педагогика, 1989. 36. Низова А. М. Острые углы в воспитании. - М. , Знание, 1975. 37. Никитин Б. П. , Никитина М. А. Мы и наши дети. - М. , Молодая гвардия, 1980. 38. Петроченко Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике. - Минск, высшая школа, 1984.

39. Педагогический всеобуч родителей. – Днепропетровск, 1982. 40. Педагогические и психологические игры. - Новосибирск, 1985. 41. Пинт А. О. Это вам, родители. - М. , Знание, 1979.

42. Рой Харрисон. Проблемы, с которыми сталкиваются дети. - М. , Протестант, 1993. 43. Семья: тысяча проблем воспитания. - Пермское книжное издательство, 1988. 44. Социально-психологические проблемы развития ребенка в семье. - Л. , 1984. 45. Сенько В. Г. Профилактическая работа с трудновоспитуемыми младшими школьниками. - М. , 1980.

46. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии, 1985.

47. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. - М. , Молодая гвардия, 1988. 48. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. // Избранные сочинения в 3-х томах. - М. , 1981.

    49. Тенесси Д. Вы и ваш сын. // Семья и школа, 1981.

50. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. - М. , Мысль, 1987. 51. Урбанская О. Н. Работа с родителями младших школьников. - М. , Просвещение, 1986.

52. Цзен Н. В. , Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. - М. , Физкультура и спорт, 1988.

    Приложения.
    Приложение № 1.

Описание направленных игр, предлагаемых в работе по психологической коррекции нарушений общения у младших школьников. “Педагогические и психологические игры”, (40, 1985г. ) Игры первого этапа.

    “Жмурки”.

Вся группа становится в круг, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его кружит на месте, чтобы затруднить его ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например:

    -На чем стоишь?
    -На мосту.
    -Что ешь?
    -Колбасу.
    -Что пьешь?
    -Квас.
    -Ищи мышей, а не нас.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.