Рост общего уровня цен в стране и переполнение в связи с этим каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей в них, появление избыточного денежного предложения. Это кризисное состояние денежной системы. Причина - диспропорции между различными сферами народного хозяйства, накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами гос. существует внутренние и внешние факторы инфляции. Внутренние: не денежные (монополизация производства, нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики) и денежные (рост гос долга, дефицит бюджета, эмиссия денег, увеличение скорости их обращения). Внешние - мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный). Формы проявления: рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег; понижение курса национальной валюты; увеличение цены золота. Виды инфляции: ползучая (3-4%), галопирующая (10-50%), гиперинфляция (свыше 100%). Темпы инфляции: 1. Инфляция спроса - возникает при избыточном спросе, что ведет к росту цен. Связано с ростом военных расходов, ростом гос долга, кредитной экспансией. 2. Инфляция издержек производства. Причины: снижение роста производительности труда (увеличение издержек на единицу продукции, сокращению предложения на товары и росту цен); расширение сферы услуг, появление новых видов с большими затратами и низким уровнем производства, что ведет к общему росту цен; повышение оплаты труда в результате активной деятельности профсоюзов; высокие косвенные налоги. Основные формы борьбы с инфляцией: денежная реформа (полное/частичное преобразование денежной системы с целью укрепления денежного обращения - девальвация, деноминация); антиинфляционная политика (комплекс мер по гос регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией: дефляционная политика (повышение % ставок, усиление налогового бремени, организация денежной массы); политика доходов (параллельный контроль за ценами и з/п путем их полного замораживания или установления предела их роста)). Необходимые меры для антиинфляционной политики: разработка и осуществление гос программ, развитие экономики, отраслей и ХС; проведение антимонопольной политики; изменение и совершенствование налоговой системы; стимулирование кредитно-инвестиционной деятельности банков; изменение денежно-кредитной политики, которая обеспечивает тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма.
Отечественный тип инфляции отличается от всех других (переход от плановой к рыночной экономике). Главным не денежным фактором инфляции в 90х гг являлись: кризис плановой хозяйственной системы, проявляющийся в спаде производства; неэкономичность производства выражается в затратном характере производства, низком уровне производительности труда. К основным денежным факторам относятся: развитие монополистических структур; дефицит бюджета; кредитная экспансия банков; долларизация денежного обращения; введение приватизационных чеков.
26. Источники формирования внеоборотных активов.
Собственные средства ХС, выбывшие из хозяйственного оборота. Но продолжающие числиться на бухгалтерском балансе. Это часть имущества организации, которая участвует в замедленном кругообороте, т.е. в течение длительного времени (более года). В 1 разделе баланса отражаются ОС (счет 01,02), НА (счет 04,05), капитальные и долгосрочные вложения (счет 03 «доходные вложения в материальные ценности», 07 «оборудование к установке», 08 «вложения во внеоборотные активы»).
ОС - часть имущества, используемая как средства труда в течение периода, превышающего обычный операционный цикл и стоимостью более 20000 руб. Внеоборотные активы - затраты организации на нематериальные активы. Принадлежащие ей на правах собственности, используемые в течение длительного времени (свыше 12 мес.) в производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности и приносящие доход. НА классифицируются: 1. Объекты интеллектуальной собственности (1. традиционные: промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, меры пресечения недобросовестной конкуренции); авторского права (научные публикации, литературные произведения, художественные произведения); ноу-хау (технические, технологические, медицинские, организационные и т.п.); 2. средства индивидуальной интеллектуальной собственности (товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товара)). 2. Права пользования ресурсами, имущественные права. Общими признаками НА являются: отсутствие вещественных материальных форм, использование в течение длительного времени, способность приносить пользу организации, высокая степень определенности с получением прибыли. Особенности лизинга как способа приобретения ОС обусловлен теми выгодами, которые несет в себе лизинговая сделка: налоговые льготы (лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции), возможность установления ускоренной амортизации на объект лизинга кроме автомобилей и мебели, возможность сохранения оборотных средств при прямом лизинге и их пополнения при обратном, что дает возможность использовать денежные средства более выгодно, право приступить к эксплуатации объекта лизинга без предварительной оплаты даже части его стоимости, возможность оплаты стоимости объекта лизинга за счет доходов от его эксплуатации, отсутствие авансового платежа и возможность отсрочки и гибкого графика платежей, периодическая замена устаревшего оборудования на более современное в короткие сроки (1 год), свободная юридическая база в области практического применения многообразия форм и типов лизинга, позволяющая осуществить сделки: возвратного лизинга, лизинга со свободным графиком платежей.
27. Казначейская система исполнения бюджета: понятие, сущность, принципы, преимущества использования.
Организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований. Переход к ней был вызван реформированием бюджетной и банковской систем, необходимостью усиления контроля за своеврем. поступлением средств на бюдж. счета и целевым расходованием бюдж. средств. При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешит надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюдж. обязательств, платежи от имени получателей бюджетных средств производят казначейские органы. Федеральное казначейство Минфина РФ выполняет операции со средствами ФБ, в случае заключения соотв. бюджетных соглашений - со средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Происходит переход на исполнение ФБ. через единый счет Федерального казначейства, открытый в учр-ниях ЦБ РФ (ранее по исполнению ФБ в кредитных учр-ниях отдельно открывались доходные счета и счета по учету средств ФБ). В результате в оперативном управлении Казначейства оказываются и доходные, и расходные потоки, что должно разделить информац. и ден. потоки, обеспечить ускорение финансирования, сократить встречные потоки, устранить кассовые разрывы. К операциям Федерального казначейства относится и краткосрочное прогнозирование поступлений на бюдж. счета и расходования бюдж. средств. Система позволяет сделать процесс его исполнения прозрачным и подконтрольным гос органам. Федеральное казначейство ведет учет исполнения бюджета и составляет отчетность, сверяет отчетные данные с данными органов, контролирующих исполнение доходной части бюджета, и кредитных учр-ний. Происходит переход по учету внебюджетных средств бюдж учр-ний на лицевых счетах в органах Федерального казначейства. В Федеральном казначействе действует телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству РФ и Гос Думе Федерального Собрания РФ. Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств ФБ (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы Федерального казначейства). В результате списание средств с бюдж. счета на основе платежных документов, представл. распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учр-ниями только после разрешит. надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержд. смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств. Последующий контроль за целевым использованием бюдж. средств выполняют территориальные органы Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России. Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учр-ниями налоговых и др. поступлений на бюдж. счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые счета). Органы Федерального казначейства наделены правами: проведения в мин-вах, ведомствах, учр-ниях, на пр-тиях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федер. бюджета; приостановки операций по счетам пр-тий, учр-ний и орг-ций в случае непредставления работникам органов Казначейства требуемых документов; изъятия соотв. документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюдж. законодательства, о взыскании средств ФБ, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учр-ния при несвоевременном проведении операций с бюдж. средствами; внесения предложений в ЦБ РФ о приостановлении действий лицензий кредитных учр-ний, нарушающих бюдж. законодательство. В ряде субъектов РФ (напр., города Москва, Санкт-Петербург, Ярославская обл. и др.) созданы регион. казначейства при финанс. органах, чьи функции по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям Федерального казначейства по исполнению ФБ.
28. Концепция временной стоимости денег и ее учет в финансовой деятельности предприятия.
Международная практика оценки эффективности инвестиций базируется на концепции временной стоимости денег. Ее основные принципы.
Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта. Он признается эффективным, если обеспечиваются возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал. Инвестируемый капитал, равно как и денежный поток, приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который, как правило, предшествует началу реализации проекта).
Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. При определении ставки дисконта учитывается структура инвестиций и стоимость отдельных составляющих капитала.
Суть всех методов оценки базируется на простой схеме: исходные инвестиции при реализации проекта генерируют денежный поток CF1, CF2…
Инвестиции признаются эффективными, если этот поток достаточен для: возврата исходной суммы капитальных вложений; обеспечения требуемой отдачи на вложенный капитал. Наиболее распространены следующие показатели эффективности капитальных вложений: дисконтированный срок окупаемости (DPB); чистый приведенный доход инвестиционного проекта (NPV=CFn/(1+r)^n); внутренняя норма прибыльности (доходности, рентабельности) (IRR=1/n*(Sn-So+?dk)/So). R-доходность, Sn - конечный капитал, So - начальный капитал (цена покупки), dk - промежуточные выплаты (арендные платежи), n - срок в годах. Данные показатели, как соответствующие им методы, используются в 2х вариантах: для определения эффективности независимых инвестиционных проектов (т.н. абсолютная эффективность), когда делается вывод о принятии/отклонении проекта; для определения эффективности взаимоисключающих друг друга проектов (сравнительная эффективность), когда принимается решение, какой проект принять из нескольких альтернативных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12