Кроме всего, студент должен разбираться в политических системах, теории государственного управления и менеджмента.
Необходимо развивать мастерство в журналистике, редактировании, ораторском и, особенно, дизайнерском искусствах, пользуясь при этом возможно более широким набором методов общения с помощью современных технологий [1]. Для успешной карьеры в ПР необходимы не только знания академических дисциплин, но и некоторые другие качества, которые не всегда можно легко определить на экзаменах.
Качества, необходимые специалист у ПР, условно можно разделить на 3 сферы: Коммуникативная сфера. Эмоционально-волевая сфера. Познавательная сфера.
Конечно, нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное качество. Вот, например, такое важное качество, как организаторские способности. Его трудно отнести к одной из этих трех сфер, оно является вплетенным в эти сферы и интегрирует их. Поэтому такое разделение можно считать условным, формальным. Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т. к. субъекту ПР постоянно приходится иметь связи с другими людьми и умение налаживать и поддерживать контакт является необходимым для специалиста ПР.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество человека, какпотребность в общениис другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т. е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание–это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста ПР. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту ПР легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон. Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское мастерство. Развитие этого качества у субъекта ПР необходимо, т. к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь–это самое трудно осуществимое деловое предложение, т. к. продается не продукция, а идеал.
, , В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления, , [10].
Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения эмоциональности выступления. Специалисту ПР необходимо не просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в свою жизнь и постоянно использовать.
Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них , ,прирожденный талант оратора, , , но благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать блестящим оратором. Это так необходимо субъекту ПР! Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми– это невербальные коммуникации.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией– на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом [12]. Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников. [ 3 ].
При постоянном общении с людьми специалисту ПР необходимо знать о невербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике.
Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное обаяние–т. е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.
Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и применять с ПР. Занятия по физиогномике помогают , , читать по лицу’’ собеседника, партнёра на встречах, переговорах. От того, насколько развито это качество у специалиста ПР может зависеть многое. Мы прекрасно знаем, что первое впечатление о человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии решения. Следующая сфера. Эмоционально-волевые качества Л. В эту группу входят такие качества, как:
самообладание, самоуправление –способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении.
эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями. активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является безусловно важным а работе субъекта ПР.
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца. работоспособность –выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо.
ответственность –необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И конечно же, необходимо в работе с общественностью. Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к достижениям. В стремлении к достижениям отражена фундаментальная человеческая потребность в достижении цели. Хотелось бы здесь привести любопытное исследование.
На основе изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был выделен ряд особенностей:
этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;
они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем;
люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием [13]. Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества для успешной работы.
Следующее качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста ПР деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист ПР должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть адекватная самооценка, быть может, немного завышенная, но никак не крайность - слишком высокая, т. к. это также может помешать налаживанию контактов.
Также важно иметь критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.
Последняя группа качеств – познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как: здравый смысл живой, ищущий ум
гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно внимание к деталям
инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений креативность –способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста ПР. Как уже было сказано, ПР не является точной наукой и в деятельности специалиста ПР нет жестко закрепленных рамок в решении задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист ПР должен подходить творчески, учитывая , ,+, , и , , -- , , этой определенной задачи. Поэтому работа в области ПР - возможность проявить себя и реализовать свои задатки.
Итак, мы разделили все профессионально-важные качества субъекта ПР на три сферы и дали объяснение выбранным нами качествам.
Теперь объединяем все эти три сферы и получаем теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности ПР.
Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.
Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям. Организаторские способности. Самообладание, самоуправление Уверенность в себе. Адекватная самооценка, критические способности.
Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих: - Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель , ,Направленность на общение, , ) - Ораторское мастерство ( опыт ).
- Оптимизм (показатель , , Направленность на дело, , , , ,Самооценка, , ) - Жизнерадостность и чувство юмора (, ,Самооценка, , ).
- Личное обаяние ( , ,Направленность на общение, , , , , Самооценка, , ). - Эмоциональная уравновешенность (, ,Коммуникативные склонности, , , , ,Организаторские склонности, , ,НО, , , , ,СО, , ). - Активность(, ,НД, , ).
- Настойчивость(, ,Направленность на себя, , , , ,НД, , ). - Работоспособность (, ,НД, , ). - Ответственность (, ,НС, , , , ,НД, , ). - Потребность в достижениях (, ,НС, , , , ,НД, , ). - Здравый смысл (опыт ). - Гибкость ума (опыт ). - Инициативность (опыт ). - Креативность.
Безусловно, встретить человека, который обладал бы всеми этими качествами в совокупности и у которого все они достигали высокого уровня развития очень сложно. Это–идеал специалиста ПР. Но мы можем говорить об изначальных требованиях, предъявляемых человеку, начинающему профессионально-ориентированное обучение. Необходимо, чтобы эти положительные и важные качества как минимум, не переходили в свою противоположность. Допустим, у человека нет высокой потребности в общении, но он также не склонен к одиночеству и замкнутости[14]. Поэтому первостепенной задачей является диагностика и определение наличия этого профессионально-значимого качества у специалиста ПР. Главное—наличие этого качества, наличие потенциала, который человек может развивать у себя в дальнейшем. В этом ему поможет обучение по профессии, работа над собой и главное–это желание и стремление стать профессионалом в интереснейшей и увлекательнейшей деятельности– деятельности специалиста по связям с общественностью. Организация исследования и описание его результатов Организация исследования Обоснование выбранных методик.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7