Рефераты. Развитие профессиональных качеств специалистов по связям с общественностью - (реферат)

p>В соответствии с выделенными нами тремя сферами качеств, необходимых субъекту ПР и составленной нами профессиограммы этого специалиста, мы выбрали несколько методик, позволяющих продиагностировать наличие этих качеств. Основной для специалиста ПР является коммуникативная сфера, к которой относятся коммуникативные и организаторские способности. Поэтому мы предложили испытуемым методику, позволяющую выявить наличие как коммуникативных, так и организаторских склонностей личности [15]. В этой методике подсчитывается отдельно показатель коммуникативных склонностей и отдельно–показатель организаторских склонностей. Эта методика носит сокращенное названиеКОС.

Следующая выбранная нами методика – ориентировочная анкета – ОА [16]. Она выявляет три вида направленности личности: на себя - НС, на общение - НО, на дело - НД. Выбрали ее мы потому, что по ней также можно увидеть предпосылки для развития коммуникативных способностей человека по показателю НО, что даст нам возможность проследить наличие (или отсутствие) связи между этими показателями.

Также важным и интересным показателем по этой методике является НД, который включает в себя такие профессионально-важные качества, как стремление к достижению успехов, работоспособность, ответственность. Эта направленность интегрирует все перечисленные качества.

Для определения эмоционально-волевой сферы специалиста ПР мы выбрали способность, интегрирующую, по нашему мнению, такие представленные качества в этой сфере, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, активность, работоспособность. Это способность к самоуправлению. Оценить ее нам поможеттест , , Стиль самоуправления, , [16]. Он выделяет следующие стили самоуправления: управляемый, самоуправляемый и неуправляемый.

По этой методике мы можем определить не только наличие стиля, желательного для субъекта ПР , но также и нежелательного для субъекта ПР неуправляемого стиля, который характеризует качества, полярно противоположные необходимым качествам специалиста ПР: неуверенность в себе, слабый самоконтроль, неспособность прогнозировать результаты.

    Следующая методика - , ,Определение самооценки, ,[16].

Как уже говорилось ранее, адекватная и не заниженная самооценка –необходимое условие для успешной деятельности специалиста ПР. В нашей работе мы ставили задачу проведения количественного анализа по результатам этой методики, т. е. выраженность уровня самооценки в процентном отношении, но также эта методика дает возможность проведения качественного анализа, т. е. просмотра качеств , ,идеальной, , личности и сопоставление их с реальными качествами человека. В результате качественного анализа можно оценить, идеальные, а также выделенные в себе качества студентов, будущих специалистов ПР с профессионально-важными качествами субъекта ПР.

    Описание выборки испытуемых.

Наше исследование было проведено на двух группах испытуемых: экспериментальная и контрольная группа. Обе эти группы составили студенты гуманитарного факультета КГТУ им. Туполева. Общий объем выборки составляет 90 человек. Экспериментальная группа.

Студенты I и III гуманитарного факультета КГТУ специальности , ,связи с общественностью, ,.

    Всего 45 человек.
    I курс – 25 человек, из них 19 девушек и 6 юношей.
    III курс – 20 человек, из них 15 девушек и 5 юношей.
    Контрольная группа.

Студенты I и III курса гуманитарного факультета КГТУ специальности , ,менеджмент в социальной сфере, ,.

    Всего 45 человек.
    I курс – 25 человек, из них 19 девушек и 6 юношей.
    III курс – 20 человек, из них 13 девушек и 7 юношей.

В качестве контрольной группы мы выбрали студентов специальности , ,менеджмент в социальной сфере, , по нескольким причинам:

Так как в нашем случае ПР и , ,менеджмент в социальной сфере, , - две специальности одного факультета.

Эти сферы деятельности схожи между собой и взаимосвязаны, следовательно, можно говорить о схожих профессионально важных качествах для специалистов обеих сфер.

Нам интересно посмотреть, как влияет профессионально ориентированное обучение на развитие этих качеств у студентов-менеджеров и студентов ПР.

    Специфика возрастного развития у разных групп испытуемых.

I курс. Это юноши и девушки, большинство из которых поступило в ВУЗ сразу после окончания школы, т. е. средний возраст этой группы–17-18 лет. Этот возраст относится к периоду ранней юности. Для этого периода характерно формирование мотивационной иерархии, происходит осознание ценностей и формирование самосознания. Происходит самоопределение человека–первый ответственный выбор, где он определяет себя и свою жизнь. Человек впервые выбирает ту деятельность, в которой он будет работать и ту общность, в которой он будет жить. Самоопределение–выбор профессии, следовательно, выбор социального окружения. Этот выбор напряженный и трудный, т. к. велика ответственность за него. То есть студенты I курса уже выбрали свою специальность, которой они будут обучаться, но у многих присутствуют еще сомнения в правильности своего выбора, в необходимости, нужности своей профессии, в принадлежности себя к этому роду деятельности [17].

III курс. Этот период студенчества можно отнести к периоду поздней юности. На этом этапе окончательно произошло самоопределение личности. Здесь уже сформирована уверенность в правильности своего выбора профессии, уверенность в своих знаниях в этой области, желание развивать знания по своей специальности. Формируется потребность в саморазвитии и реализации своих возможностей [17]. Таким образом, нами были сформированы 4 группы испытуемых.

    1 группа – студенты I курса специальности ПР
    2 группа – студенты I курса специальности , ,Менеджмент, ,
    3 группа – студенты Ш курса специальности , ,Менеджмент, ,
    4 группа – студенты Ш курса специальности ПР

Исследование проводилось в марте этого года. Нашим исследованием был заинтересован деканат гуманитарного факультета и поэтому предоставил для диагностики студентов учебные часы.

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому предлагалось 4 бланка для заполнения четырех тестов, потом зачитывалась инструкция и вопросы теста. В ходе проведения диагностики выяснилось, что для заполнения четырех тестов испытуемые затрачивают около 60 минут. За это время тесты успевают заполнить большинство студентов.

    Методы обработки данных:
    Корреляционный анализ
    Статистический анализ сравнения средних значений.
    2. 2 Обработка и интерпретация полученных результатов
    Анализ корреляции.
    Корреляционный анализ был проведен согласно специальной
    математической программе на кафедре психологии КГУ

На основе этого анализа были построены плеяды –схемы, которые наглядно показывают взаимосвязь ( зависимость или независимость) между исследуемыми показателями.

    В нашем исследовании мы изучали 9 показателей:
    КС – коммуникативные склонности
    ОС – организаторские склонности
    НС – направленность на себя
    НО – направленность на общение
    НД – направленность на дело
    У - управляемый стиль
    СУ – самоуправляемый стиль
    НУ – неуправляемый стиль
    СО – самооценка
    Группа 1 – студенты I курса специальности ПР.

При построении плеяды мы наглядно видим образовавшиеся связи между показателями (см. приложение 1 ).

В качестве системообразующего показателя для данной группы выступил показатель 4–направленность на общение. Этот показатель образует связи с четырьмя другими показателями. Прямая связь с показателем 1- КС ( значимость на уровне 0, 05 ), прямая связь с показателем 9- СО ( значимость на уровне 0, 05), обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне 0, 01 ) и обратная связь с показателем 3 - НС ( значимость на уровне 0, 01 ).

То есть для студентов I курса ПР важным и связывающим показателем является показатель направленности на общение и его развитие влечет за собой увеличение показателя коммуникативных склонностей и показателя самооценки, но при увеличении значения этого показателя уменьшается значение показателя направленности на дело, также являющимся важным для специалиста ПР, поэтому необходимо, чтобы они были сбалансированы в лучшем варианте. Для увеличения показателя 4 - НО необходимо снижение показателя 3 - НС. Также связи с несколькими показателями образует показатель 1 - КС. Это прямая связь с показателем 4 - НО и 2 - ОС ( значимость на уровне 0, 01 ) и обратная связь с показателем 5- НД ( значимость на уровне 0, 05 ). Также мы видим обратную связь (значимость на уровне 0, 01 ) между показателями 6 -У и 8 - НУ , не связанным и с другими показателями. Эта связь говорит о том, что повышение показателя управления неизменно влечет за собой снижение показателя неуправления и наоборот.

Группа 2 – студенты I курса специальности , ,Менеджмент в социальной сфере, , . Как мы видим на изображенной плеяде (см. приложение 1 ) для этой группы сложно выделить показатель, который можно было бы назвать системообразующим показателем плеяды. Здесь многие показатели связаны между собой, но нет ярко выраженного центрального компонента.

Показатель 9 - СО связан прямой связью с показателем 1 - КС ( значимость на уровне 0, 01 ), показатель КС связан прямой связью с показателем 2 - ОС (значимость на уровне 0, 001 ), показатель ОС связан прямой связью с показателем 7- СУ ( значимость на уровне 0, 05 ).

Показатель СУ связан обратной связью с показателем 6 - У ( значимость на уровне 0, 01 ) и показатель У связан обратной связью с показателем 8 - НУ ( значимость на уровне 0, 01 ).

Здесь связаны между собой такие важные показатели как самооценка, коммуникативные склонности, организаторские склонности и способность к самоуправлению и повышение значения одного показателя повышает значение другого.

Интересно, что в данной группе из этих связей выпал показатель НО , он связан только обратными связями с показателями НС и НД (значимость на уровне 0, 05 ). Также интересно, что показатель самоуправления, связанный с показателем управления, не оказался непосредственно связан с показателем неуправления, а влияет на него опосредованно через показатель У, причем увеличение показателя СУ влечет за собой уменьшение показателя У и, следовательно, увеличение показателя НУ.

Группа 3 – студенты III курса специальности , ,Менеджмент в социальной сфере, ,. Глядя на построенную плеяду (см. приложение 1 ) мы видим ее центральный компонент. Это показатель 7–самоуправляемый стиль. Он образует наибольшее количество связей с показателями. Обратные связи: с показателем 5– НД (значимость на уровне 0, 01), показателем 6 – У (значимость на уровне 0, 05 ) , показателем 8 – НУ (значимость на уровне 0, 01) . Прямые связи с показателями: 1 – КС (значимость на уровне 0, 05), показателем 2 – ОС (значимость на уровне 0, 01). Также показатель 7 – СУ опосредованно через показатель 2 – ОС влияет и на показатель 9 –СО. Показатель 9 связан с показателем 2 прямой связью (значимость на уровне 0, 01).

То есть можно сделать вывод, что развитие такого важного качества, как самоуправление у студентов этой группы зависит от развития коммуникативных и организаторских склонностей, и , опосредованно, через повышение самооценки, а снижать уровень значения стиля самоуправления будет развитие таких качеств, как управляемый стиль, неуправляемый стиль и направленность на дело. Показатель 5 – НД, в свою очередь, связан обратной связью с показателями 3 – НС и 4 –НО (значимость на уровне 0, 01). Т. е. направленность на дело будет повышаться в случае снижения направленности на себя и направленности на общение.

    Группа 4 – студенты III курса специальности ПР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.