Рефераты. Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

p align="left">Подключение сложных средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем, требующих визита специалиста банка в офис клиента, экономически невыгодно для банков предоставлять за 10 дол. США. Если установить комиссии за подключение средства «банк--клиент» и оказание дополнительных услуг платежных систем для крупных и средних предприятий в размере 100 дол. США, то они покроют издержки банка по ежедневному содержанию и обеспечению рабочего места двух специалистов, участвующих в установке соответствующего программного обеспечения. Такой размер комиссии за подключение будет приемлем для предприятия, получающего интересные дополнительные возможности по автоматизации ряда бизнес- и учетных процедур. Дополнительные услуги платежных систем следует ориентировать в основном на крупные и средние предприятия с оборотом, например, свыше 1 млн руб. в месяц. Таких предприятий в нашей стране, как указано выше, порядка 25% от 2,5 млн реально работающих, т.е. 625 тысяч.

Предположим, что каждое крупное или среднее предприятие один раз в год будет получать обновленную версию программного обеспечения или менять банк и платить за это по 100 дол. США. В совокупности доходы коммерческих банков от подключения средства «банк--клиент», оборудования приема пластиковых карт или сложных дополнительных услуг платежных систем тогда составят 62 млн дол. США. Эти доходы, как и доходы от эмиссии пластиковых карт, будут покрывать издержки банков, прибыльная составляющая в них будет минимальна.

Собственно прибыль банки будут получать от абонентской платы за использование отдельно каждого программного модуля средства ДБО или дополнительной услуги. Для крупного или среднего предприятия плата за каждый модуль в размере 10 дол. США с учетом ощутимого экономического эффекта от их использования будет необременительна. Каждое крупное предприятие будет платить коммерческим банкам за 4 программных модуля - это, например, средство ДБО, подтверждение электронной подписи и пересылка электронной корреспонденции, электронная коммерция и автоматизация бухгалтерского учета. Совокупная абонентская плата за использование сложного программного обеспечения дополнительных услуг платежных систем со стороны крупных и средних предприятий вполне может составить 225 млн дол. США.

В совокупности комиссионный доход банков от многочисленных небольших клиентов и небольшого числа крупных и средних клиентов за использование средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем ожидается на уровне 787 млн дол. США в год. Из этой суммы на покрытие текущих издержек банков по настройке и выдаче простых средств ДБО, установке в офисе клиентов сложного программного обеспечения потребуется 82 млн дол. США. Разница между текущими доходами и текущими расходами составит 705 млн дол. США и может рассматриваться как источник средств на разработку программного обеспечения.

Заключение

Совокупные прямые комиссионные доходы коммерческих банков от расчетно-кассовых операций составили в 2006 г. 38 млрд руб., косвенные процентные доходы от размещения средств остатков расчетных и текущих счетов 34 млрд руб. Кассовые операции принесли банкам 15,9 млрд руб. дохода, обслуживание рублевых расчетных счетов предприятий 10,6 млрд руб., текущих валютных счетов предприятий 6,1 млрд руб., карточных счетов 5,3 млрд руб. Совокупные издержки банков на поддержание инфраструктуры дополнительных офисов и филиалов составляют оценочно 77 млрд руб., из которых 60% приходится на расчетно-кассовые операции.

Крупные предприятия (с оборотом от 10 млн руб. в месяц) составляют 6% клиентов банков и приносят 75% дополнительного процентного дохода. Счета малых предприятий составляют 75% клиентов и приносят в среднем 64 дол. США на один счет в год косвенного процентного дохода. Обслуживание одного счета крупного предприятия приносит в среднем 1 244 дол. США комиссионного дохода, малого предприятия 58 дол. США. Содержание одного филиала или дополнительного офиса банка обходится в год в 250 тыс. дол. США, из которых 150 тыс. дол. США будут издержками на расчетные и кассовые операции. Обслуживание одного расчетного счета малого предприятия обходится банкам в 322 дол. США в год.

Издержки банков на эмиссию или годовое обслуживание одной простой карточки составляют 5,5 дол. США в год и почти полностью покрываются соответствующими комиссиями. Комиссия банков за выдачу наличных через банкоматы составляет в среднем 0,3% от суммы, хотя банки декларируют комиссии и на уровне 1%, за взнос и выдачу наличных традиционным образом банки получают в среднем 0,07%. Издержки банков на обслуживание одного банкомата составляют максимум 1 000 дол. США в месяц, прибыли до 500 дол. США в месяц. Издержки обслуживания POS-терминала составляют до 500 дол. США в месяц, для их покрытия ежедневно необходимо проводить минимум 7 платежей, тогда как фактически проводится в среднем 1 платеж.

Получается, что прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций покрывают только 82% соответствующих издержек, в положительный результат эти операции выводят только дополнительные косвенные процентные доходы от размещения остатков средств текущих счетов. Реально прибыльны для банков только обслуживание счетов крупных предприятий, а каждый счет малого предприятия приносит банкам убыток в размере 200 дол. США за год. Ситуация с прибыльностью обслуживания крупных и малых предприятий усугубляется фактором активного использования крупными предприятиями средств ДБО и не применением этих средств большинством малых предприятий.

Несмотря на существенно меньшие показатели средних оборотов и остатков по карточным счетам населения в сравнении даже с обслуживанием малых предприятий, карточный бизнес остается для банков интересным и динамически развивается. Привлекательность карточного бизнеса для банков заключается в массовом использовании средств ДБО. Из-за этого каждый владелец карты посещает банковский офис в среднем не чаще двух раз в год, тогда как представитель одного работающего малого предприятия посещает банк в среднем 72 раза в год. За каждую платежную операцию и операцию снятия наличных с помощью платежных карт банки получают в несколько раз большие комиссии, чем за обслуживание счетов малых предприятий.

Таким образом, расширение безналичных расчетов за счет малых предприятий в рамках традиционной модели обслуживания банкам не интересно и обернется существенным ростом убытков. Банкам необходимо переводить подавляющее большинство клиентов на дистанционное обслуживание и внедрять другие новации в технологии платежных систем. Стимулирование этих процессов возможно в рамках тарифной политики банков -- необходимо существенно повысить тарифы за традиционное обслуживание и снизить за дистанционное и дополнительные услуги.

Было предложено установить комиссии за открытие и годовое обслуживание счета юридического или физического лица на уровне минимум 5 дол. США. За традиционное обращение в банк для проведения платежа, получения выписки, сложных расчетов или разрешения конфликтных ситуаций -- на уровне 2,5 дол. США. За выдачу небольших сумм наличных через банкоматы 0,5%, традиционным образом через кассу 1%, за взнос крупных сумм наличных 0.3°с. Такой уровень комиссий основывается в основном на тарифах карточных платежных систем и российских банков за расчеты в иностранной валюте.

За подключение и ежемесячное использование средств ДБО предлагается брать минимум 10 дол. США, на уровне минимальной платы за мобильный телефон. Предлагается брать по 100 дол. США за выезд специалиста банка в офис клиента для установки или сервисного обслуживания программного обеспечения «банк-клиент» и его привязки к учетной программе, установки модуля электронной коммерции, подтвержденной электронной почты, интернет-трейдинга и других дополнительных услуг платежных систем. За месячное использование каждым таким программным модулем в отдельности предлагается брать также по 10 дол. США.

При таких тарифах банки смогут в совокупности за год получать за открытие счетов 206 млн.долл, за ведение счетов 413 млн дол, за традиционное физическое обслуживание клиентов 48 млн дол., за проведение расчетов в иностранной валюте 194 млн дол. За выдачу наличных через банкоматы через 3-5 лет можно получать 1350 млн дол. без учета инфляции в текущих ценах, за прием и выдачу наличных традиционным образом через кассы 855 млн дол. За подключение средств ДБО можно получать 20 млн дол. ежегодно, за использование средств ДБО 480 млн дол., за установку программного обеспечения в офисе клиента 62 млн дол., за использование программного обеспечения дополнительных услуг 225 млн дол.

В совокупности прямые комиссионные доходы банков от расчетно-кассовых операций могут достигнуть 3 853 млн дол., что в 3,2 раза больше соответствующего показателя за 2006 г., в 1,7 раза больше совокупных прямых комиссионных и косвенных процентных доходов за 2006 г. Доходы за расчетные операции будут почти полностью покрывать соответствующие издержки банков с учетом снижения традиционного физического обслуживания клиентов. Возросшие в 4 раза доходы по кассовым операциям позволят за 2-3 года проинвестировать и окупить вложения в модернизацию инфраструктуры, существенное увеличение количества банкоматов и POS-терминалов. Комиссии за дистанционное обслуживание и новые услуги в несколько раз превысят существующие затраты банков на IT-технологии, позволят ежегодно полностью обновлять программное обеспечение двух-трех средств ДБО или дополнительных услуг.

Доходы от расчетно-кассовых операций становятся сопоставимыми с доходами от кредитно-депозитных операций, интерес банков к предоставлению и технологическому совершенствованию этих операций существенно возрастает. Расчетный банковский бизнес станет наиболее прибыльным и привлекательным, как в свое время были спекуляции на валютном рынке, приватизация крупных промышленных предприятий или инвестиции в государственные ценные бумаги. Банки получат материальную основу для совершенствования технологий платежных систем, а именно -- снижения издержек платежа до нескольких минут и нескольких рублей, перехода на массовое дистанционное обслуживание, расширения посредничества в работе клиентов на финансовых рынках, развития электронной коммерции клиентов, автоматизации их бухгалтерского учета и т.п. С учетом внедрения новых технологий платежных систем расчетно-кассовые услуги банков даже несмотря на существенный рост комиссий за традиционные операции, станут более востребованы со стороны клиентов, приведут к повышению эффективности российской экономики.

Список использованных источников

1. Ануреев С.В. Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков и пути ее повышения/С.В. Ануреев//Финансы и кредит. - 2007. - №13. - С. 25

2. Курбатов А. А. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации/А.А. Курбатов // Хозяйство и право.- 2005.-№9.- С.3

3. Слуцкий Л.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия/Л.Э. Слуцкий // Деньги и кредит. - 2005. - №10. - С. 24

4. Суворов А.В. Клиент для банка или банк для клиента?/А.В. Суворов //Финансы и кредит. - 2005. - № 6. - С. 9

5. Шуляк П.Н. Финансы предприятия [Текст]: учебник/П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 712 с.

6. Козлова Е.П., Голанина Е.Н. Банк и клиент - юридическое лицо [Текст]: учебное пособие/Е.П. Козлова, Е.Н. Голанина. - М: Финансы и статистика, 2005. - 120 с.

7. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки [Текст]: учебное пособие/Н.Г. Антонов. - М: Финстатинформ, 2005. - 380 с.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 27.07.2006) // Консультант Плюс. Версия Проф

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.