Рефераты. Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов коммерческими банками на примере ОАО "Уралсиб"

p align="left">- выдача документов без акцепта или платежа;

- прием, проверка и отсылка документов на инкассо;

- изменение инструкций на инкассо.

Использование инструментов финансирования торговли коммерческих банков позволяет клиентам добиваться значительного снижения коммерческих и финансовых рисков при осуществлении экспортно-импортных операций, сократить расходы, а также оптимизировать финансовые потоки.

Банки предлагает своим клиентам следующие продукты и услуги в области финансирования торговли и проведения международных расчетов [20, с.478]:

- финансирование импорта - финансирование клиентов в форме открытия аккредитива и/или выставления банковских гарантий (при необходимости подтвержденных первоклассными международными банками), организация расчетов и финансирование импортных сделок с привлечением банков и международных финансовых организаций, агентств экспортного страхования;

- индивидуальное консультирование по оптимизации расчетов: помощь в организации расчетов с учетом специфики страны-контрагента, разработка платежных статей контрактов и договоров, полный спектр услуг по обслуживанию импортных/экспортных аккредитивов, в том числе при расчетах в рублях со странами СНГ - открытие, авизование, подтверждение, перевод (трансферация), осуществление платежа, организация негоциации (в том числе дисконтирования) документов по экспортным аккредитивам;

- предоставление всех видов гарантий, а также резервных (stand-by) аккредитивов, в т.ч.: разработка текстов гарантий, максимально защищающих интересы клиентов, авизование и подтверждение подлинности гарантий, выпущенных иностранными банками в пользу клиентов, чистое и документарное инкассо.

Использование данных продуктов и услуг при импортных (закупочных) операциях обеспечивает клиентам - импортерам следующие преимущества:

- снижение кредитных рисков за счет отказа от авансовых платежей,

- снижение страновых и юридических рисков во внешнеторговых контрактах,

- обеспечение гарантии оплаты поставщику только при условии поставки товара в строгом соответствии с номенклатурой, качеством и в оговоренные сроки отгрузки,

- существенное снижение стоимости финансирования импорта (закупок) по сравнению с простым кредитованием,

- возможность получения рассрочки оплаты за поставляемый товар,

- возможность продемонстрировать партнерам свою компетентность в области организации расчетов по торговым сделкам, а также подтвердить свою платежеспособность.

С другой стороны, преимущества от работы с инструментами финансирования торговли банка получают и клиенты, выступающие в сделке в роли продавца:

- гарантия получения оплаты со стороны банка за поставленный товар, при выполнении условий контракта по отгрузке товара,

- четко регламентированная и быстрая процедура получения оплаты за поставленный товар после отгрузки,

- повышение конкурентоспособности предлагаемого товара за счет предложения различных форм оплаты за товар без повышения риска неоплаты,

- возможность получения финансирования для закупок товара при осуществлении посреднических операций за счет структурирования финансовых потоков с использованием трансферабельных (переводных) или компенсационных (back-to-back) аккредитивов.

2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов

Актуальность изучения банковских услуг ведущих иностранных банков, таких как «Чейз Манхэттен бэнк», «Ситибэнк», «Бэнк оф Нью-Йорк» (США), «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Ферайнц банк» (Германия), «АБН АМРО Банк», «ИНГ-Бэрингз», «Рабо-банк» (Голландия), «Сосьете Женераль», «Банк Насиональ де Пари» (Франция), обусловлена необходимостью адаптации российских банков, интегрирующихся в мировую финансовую систему (МФС), к условиям предоставления и стандартам качества международных банковских услуг.

Увеличение возможностей банка предоставлять банковские услуги при помощи современных технологий обозначило такую тенденцию, как реорганизацию каналов сбыта банковских услуг. Реализация банковских услуг традиционным способом теряет свою актуальность, на первый план выходят реализация при помощи электронных систем связи: телефона, факса, компьютера. Большое внимание уделяется созданию новых консультационных структур и мини расчетных центров для клиентов. Все большую актуальность приобретает стратегия перевода большей части клиентов на самообслуживание с сохранением института персональных менеджеров для крупных корпоративных клиентов. По мнению западных экономистов, в настоящее время более 50 функций можно выполнять на основе самообслуживания [41, с.255].

В свою очередь, целесообразность и эффективность систем филиалов и отделений является первостепенной проблемой современных транснациональных банков. С одной стороны, такие банки, как «Чейз Манхеттен бэнк», «Ситибэнк», «АНБ АРМО Банк», «Дойче банк», благодаря развитым филиальной и корреспондентской сетям (около 2 тыс. отделений и 4 тыс. банков-корреспондентов), предоставляют комплексные портфели банковских услуг независимо от географического положения клиента [48, с.73] . С другой стороны, одной из проблем ведущих банков является реструктуризация филиальной сети, поскольку современные системы управления многофилиальных банков ведут к удорожанию стоимости банковских услуг и дополнительным издержкам. Таким образом, каналы реализации банковских услуг должны, с одной стороны, обеспечивать оптимальный уровень продаж, а с другой, - снижение затрат. Современные банки решают эту проблему с помощью использования новейших информационных технологий с использованием Интернета. При переводе банковского обслуживания в режим «он-лайн» существенно уменьшается количество посетителей филиалов и, соответственно, объем филиальных операций с 44 % до 28 %. В результате чего снижение расходов банков составит от 8 % до 20 % [48, с.115].

Повышается необходимость текущего пересмотра каналов реализации банковских услуг в целом, а не только системы филиалов. Такие факторы, влияющие на эффективность обслуживающей сети, как развитие информационных технологий, стандартизация банковских услуг и улучшение их качества, усиление интеграционных процессов в финансовой сфере, ведут к новым принципам сегментирования клиентов и появлению новых форм обслуживания. Как отмечает Ж. Ривуар, известный теоретик банковского дела, «пути и характер обслуживания клиентов в современном банке находятся в противоречии между стандартизированными банковскими услугами и индивидуализированными услугами с интенсивными консультациями и микросегментированием» [40, с.222]. Поэтому стратегически важной задачей современного банка при оптимизации своих каналов реализации банковских услуг является определение равновесия между тремя вариантами предоставления услуг:

1) стандартизированные базовые услуги без консультаций;

2) оказание услуги с активными консультациями;

3) решение финансовых проблем с микросегментированием и интенсивными консультациями.

Задача состоит в том, чтобы обеспечить сегментированные группы клиентов стандартизированными банковскими услугами, основанными на самообслуживании, за счет использования информационных технологий с вариантом получения консультаций. В идеале сочетание стандартизированной и сегментированной услуг становится продуктом индивидуального спроса.

В целом, перспективы развития банковских услуг корпоративным клиентам в западноевропейских и американских банках на ближайшие годы основаны на следующих трех факторах структурных изменений в банковском секторе [40, с.165]:

1) вхождение в отрасль;

2) диверсификация деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг;

3) развитие услуг на рынке ссудных капиталов.

Понятие «вхождение в отрасль» подразумевает создание транснациональными корпорациями «внутренних банков». Примерами таких банков являются «Вольвобанк», «Бритиш Петролиум», «Рено», которые полностью обслуживают финансовые потребности своих учредителей.

Диверсификация банковской деятельности за счет предоставления внебалансовых услуг обусловлена повышением роли консультационных и информационных услуг. Значительно увеличились консультационные услуги в области финансового консультирования, слияния и поглощения, поиска стратегического инвестора, международного налогового планирования, приватизации и банкротства.

Увеличение внебалансовых услуг также связано с ростом информационных услуг. В условиях современной МФС информационные ресурсы трансформируются в реальные экономические ресурсы, информационные услуги превратились в объект потребления и производства, в результате чего банк выполняет функции информационного и консультационного центра для клиента.

Важное место в развитии банковских услуг занимают услуги на рынке ссудных капиталов, поскольку для банка их предоставление ведет к увеличению доли процентных доходов и ликвидности. В условиях МФС значительно увеличилась доля новых банковских услуг по кредитованию транснациональных корпораций. Так, крупные банки с разветвленной международной сетью, предоставляют своим клиентам право выбирать страну, валюту и процентную ставку кредита. Такой тип кредитования получил название мультивалютной кредитной линии. Большую популярность приобретают мультиопционные кредитные линии - сочетание обычных кредитных линий с правом заемщика выбирать различные инструменты финансового рынка, что позволяет клиенту выбирать из широкого круга банковских услуг наиболее дешевые источники финансирования [40, с.211.

В современной мировой банковской системе одним из динамично развивающихся участков работы коммерческих банков являются расчеты. Причинами этого послужили конкуренция на рынке банковских услуг, необходимость обслуживания крупных холдинговых структур, развитие в этих структурах новых современных технологий управленческого учета и бюджетирования.

Потребности таких холдингов в расчетном обслуживании эволюционируют вместе с технологиями управления и уже в настоящее время существенно превышают функциональность, предлагаемую зарубежными банками в рамках традиционного продукта «расчетно-кассовое обслуживание» (РКО).

Как следствие, у коммерческих банков появляется возможность вывода на рынок нового продукта, призванного удовлетворить эти растущие потребности. В практике крупных зарубежных банков набор таких услуг, предлагаемых клиентам, обобщенно называют Cash Management Service. Для обозначения услуг Cash Management Service мы будем использовать термины «расчетно-информационное обслуживание корпоративных клиентов» или просто «расчетно-информационное обслуживание» [30, с.23].

Суть расчетно-информационных услуг хорошо раскрывает описание потребителей (и их целей), которых можно разделить на две основные категории.

Первая категория - крупные холдинговые компании с разветвленной региональной организационно-финансовой структурой. Основными целями таких компаний при покупке расчетно-информационных услуг являются: построение эффективной системы управления денежными средствами - усиление финансовой дисциплины внутри холдинга и организация контроля за использованием денежных средств дочерними и зависимыми структурами; достижение оптимального (по критериям доходности и качества управления ликвидностью) использования денежных средств, распределенных по счетам предприятий, входящих в холдинг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.