При длительных сроках страхования и умелом вложении средств учет нормы доходности позволяет страховщику заметно снизить страховой тариф, что укрепляет его положение в условиях конкуренции.
В составе доходов страховой организации учитываются также:
* суммы возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;
* комиссионные вознаграждения и тантьемы по договорам, переданным в перестрахование;
* комиссионные вознаграждения» полученные за оказание услуг страхо-вого агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;
* возмещение перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование;
* экономия средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. Прочие доходы от страховой деятельности -- это:
* суммы полученных процентов, начисленных на депо премий по рис-кам, принятым в перестрахование;
* суммы, полученные в порядке реализации права требования страховщика по страхованию имущества к лицу, ответственному за причиненный ущерб (регресс);
* прочие поступления от страховой деятельности.
В страховании понятие выручка и доход являются не тождественными, как это признает Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99; в силу специфики выручка от страховой деятельности превышает соот-ветствующий доход на сумму страховых резервов и части страховых премий, переданных в перестрахование.
Доходы от инвестиционной деятельности включают в себя:
* доходы от участия в других организациях;
* поступления от реализации основных средств, материальных ценностей и прочих активов;
* доходы от сдачи имущества в аренду;
* прочие доходы от объектов недвижимости;
* от реализации инвестиций;
* прочие доходы по инвестициям.
По своей структуре они во многом сопоставимы с операционными доходами и не противоречат им.
Доходы от финансовой деятельности и иной деятельности -- это:
* суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в предыдущие периоды на убытки;
* списанная кредиторская задолженность;
* проценты к получению;
* внереализационные доходы;
* доходы от прочей не запрещенной законом деятельности, непосредственно не связанной с осуществлением страховой деятельности. Приведение состава доходов страховых организаций в соответствие с действующими положениями по бухгалтерскому учету требуют приведе-ния в соответствие и страхового законодательства, в частности Положе-ния об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты на-лога на прибыль страховщиками за № 491 от 16 мая 1994 г.
Расходами организации при-знается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, при-водящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуще-ствления и направлений деятельности организации (в соответствии с По-ложением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99) подразделяются на:
* расходы по обычным видам деятельности;
* операционные расходы;
* внереализационные расходы.
По экономическим признакам расходы в страховании классифициру-ются по следующим группам:
1. Расходы по страховой Деятельности включают:
* расходы на выплату страхового возмещения и страховых сумм:
* отчисления в страховые резервы;
* отчисления на предупредительные мероприятия;
* отчисления в фонды пожарной безопасности.
Выплаты страховых сумм и страхового возмещения являются основ-цой статьей расходов страховщика как по удельному весу, так и по зна-чимости в организации страхового дела. В момент выплаты происходит выполнение финансовых обязательств страховщика перед страхователя-ми. На величину выплат влияют частота страховых случаев и опустоши-тельность (разрушительность) страхового случая. В отчете о финансо-вых результатах страховой деятельности данная статья расходов отра-жается как состоявшиеся оплаченные убытки.
Отчисления в страховые резервы представляют собой своеобразный ва-риант расходов будущих периодов. Потребность в формировании резервов обусловлена одним из существенных признаков страхования -- временной раскладкой ущерба. Случайный характер страховых событий подразумева-ет накопление средств страховщиком в благоприятный период, чтобы иметь возможность оказать помощь пострадавшим в неблагоприятный период.
В особую группу страховых резервов относят резерв предупредитель-ных мероприятий. Эта особенность проявляется как в характере его об-разования, так и использования.
Предупреждение является самостоятельной формой борьбы человека с неблагоприятными событиями, которая в хозяйственной деятельности используется наряду со страхованием. Однако в связи с тем, что предупредить неблагоприятное событие всегда экономически выгоднее, чем возмещать на-несенный им ущерб, страховые организации, как правило, принимают учас-тие в финансировании предупредительных мероприятий. Источником финан-сирования является нагрузка.
Новая статья расходов -- отчисления в фонд пожарной безопасности -- появилась в соответствии с Федеральным законом РФ "О пожарной безопасности" и постановлением Правительства РФ от 12.07.96 г. № 789. В соответствии с данными нормативными документами страховые организации производят отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей (взносов, премий) по противопожарному страхованию в размере не ниже 5% от этих сумм. Суммы страховых платежей по противопожарному страхованию, уплаченные страхователями-- юридическими лица-ми, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
2. Расходы на ведение дела.
Важным элементом расходов страховщика являются расходы на ведение дела. Согласно принятой в нашей стране классификации они включают расхо-ды на оплату труда, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на ко- мандировки, операционные расходы и некоторые другие. Источником финан-сирования расходов на ведение дела является нагрузка. Расходы на ведение дела играют важную роль в формировании себестоимости страховых опера-ций. В настоящее время наибольший удельный вес в расходах на ведение дела имеет оплата труда работников (около 80 % государственной страховой компа-нии); в дальнейшем, с развитием рынка, следует ожидать резкого роста расхо-дов на маркетинг, в особенности на самую дорогостоящую его часть -- рекла-му
Расходы на ведение дела могут быть представлены следующей струк-турой:
1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перест-раховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,
2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестра-хования. В целях настоящей главы к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахо-вание. Положения настоящего подпункта применяются к договорам перестрахо-вания, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками и брокерами;
4) вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорам перестрахования;
5) суммы процентов уплаченных на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
6) вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;
7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по до-говорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотрен-ных законодательством и (или) условиями договора;
8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;
9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам ока-занных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:
услуг актуариев;
медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с дого-ворами осуществляется страховщиком;
детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлением обоснованности страховых выплат;
услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комисса-ров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страхо-вой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;
услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;
услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов;
инкассаторских услуг;
10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью. В соответствии с гл.25 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации
До определения фи-нансовых результатов на основании специальных расчетов определяется сумма отчислений в страховые резервы, а также суммы возврата страхо-вых резервов, отчисленных в предыдущие периоды.
Финансовые результаты страховых операций -- это стоимостная оцен-ка итогов хозяйственной деятельности страховой организации. Они оп-ределяются по каждому виду страхования и по страховым операциям в целом. При подведении итогов хозяйственной деятельности страхового органа финансовый результат определяется за один год; при оценке эквива-лентности отношений страховщика и страхователей -- за тот период, который был принят за основу при расчете тарифа.
Финансовый результат страховых операций определяется путем сопостав-ления доходов и расходов страховой организации. В том случае, если доходы превышают расходы, организация имеет положительное сальдо.
Прибыль от страховых операций представляет собой разницу между ценой оказанных страховых услуг и их расходами. Прибыль определяется как по страховым операциям в целом, так и по каждому виду страхования. Отношение годовой суммы прибыли к годовой сумме платежей называет-ся рентабельностью страховых операций. Показатель рентабельности оп-ределяется по каждому виду страхования и по страховым операциям в це-лом.
Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное разви-тие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появ-ление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.
Развитие страхового рынка в России в настоящее время осложняется ря-дом факторов, связанных с общим кризисным состоянием экономики. Конк-ретно это выражается в следующем:
* нестабильность национальной денежной единицы как всеобщего эквива-лента во многом лишает страховой бизнес здоровой экономической осно-вы для существования страховых операций. Инфляция опбдрывает осно-вы долгосрочного страхования жизни. Для нормального функционирова-ния страхового рынка нужен реальный курс национальной валютной единицы. Твердая валюта является условием стабилизации экономики, надо решительно идти по пути укрепления рубля, к обеспечению его конверти-руемости;
* существенным фактором неустойчивости в деятельности страховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свобод-ных средств, обеспечивающих как гарантированную сохранность ин-вестированных средств, так и стабильную прибыль от этих активов;
* особой проблемой является недостаток профессиональных кадров в об-ласти страхования, грамотных актуариев. Над решением этой проблемы предстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса. Необходимо преодолеть "девальвацию" труда страхового работника, сде-лать его престижным. Государственное значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых ра-ботников, способных ставить и творчески решать сложные проблемы в условиях перехода к рыночной экономике. Нужен жесткий профессио-нальный отбор кадров, что в определенной степени даст контрактная си-стема, применяемая в других странах и начавшая внедряться в нашу хо-зяйственную практику;
* следующая группа проблем связана с развитием страхового инвестиро-вания -- неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах ин-вестирования негативным образом сказываются на инвестиционной состав-ляющей страхования. Отсутствие в нашем законодательстве использования таких активов, как ссуды, снижает привлекательность и конкурентоспособ-ность российских страховщиков;
* законодательная база по регулированию страхового рынка остается слабо разработанной и требует своего совершенствования. Отсутствует комплек-сный и системный характер нормативной базы; слабо работает механизм регулирования и использования денежного потока, формирующегося в стра-ховании;
* вступление России в ВТО свидетельствует о процессах глобализации, которые непременно окажут влияние на отечественный страховой рынок. Здесь основной проблемой является государственная полити-ка по урегулированию данного процесса и прежде всего соблюдение опре-деленных этапов развития (пока такая этапность соблюдается). Молодой отечественный страховой рынок и мощный финансовый и профессиональ-ный могут нарушить сложившееся равновесие на страховом рынке, это, в свою очередь, может способствовать усилению оттока капитала из страны и на этой основе развитию внешней зависимости и ослаблению стратеги-ческой значимости страхования.
Существенно расширяются границы страхования в связи с осу-ществлением акционирования и развитием предпринимательства. Необ-ходимо разрешить продажу нерентабельных предприятий и за-консервированных строек. Следует самым тщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажи земли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальную основу под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродить страховые интересы, активизировать страховую работу.
Важную роль в развитии страхового рынка призван сыграть целенап-равленный процесс формирования соответствующих предпосылок и ус-ловий, которые можно сгруппировать следующим образом:
-- добровольность создания страховых учреждений и аккумуляции де-нежных средств физических и юридических лиц;
-- целенаправленность на обеспечение .режима наибольшего благоприят-ствования страховщикам в кредитном, расчетном, консультационном, посредническом и других видах обслуживания;
-- признание многообразия организационных форм проведения страхового дела -- акционерные, взаимные, государственные страховые организации;
--принятие необходимых законодательных актов, разработка типовых уста-вов различных видов страховых обществ, единого делопроизводства, бух-галтерского учета и отчетности и т. д.;
-- предоставление широких возможностей в формах, методах и видах
деятельности страховщиков; развитие научно-информационного и
кадрового обеспечения страхового дела.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что целостность системы страхования обеспечивается главным образом за счет единства функциональ-ных связей ее звеньев.
Обобщение тенденций и закономерностей развития страховых организа-ций в странах с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о целесооб-разности учета некоторых из них при становлении страхового рынка в нашей стране. Здесь имеется в виду следующее.
1. Необходимо содействие в образовании экономически сильных стра-ховых обществ.
2. Целесообразно постоянно расширять перечень услуг страховщиков, организуя консультационные, рекламные и другие службы, которые помогали бы в освоении рыночного механизма.
3. Необходимо создать научно-методическое и кадровое обеспечение страховой системы, проводить широкомасштабную публично-просве-тительную работу.
4. Нужна антимонопольная нормативно-правовая база страховой сис-темы. Должна проводиться целенаправленная работа против всеобъ-емлющего господства страховых монополий. При этом следует, по-видимому, признать объективность процесса их образования в усло-виях рыночной экономики.
5. Усложнение процессов в страховом деле требует повышения роли го-сударственного регулирования.
В более широком плане проблемы развития страхового рынка в Рос-сии видятся как переход от нерыночного общества к рыночному. Про-блема рынка предстает не только как чисто экономическая, но и как со-циальная, политическая и национально-государственная. Речь идет о пе-реходе от одной системы классово-имущественных отношений к новой для нашей страны социально-экономической и политической системе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7