Для нормального функционирования психологической службы нужно достаточно квалифицированные кадры–психологи, способные организовать эту службу, знающие прикладные аспекты психологии, умеющие не только преподавать или только исследовать, но и вовремя предоставить необходимую информацию, дать обоснованный совет, консультацию и т. п. Все это требует специальной подготовки психологов для работы в учебных заведениях, предприятиях, в учреждениях. Неумелое или небрежное применение психодиагностических данных может принести больше вреда, чем пользы, особенно если они попадут в руки преподавателей, ошибочно полагающих, что во всех случаях имеются стандартные решения, не замечающих широкого диапазона индивидуальных и типичных особенностей студентов не только внутри одного ВУЗа, но и в различных ВУЗах и регионах.
Поэтому психологи, принимающие участие в работе психологической службы ВУЗом, должны, с одной стороны, систематически повышать психологическую грамотность лиц, пользующихся их информацией для управления, а с другой стороны–передавать ее только в той форме и в таком количестве, которые обеспечили бы ее эффективность и гарантировали от использования в ущерб студентам. Немало вопросов возникает и при попытке передать самим студентам результаты психодиагностического обследования. И здесь нужно быть максимально чутким и осторожным: сообщить все необходимое так, чтобы помочь студенту разобраться в себе, но чтобы об этом не знали другие.
Также следует отметить, что психолог для получения информации с помощью известных ему методов психологического исследования нуждается в специальной аппаратуре, бланках протоколов, опросников. Ему нужны помощники–лаборанты, которые выполняли бы всю предварительную обработку данных психодиагностического обследования. Было бы неразумным для этого использовать время самого психолога; у него есть свои, более важные задачи: суметь разобраться в полученных результатах, объяснить их людям, если нужно– провести дополнительные исследования. Организация деятельности службы.
1. Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается: в целом в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России; в сфере органов управления субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга)— на первых заместителей начальников управлений; в сфере образовательного пространства районов, городов, районов в городах —на первых заместителей руководителей муниципальных органов управления образованием, а при их отсутствии в штатном расписании— на соответствующих специалистов; в образовательных учреждениях любого типа и профиля (первичное звено Службы) — на их первых руководителей. 2. Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет соответствующего бюджета и целевых средств учредителей—государственных органов управления образованием, местных (муниципальных) органов управления образованием и частных лиц.
3. Структурные звенья Службы предусмотрены в каждом типе образовательных учреждений Российской Федерации: детских дошкольных образовательных учреждениях;
общеобразовательных учреждениях начального, основного общего и среднего полного образования; учреждениях специального образования; сельских школах;
системе начального и среднего профессионального образования; учреждениях дополнительного образования; негосударственных образовательных учреждениях; высших образовательных учреждениях и др.
4. В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.
5. Административное управление осуществляется отделами службы практической психологии федерального уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учреждений образования. Деятельность этих структурных единиц направлена на определение стратегии развития и функционирования Службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы всех ее звеньев. 6. Профессиональное руководство осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных, областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.
7. Центры службы практической психологии образования являются образовательными учреждениями системы образования Российской Федерации (согласно положению об образовательных учреждениях психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам) и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность Центра и оказывает необходимую помощь.
8. Деятельность Службы осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности“психология”или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом государственного образца.
9. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с образовательным стандартом по профессии и квалификационными требованиями для представителей различных специализаций и категорий.
10. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства общего и профессионального образования России. 11. Назначение на должность педагога-психолога должно определяться на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности согласно действующим нормативам в системе общего и профессионального образования Российской Федерации. Научно-методическое обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам соответствующих подразделений службы практической психологии образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов Службы, так и на перспективу ее развития. Служба работает в тесном контакте с учреждениями медицины, органами опеки и попечительства, органами МВД и прокуратуры, представителями общественности, оказывающими образовательному учреждению помощь в воспитании и развитии детей. Кодекс психолога в образовании
Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен: держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;
использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса;
предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе;
использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает;
всегда способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;
использовать техники, соответствующие реальности данного человека. Направления работы психолога в ВУЗе.
а) Психологическое просвещение —повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри ВУЗовской прессы и др. б) Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов: по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем у студентов;
по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил ВУЗа, в основе которых— уважение чести и достоинства всех ее граждан; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех студентов ВУЗа с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся ВУЗа осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других предметов.
в) Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:
выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума.
Психологическая диагностика профессионального поведения педагога осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого преподавателя и выполняется в форме многопозиционного анализа занятий педагога на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи занятия. г) Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила ВУЗа или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для них, имеющих сходные поведенческие проблемы. д) Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в ВУЗе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Модели работы психолога в образовании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11