Рефераты. Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы - (диплом)

p>Программа мотивационного тренинга Хекхаузена построена на формировании у учеников "чувства причастности" к тому делу, которое они выполняют. Это чувство складывается из следующих компонентов:

    постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;

адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон; вера в эффективность собственной деятельности;

    получение обратной связи о достижении цели;

переживание ответственности за свои действия и их последствия. Нынешняя система организации обучения в ВУЗе оставляет мало возможностей для индивидуального обучения. Здесь мы имеем прежде всего в виду жесткую обучающую систему с ее стабильным расписанием и учебным планом - одинаковыми для всех, преподаванием предметов по единым учебным программам, использованием таких форм и методов обучения, которые оставляют небольшие возможности для творческой работы преподавателей по развитию студентов и формированию их личности. Отсюда цепочкой вытягиваются различные отрицательные явления, имеющие место в учебной работе в настоящее время: слабая учебная мотивация студентов, учение их ниже собственных способностей и возможностей, случайность выбора профессии и путей продолжения образования, внешне кажущаяся "неактивность" педагогов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое изучение мотивации и ее формирование –это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостности личности студента. Изучения учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса учебной мотивации, показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства общества и формирования у студентов новых целей и потребностей.

В нашей работе мы хотим привлечь внимание к тому, что в практике возможности изучения учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также и от уровней; по иерархичности учебной мотивационной сфере, т. е. подчинению непосредственным побуждений произвольным, осознанным их формам; по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов; по наличию мотивов ориентированных на длительную временную перспективу; по действенности мотивов и их влияния на поведение и т. д. Все это позволяет оценить зрелость учебной мотивационной сферы. Этот общий путь изучения мотивов варьируется, как видим из анализа полученных данных.

Пути становления и особенности мотивации для каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление учебной мотивации студента.

На основе результатов анализа, можно констатировать, что особенности поведения студентов проявляются по-разному, в зависимости от того в каких ситуациях оказывается личность. Более того, состояние учебной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на учебную мотивацию мнение сверстников с тем или другим уровнем способностей. Сочетание выделенных выше параметров мотивов (виды, уровни, этапы, качества, проявления) целесообразно изучать и диагностировать в разнообразных ситуациях реального выбора. Ситуация выбора имеет то преимущество, что они являются не только осознанные, но и реально действующие мотивы. Важно только чтобы студент понимал, что его выбор может привести к реальным последствиям для его жизни, а не останется только на словах. Именно тогда результатам такого выбора можно доверять.

Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам как успеваемость и посещаемость занятий, общая активность студентов по количеству его вопросов и обращения к преподавателю, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т. д. ).

Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения.

В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние имение учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т. д.

Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения студентов к учению и сформированности учебной деятельности. Так, показано, что умение студентов ставить учебную задачу влияет на характер отношения к учению, что соответственно вызывает и изменение отношения к учению, которое становится теоретическим.

Сделанный выше общий вывод был экспериментально подтвержден в нашем психологическом исследовании. Результаты обследования показали, что уровень социально-психологической особенности студенческого возраста определяется общей ориентацией и связанны с развитием самосознания, осознания положения собственно“Я”в системе общественных отношений. Вполне естественно, что учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связана с интеллектуальным развитием студента и налагает свой отпечаток на их личностное развитие в целом, поскольку повышает самооценку, саморегуляцию и восприятие культурных ценностей. В отличие от других мотиваций, учебная мотивация направлена на изучение влияния на различные сферы ее деятельности индивида, а также его поведение. Исследования в данной области показывают, что по всем психолого-педагогическим показателям, диагностированным у студентов (академические достижения, особенности“Я-концепции”, т. е. самосознания, самоуважения и самооценки, установки по отношению к учебному заведению, креативность, независимость, комформность, любознательность, тревожность локализация контроля, т. е. склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним, либо внутренним фактором и обстоятельствам, и, наконец, проявления в общении кооперации-конкуренции). Все эти исследования имели характер сравнительный, что сопоставлялось различными показателями исследований.

Вместе с тем, исследования показывают, что причины различных уровней учебной мотивации коренятся не только в психологии отдельных людей, но и в общих особенностях общественного устройства. Таковы главные обстоятельства, неразрывно связывающие авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучение в системе образования. Вот почему единственной надеждой для гуманистических педагогических инноваций являются укрепляющиеся во всех современных демократических обществах антитолитарные плюралистические ориентации, которые должны оставлять шанс на выживание самых различных тренинговых программ, в том числе и гуманистическим начинанием.

    БИБЛИОГРАФИЯ
    Альманах психологических тестов. М. , 1995.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. , 1973. 280 с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1968. – 339 с. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. : В 2 т. М. , 1980. Т. 1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л. , 1974, Выпуск 2.

Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М. , 1982. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. , 1976. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. , 1974. С. 122.

    Асмолов А. Г. Психология личности. МГУ, 1990.

Ассев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М. , 1976. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. Н. , 1996.

Бажин Е. Ф. , Голынкина Е. А. , Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. – Т. 5. - № 3. Бодалев А. А. Психология о личности. МГУ, 1988, с. 63.

Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М. , 1972.

Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. , 1972. С. 41-42.

Бондаренко С. М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л. Н. Ланды. М. , 1973. Вып. 2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. , 1986. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти. , 1989

Гальперин П. Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 1993. Годфруа Жо. Что такое психология. : В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М. , 1992. – 376 с. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.

Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. , 1974.

    Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М. , 1978.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Уч. пособие. - М. , 1997. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.

Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. , переработ. и доп. М. , 1970. Ковалев А. Г. , Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л. , 1957-1960. – 264 с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М. , 1988. – 191 с.

Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. – 175 с.

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л. , 1961. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. , 1977. – 304 с. Леонтьев А. Н. Лекция как общение. М. , 1974. С. 22.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. , 1989. С. 225.

    Леонтьев А. Н. Психология общения. Тарту, 1974. С. 178.

Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. , 1992. – 173 с. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. С. 17. Маслова Н. Ф. , Туренская Е. С. , Дубровина Р. С. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, Изд-во СКИУУ, 1993, 72 с. Маслоу А. Мотивация и личность. М. , 1954.

Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М. : Издательский центр “Академия”, 1997. – 432 с. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. , 1987. С. 124-128.

Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. М. , 1984. Пельц Д. , Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М. , 1973. – 87 с. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д. , АН СССР, Ин-т психологии. М. , 1986. – 254 с.

Проблема формирования ценностных ориентаций // Межвузовский сборник, МГПИ, 1987.

Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

Рубинштейн С. П. Основы общий психологии. - СПб Питер. , 1999. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М. : 1988. – 136 с. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л. , 1990. -256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.