Рефераты. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СССР (1917-1971 Г.) (ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ СССР - ЗАПАД) - (курсовая)

p>Теория и практика идеологической работы партии и государства 30 - 50-х годов заслуживает специального исследования. В рамках данной работы можно отметить только главное: эта работа была наступательной, активной, изобретательной, составляла единое целое со всеми планами хозяйственного, культурного, военного строительства. Большое внимание в этой работе уделялось молодежи. При этом учитывалось, что социально активная часть молодежи не может жить без масштабных высоконравственных целей; что молодежь может стать социально активной, патриотически настроенной, если будет добиваться своих личных целей в рамках понятных ей масштабных государственных целей. Такие цели формулировались, работа по их достижению тщательно организовывалась, успехи при достижении цели, преодолении трудностей, стимулировались материально и морально. Примеров можно привести много, рассмотрим один. В начале 30-х годов был выдвинут лозунг: “Молодежь - в авиацию”. Он был вызван очевидной необходимостью: создать в стране эту отрасль обороны и народного хозяйства. Была создана сеть аэроклубов, авиационных училищ, сформированы авиационные части, структуры гражданской авиации. Организации ВЛКСМ проводили индивидуальную работу с молодежью. Призыв к молодежи подкреплялся материально и морально. Например, первыми Героями Советского Союза стали не функционеры высоких постов, достигшие юбилейного возраста, а молодые парни, которые откликнулись на призыв руководства страны, стали высокопрофессиональными авиаторами и спасли челюскинцев. И далее высокие боевые и трудовые награды, а также связанные с этим привилегии и почет получала, главным образом, молодежь. Поэтому ее значительная часть чувствовала сопричастность с важными государственными делами [11В этом разгадка феномена: в конце 30-х годов, в условиях трудной материальной жизни общества, пошла на убыль уголовная преступность. Утверждают, что в конце 30-х годов в Ленинграде был проведен открытый суд над злостным хулиганом; он опрокинул на улице мусорную урну. Возможно, что это легенда, но в 60 - 90-х годах она родиться не могла. ].

Идеологической работе с народом страна в значительной степени обязана построением в кратчайший срок экономики, отражением агрессии фашистской Германии, многочисленных агрессивных действий Японии (Хасан, Халхин-Гол). Примерами массового сознательного героизма народа, проявляемого при защите Родины из чисто патриотических побуждений (не по принуждению, бесконтрольно со стороны властей), являются партизанское движение, действия подпольных организаций на временно оккупированной врагом территории, участие в обороне своих городов жителей Ленинграда, Сталинграда, Москвы, Севастополя, Одессы. Множество таких примеров было и в действующей армии. Достаточно указать на свыше шестисот случаев тарана вражеских самолетов советскими летчиками [12Первый такой таран утром 1941г. в небе над Перемышлем совершил старший лейтенант Иван Иванович Иванов. В этом бою он погиб. ], свыше двухсот случаев, когда люди закрывали своим телом амбразуры огневых точек противника, чтобы спасти товарищей и обеспечить успех боя. Большим недостатком в идеологической работе 30 - 50-х г. , который неминуемо проявляет себя в любом обществе, была нетерпимость, преследование инакомыслящих, произвол, силовые приемы. Страна при этом потеряла много талантливых деятелей искусства: писателей, художников, музыкантов и их произведений. Сейчас много и справедливо возмущаются уничтожением храмов, икон, других исторических и культурных памятников [13Вызывает, однако, недоумение что в водопаде возмущений такими фактами отсутствуют фамилии должностных лиц, их вызвавших и проводивших. ]. Все 20 - 50-е годы основная масса народа жила скудно, испытывая многие лишения. Такая большая часть народа как крестьянство была существенно ограничена в гражданских правах (отсутствие паспортов, трудность покинуть колхоз, кроме случаев вербовки на народнохозяйственные стройки весьма, впрочем, частых) [14Отъезд деятельной части населения в город был вызван быстрыми темпами развития промышленности и принял массовый характер. ]. Однако народ верил в партию и правительство, правильность его руководства. И дело здесь не только в хорошо поставленной идеологической работе, в насаждении культа личности. Причина в другом: народ видел успехи экономики и политики страны и верил, что это приведет к улучшению его жизни. Тем более, что планомерно предпринимались эффективные действия в этом направлении. Так, в 30 50-е годы советская система здравоохранения и народного образования считались лучшими в мире[[xii]], отставая до революции от развитых стран по продолжительности жизни населения на 15-18 лет, СССР к 50-м годам сумел догнать их; относительные расходы СССР на высшую школу в 30 - 50-е годы в 1, 5 раза превосходили расходы США [15Подготовка специалистов велась с опережением потребностей, что обеспечивало быстрый экономический рост. ]; уже в 30-е годы страна добилась всеобщей грамотности; к началу 50-х годов страна уверенно держала 3-е место в рейтинге по интеллекту и по праву считалась самой читающей страной мира; быстро развивались ранее отсталые нации и народности (см. выше); в конце 40-х - начале 50-х годов стало практикой систематическое снижение цен [16 И это сразу же с окончанием войны. ]. В результате вера народа в свое руководство не была поколеблена самыми суровыми испытаниями.

В стране уже давно (безотносительно к проблемам, рожденным революцией) назрела необходимость в реформе сельского хозяйства. Причина - низкая производительность труда, необходимость ее повышения. Для этого требовалось внедрять в сельскохозяйственное производство технику, минеральные удобрения, рациональный севооборот. Однако, это делало необходимым решение вопроса о рациональной организации сельскохозяйственного производства, о форме собственности на землю. После революции, в связи с задачей ускоренной индустриализации страны, при планировании реформы в сельском хозяйстве требовалось учесть условие: в задаваемые (крайне малые) сроки снабжать промышленность страны миллионами рабочих рук, обеспечить создание массовой системы школьного и вузовского образования.

    Альтернативными путями реформы были:

1) Сохранить прежнюю систему мелкого землевладения крестьян (фермерство). Но такие крестьяне не могли купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовать научно обоснованный севооборот, обеспечить индустрию рабочей силой.

2) Восстановить (создать) крупное землевладение. На пути создания крупных сельскохозяйственных производств, впервые стали Англия и США. В Англии руками мелких землевладельцев и ремесленников была совершена буржуазная революция (XVIII в. ). После этого мелкие землевладельцы были планомерно разорены и превращены в бродяг. Бродяг отлавливали и как скот отвозили на заморские плантации, где они и гибли. Зато из мелких земельных участков образовывались рентабельные крупные хозяйства.

В США для подобных целей были физически истреблены владельцы земли - индейцы и созданы крупные хозяйства, плантации. Затем в Африке отлавливали, как диких животных, негров и привозили их на плантации в качестве рабочего скота. В результате на крови и костях этих людей, а также населения колоний, обе страны осуществили экономический рывок. Для нашей страны этот путь “цивилизованных” государств был не приемлем: для русского народа в целом - по этическим и нравственным соображениям, для коммунистов, кроме того, по той причине, что этот путь требовал много времени, а его не было; приводил к непредсказуемым результатам (сколько крестьян и когда разорит помещик, какая и сколь долго будет существовать безработица); наконец он противоречил идеологическим установкам и целям партии.

3) Внедрение кооперации. Идея кооперации: крестьяне-частники, владея наделами земли, скотом и т. д. , сообща покупают и используют технику. От этого пути отказались, так как даже крупные кооперации не смогли бы купить и содержать технику, использовать минеральные удобрения, организовывать рациональный севооборот; не могло быть решено и условие - плановое обеспечение народного хозяйства миллионами рабочих рук.

4) Коллективизация. При этом крестьяне сдают свои земельные участки, рабочий скот, часть другого скота в коллективное пользование - колхоз. Результаты деятельности колхоза распределяются между его членами соответственно вложенному ими труду. Создается сеть машинно-тракторных станций (МТС), техника которых за определенную плату обслуживает сразу несколько колхозов (достигается возможность и рентабельность использования техники). При этом высвобождается необходимое число людей для промышленности, процесс перераспределения людей между областями народного хозяйства становится достаточно управляемым, исключается безработица.

Этот теоретически привлекательный план имел и недостатки, которые обернулись для народа бедствиями, зачастую голодом и нищетой. Прежде всего, такая форма хозяйства была психологически непривычна для веками воспитанных частников. Отсутствовали квалифицированные организаторы, способные на различных уровнях эффективно руководить такой формой производства, организацией колхозов, их жизни (см. М. С. Шолохов “Поднятая целина”). В условиях дефицита времени для преодоления производственных трудностей, а, главное, противодействия крестьян, чаще всего использовались командные силовые методы (например, широкомасштабное “раскулачивание”). Сторонники упомянутой выше второй версии борьбы группировок Сталина и Троцкого утверждают, что многие трудности были организованы и использовались сторонниками группировки Троцкого.

Тем не менее, план коллективизации был внедрен в жизнь. Теперь представляется безусловным, что это обеспечило экономический рывок страны в невиданно короткий срок (за десять лет - вместо веков в Англии и США) и в тяжелейших условиях экономической блокады, позволило выстоять во время Великой Отечественной войны.

Изучение условий функционирования народного хозяйства страны в 20 - 50-х годах приводит к выводу: его поразительные успехи могли быть достигнуты только благодаря расцвету отечественной науки. В большинстве важнейших позиций советская наука занимала лидирующее положение в мировой науке. Научная работа органически включалась в жизнь страны, научные результаты оперативно внедрялись в практику.

Не соответствуют действительности выдвинутые в настоящее время многими средствами массовой информации обвинения нашего руководства 30 - 50-х годов в личном невежестве, в пренебрежении наукой. Типичным для руководства той поры было стремление к научному обоснованию планов, к обеспечению рывков в народном хозяйстве, в других областях за счет научных достижений. Поэтому руководство не жалело средств для расширения академии наук, создания обширной сети научно-исследовательских институтов. Полезно привести следующие примеры. По заданию правительства академиком А. Н. Колмогоровым [17 А. Н. Колмогоров (1903 –1986 г. ), академик, выдающийся советский математик, труды которого получили мировую известность и признание. В частности, результаты, полученные академиком А. Н. Колмогоровым при разработке указанной методики, оказались настолько общими, что в настоящее время являются составной частью методологии использования математического моделирования при управлении различными системами. ]в 1943 г. была разработана методика для оценки эффективности артиллерийских систем. В результате использования этой методики, например, при очередной модернизации танка Т-34 он был вооружен пушкой калибра 85 мм. Танк Т-34-85 блестяще зарекомендовал себя на последнем этапе войны. Работа А. Н. Колмогорова до сих пор являются основополагающей в принципах оценки эффективности любых систем.

В 30-х годах рывок в области авиастроения был достигнут теоретическими трудами Л. Бартини [18Л. Бартини (1897 - 1973г. ), советский авиационный конструктор, итальянец по происхождению. ]: советская авиация первой преодолела рубеж скорости 400 км/час. В 50-х годах Л. Бартини разработал методику творческой деятельности в области конструкторских работ (“Методика И - и”). При использовании этой методики творческие возможности человека расширялись за счет комплексного использования закона о единстве и борьбе противоположностей в сочетании с математическим моделированием[[xiii]].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.