способствовало оттоку большого числа высококвалифицированных специалистов.
Это наглядно демонстрирует последняя реорганизация Госкомзема России, когда
с использованием механического подхода функции управления земельными
ресурсами страны перераспределили между Министерством имущественных
отношений России и Росземкадастром. Эффективность реорганизации оказалась
крайне низкой, поскольку функции управления очень тесно связаны между
собой. Кроме того, реорганизация способствовала дальнейшему оттоку
квалифицированных специалистов из ведомств. Многие высококлассные
специалисты аппарата управления и территориальных органов, уволенные из
Госкомзема России, не нашли работу в структурах Министерства имущественных
отношений РФ, которые формировались из людей, не очень сведущих в области
регулирования земельных отношений.
Анализ работы ведущих землеустроительных предприятий Краснодарского
края, в частности института КубаньНИИгипрозем, практический опыт многих
ведущих специалистов краевого и районных земельных комитетов, ряд статей ГК
и Закона о земельном кадастре позволяют сделать вывод об ошибочности
образования в субъектах РФ и муниципальных образованиях учреждений –
кадастровых палат с передачей им части управленческих функций земельных
комитетов, связанных с постановкой земельных участков на государственный
кадастровый учет. При этом финансирование осуществляется за счет средств
федерального бюджета. Однако, при реализации ряда инвестиционных проектов в
разных регионах России была замечена следующая тенденция: принятие каких-
либо решений усложнялось и происходило на совместных совещаниях
руководителей земельных комитетов и земельных кадастровых палат, так и не
сумевших разделить техническую деятельность, архивы, текущие материалы.
Это усложнило взаимодействие земельных органов с населением, которое
мечется между структурами комитета и кадастровыми палатами. По-видимому,
могли быть найдены другие решения, связанные с формированием источника
финансирования земельных комитетов не только за счет федерального и местных
бюджетов, но и в результате привлечения средств владельцев земельных
участков. Это не тот вариант, когда необходимо бороться за чистоту
государственной структуры: как органы юстиции взимают определенную плату с
клиентов, точно также за такие же государственные услуги могли взимать
плату земельные комитеты.
Кроме того, организация, планирование и практическое осуществление
землеустроительных и кадастровых работ осложнилось из-за передачи части
функций по управлению земельными ресурсами Министерству имущественных
отношений.
Такой ситуации, когда у одного объекта управления существует несколько
субъектов управления в принципе не должно быть. Любое распределение
полномочий с точки зрения управления одним объектом приводит к столкновению
интересов управляющих структур. Отношения между руководителями органов
управления в большинстве случаев негативные, выражающиеся в нежелании
обмениваться информацией и даже понимать друг друга. Поэтому все, что
связано с государственной функцией управления земельными ресурсами, должно
быть сосредоточено в одном органе управления.
Земля обладает специфичными свойствами как объект управления,
требующий большого объема информации, необходимой для управления. Нельзя
сравнивать здания (сооружения) и землю, это понятие разного ранга. В
случае, если управление земельными ресурсами будет передано структуре, у
которой это не основной вид управленческой деятельности, реализовать
принцип приоритетности земли не удастся.
Каков же реальный путь создания, как системы функционирования в целом
землеустроительных организаций, так и роли и места земельного комитета?
Во-первых, на первом этапе, начиная с краевого уровня, далее районного
(городского), целесообразно создать ассоциации землеустроительных
предприятий, объединив всех независимо от форм собственности на совершенно
добровольных началах и принципах. В задачу данной ассоциации должны входить
координация деятельности всех ее участников в части обмена информацией,
технологиями, выработка единой корпоративной политики по ценообразованию,
представлению интересов землеустроительных проектов и направлений перед
административными органами, единой политики в отношении качества и т.д. Все
это, конечно же, должно проходить при участии и под определенным, как бы
общественным контролем со стороны земельного комитета.
Один из сложных на сегодня моментов – функционирование бывших
производственных подразделений земельных комитетов, нынешних ГУПов
«Земельных Центров» краевого значения.
При этом, в порядке оказания взаимных услуг, предприятие за
техническое, технологическое руководство со стороны комитета имеют
возможность принять на себя определенные затраты на содержание комитета.
Сточки зрения существующих законов и положений такая схема возможна.
Однако, предлагаемые выше решения – это только первоочередные задачи в
части организации землеустроительного производства в городе. Ведь, имея
такие значительные объекты производства и анализируя реальный уровень
деятельности организаций по землеустройству (убытки во всех организациях),
приходим к выводу, что эффективность их работы остается на достаточно
низком уровне.
Происходит это, прежде всего потому, что целевые установки, имеющиеся
у организации, неполноценны и недостаточны для успешного выживания и
развития, множество целей, необходимых сегодня не реализуется, так как
отсутствует функциональный механизм управления, адаптированный к рыночным
отношениям;
практически отсутствует функциональный механизм маркетинга и
менеджмента;
очень слабо развиты финансово-экономические функции.
Имея смешанный механизм управления, наличие государственного
управления и бюджетного финансирования приводит, как показывает анализ к
серьезным проблемам:
задержки финансовых ресурсов и, следовательно, оплаты труда
работникам;
сокращению средств на капитальные вложения;
сокращению изыскательских и землеустроительных работ, из-за отсутствия
финансирования.
Все это вызывает ряд серьезных непреодолимых трудностей, задержек,
срывов, приводимых к невыполнению работ, убыткам и повышению уровня риска.
Организации движутся в сторону банкротства и сокращению штатов, уходу
ведущих специалистов профессионалов землеустроительного дела в другие
отрасли.
В связи с этим актуальным является развитие рыночного механизма
управления, функций предпринимательства, маркетинга и коммерции,
стратегического планирования развития организации в окружающей среде
рыночного характера. Необходимо формирование таких функций, как:
- организация оперативного учета и анализа факторов внешней окружающей
среды;
- оценка финансово-экономического состояния деятельности организации и
формирование стратегического бюджета выживания и развития;
- согласование хода выполнения проектов в соответствии с
производственной программой и потребителями рынка;
- управление жизненным циклом выполнения проектно-изыскательских
работ;
- организация и разработка рекомендаций по внедрению новейших
технологий проектно-изыскательских работ; разработка стратегий и
стратегического бизнес-плана;
- организация эффективного процесса производства проектно-
изыскательских работ на основе менеджмента и маркетинговых исследований;
- организация предпринимательства и коммерческой деятельности;
- управление ценообразованием.
Для создания эффективной системы управления, на мой взгляд, необходимо
выделить следующие организационно обоснованные блоки-подсистемы
оргструктуры управления, имеющие потенциал, систему критериев, показатели
эффективности, нормы и нормативы деятельности:
- производственно-техническую;
- финансово-экономическую;
- маркетинга и коммерции;
- организационно-административную (социальную).
Система управления строится на основе системного и ситуационного
подходов, присущих рыночным отношениям, которые предполагают:
. свободный выбор предпринимательской деятельности;
. стратегическую ориентацию в окружающей рыночной среде и
потребностях рынка;
. инновационную адаптацию потенциала и системы управления, исходя из
требований рынка;
. организацию дополнительного финансирования на основе развития
коммерческой деятельности;
. рациональное использование ресурсов, бережное отношение к
природопользованию и экологии в соответствии с миссией организации;
. оперативность, гибкость, надежность и адаптивность системы исходя
из требований рыночных отношений.
Конкурентоспособная система управления – это сложный механизм,
способный к саморегулированию и саморазвитию под воздействием окружающей
среды. Конкурентоспособность – это свойство социально-экономической системы
удовлетворять потребности рынка и развиваться под воздействием факторов
окружающей среды.
Задачами обеспечения конкурентных преимуществ являются:
- оценка своих потенциальных возможностей и конкурентного статуса;
- создание конкурентного потенциала фирмы исходя из конкурентных сил,
воздействующих на организацию;
- формирование рационального организационного проведения фирмы в
системе рыночных отношений.
В рамках реализации предложенной концепции конкурентоспособной системы
разработана организационная структура управлением землеустроительным
предприятием, городского комитета, основанная на развитии функций
маркетинга, коммерции и менеджмента.
Осуществление комплекса организационно-технических мероприятий,
связанных, прежде всего с созданием более совершенной структуры управления
проектно-изыскательскими землеустроительными организациями не должно
осуществляться без упорядочения и единообразия в вопросе ценообразования на
землеустроительные работы.
Для этих целей было бы целесообразным принять следующую схему
организации работ по ценообразованию.
Во-первых, технологию работ (особенно по новым видам) следует
рассматривать не только с точки зрения получения конечного результата, но и
с точки зрения ее экономичности. Поэтому каждая технология должна быть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22