Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для бан-ка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он. сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операци-ями без лишних затрат.
Многие банки для поддержания и расширения полезных банков-ских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу корреспон-дентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои по-зиции в деловом мире. Степень развития и количество корреспондент-ских связей могут стать основой для более глубокого подчинения од-них банков другими. Практически все банки, осуществляющие расче-ты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе. В целом сроки платежей здесь минимальные. Вмес-те с тем электронный способ перевода финансовой информации у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции могут участвовать 3 -- 4 банка). Однако разветвленная система прямых корреспондентских отно-шений приводит к рассредоточению денежных средств по многочис-ленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции в этом случае носят локальный характер, так как затрагивают платежи клиентов ограниченного числа банков. Для полного удовлетворения потребно-стей клиентов банка в организации платежного оборота коммерче-скому банку необходимо было бы устанавливать прямые корреспон-дентские отношения условно с тысячей банков, т.е. открыть тысячу корсчетов, что для среднего банка неприемлемо. Кроме того, парт-нерство между банками в процессе установления корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов .и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности. В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банка. В конечном счете, при установлении корреспондент-ских отношений получение пользы для банка должно сопоставляться с издержками. Количество корсчетов должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотно-шений. Список банков-корреспондентов периодически должен пере-сматриваться для исключения наименее активных банков.
Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за фи-нансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившей-ся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков по-казывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной ва-ловой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, име-ющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Коррес-пондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эф-фективности функционирования российской платежной системы.
2.4 Межбанковский клиринг
Главным направлением коренного улучшения расчетов между бан-ками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга.
Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) уча-стников погашаются их же денежными обязательствами (кредитор-ская задолженность) без использования реальных денег или с их ми-нимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рас-сматривать как одну из форм проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств.
Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платеж-ных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает рас-четы. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряют-ся расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что в ко-нечном счете способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.
Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри стра-ны, так и между странами (международный валютный клиринг). Ор-ганизация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от ис-торических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.
Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:
* по периодичности их проведения;
*по составу участников.
По периодичности проведения взаимозачетов клиринг может быть разовым или постоянно действующим. Разовый клиринг прово-дится эпизодически по мере накопления дебиторско-кредиторской задолженности. Постоянно действующий -- осуществляется перио-дически независимо от состояния денежных обязательств и денежных претензий участников. По составу участников клиринг осуществляет-ся либо между двумя юридическими (физическими) лицами, либо между их группами, объединенными по отраслевому или территориа-льному признакам.
Организация клиринга варьируется в зависимости от того, явля-ются ли банки--участники взаимозачетов самостоятельными юриди-ческими лицами или они входят в состав одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками.векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачи-вая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организа-циях. При внутрибанковском клиринге все расчеты, связанные с не-обходимостью перевода денег клиентом одного филиала клиенту дру-гого филиала одного банка на основании различных расчетных документов, осуществляются путем отнесения этих сумм в адрес го-ловного офиса, клиринговый отдел которого и производит зачет по филиалам собственной системы.
В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка, и общегосударственным, кото-рый предполагает зачет взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны, В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый:
*через учреждения Центрального банка РФ и крупнейшие ком-мерческие банки;
*через специальные межбанковские организации -- расчетные (клиринговые) палаты;
*через клиринговый отдел (расчетный центр) головного-банка. Клиринг возможен при наличии хозяйственных или других связей
между его участниками, если эти связи носят характер взаимных де-нежных отношений. Эти связи должны быть либо взаимными, либо последовательными. При взаимных хозяйственных связях движению стоимости от одного участника к другому противостоит встречное движение стоимости от второго участника к первому. При этом виде хозяйственных связей взаимные денежные обязательства и денежные претензии одного участника по отношению к другому являются соот-ветственно денежными претензиями и денежными обязательствами второго по отношению к первому.
На практике взаимные хозяйственные связи встречаются реже, чем последовательные, при которых происходит одностороннее дви-жение стоимости через ряд экономически обособленных участников общественного производства. В результате такого движения стоимо-сти имеет место и одностороннее направление денежных расчетов. Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей образуется по-следовательная цепь денежных расчетов. Важным моментом является то, что каждый из участников клиринга должен являться звеном этой цепи и эти звенья должны быть связаны между собой, с одной сторо-ны, денежными обязательствами, а с другой -- денежными претензи-ями.
Наиболее эффективным является многосторонний клиринг, ког-да его участники имеют денежные обязательства и требования во взаимоотношениях со многими другими участниками. Предположим, что между участниками клиринга было проведено множество опера-ции, документы по которым предъявлены is клиринговый центр для зачета и отражены по неденежным лицевым счетам. В зарубежной практике такие счета носят название «транзитный счет-позиция» и представляют собой отношение суммы предъявленных к зачету дол-гов к сумме взаимно погашенных.
Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимо-сти, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксиро-ванных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.
Многие российские банки проводят между собой расчеты в по-рядке непосредственного перевода денег с использованием взаимных корреспондентских счетов. Это способствует более четкой организа-ции расчетов, но не сокращает массу реальных денег, а скорее спо-собствует их иммобилизации, так как расчеты через корсчета застав-ляют банки хранить крупные суммы в банках-корреспондентах. Раз-меры этих средств сравнимы с текущими денежными запасами, включая их остатки в РКЦ. В 1992 г. Центральный банк РФ совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей осуществления межбанковского клиринга в новых условиях хозяйст-вования. В результате было выработано временное положение о кли-ринговом учреждении.
Положение предусматривало, что клиринговое учреждение созда-ется на основе любой формы собственности и осуществляет свою дея-тельность на коммерческой основе. Деятельность клирингового уч-реждения определяется его уставом и осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ. Учредителями кли-рингового учреждения могут быть коммерческие банки, Централь-ный банк РФ и другие юридические и физические лица, за исключе-нием органов власти, политических организации и специализирован-ных общественных фондов. Организацией клиринговых расчетов могут заниматься и специальные (внебанковские) структуры -- кли-ринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Целью создания таких учреждений является проведение клиринговых расчетов не только между местными банками. В сферу их деятельности включаются также и межрегиональные расчеты.
Основные задачи клиринговых учреждений сводятся к следую-щему:
*ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями в Российской Федерации и с другими го-сударствами;
*повышение достоверности и надежности расчетов;
*развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (че-ков, векселей, кредитных карт и др.);
* наиболее рациональное использование временно свободных ре-сурсов банков;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6