Рефераты. Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

p align="left">Предлагается установить минимальную комиссию за традиционный физический прием и первичную обработку платежного поручения, за физическое представление выписки по счету, за проведение сложных расчетов аккредитивом или инкассо, розыск платежа и разрешение конфликтных ситуаций на уровне 2,5 дол. США. Предполагается, что 2,5 дол. США за операцию в рамках традиционного физического обслуживания клиентов будет экстренным, побуждающим клиентов меньше обращаться в банк и больше использовать средства ДБО. Поэтому количество операций традиционного обслуживания должно снижаться и стать через несколько лет минимальным. В основном рассматриваемая комиссия ориентируется на предприятия, а традиционное физическое обращение в банк со стороны физического лица уже закладывается в комиссию за ведение карточного счета.

Предположим, что как в карточном бизнесе, каждое предприятие будет обращаться в банк традиционным образом два раза в год, т.е. будет порядка 5 млн обращений. Посредством платежного требования, аккредитива, чека и инкассо проведено по данным Банка России 1,9% от 738 млн всех платежей, т.е. 14 млн платежей. С использованием бумажных технологий проведено 27,7% от общего количества платежей, т.е. 204 млн платежей, но количество бумажных платежей будет быстро сокращаться. Для получения прогнозируемого количества традиционных обращений в коммерческие банки сложим первый и второй расчетные показатели, умножим их на 2,5 дол. США. Получим в совокупности 48 млн дол. США в год комиссий за традиционное физическое обслуживание клиентов.

Суммируем полученные прогнозируемые показатели по совокупным величинам комиссий за открытие и ведение клиентских счетов, за традиционное физическое обслуживание клиентов и прибавим к полученному результату доход за проведение платежей в иностранной валюте из табл. 5. Получается совокупная величина комиссионного дохода по расчетным операциям на уровне 206 + 413 + 48+ 194 = 861 млн дол. США. Полученная величина уже на 24% больше существующей величины комиссий за расчетные операции без учета комиссий за кассовые операции. Перейдем к определению уровня и совокупной величины комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги. Эти три вида операций должны приносить коммерческим банкам еще больше комиссионного дохода.

3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги

В настоящее время крупные предприятия получают в банках наличные на выплату заработной платы, а крупные торговцы сдают в банки наличную выручку. Конкуренция банков за обслуживание крупных предприятий высока и побуждает их устанавливать комиссии за выдачу и прием наличных на минимальном уровне, на пределе рентабельности. Возьмем представленные выше данные по обороту наличных через кассы банков, уменьшим оборот на величину выдач и взносов частных вкладов с нулевой комиссией, разделим полученный результат на величину доходов по кассовым операциям и получим, что в среднем за прием и выдачу наличных традиционным образом банки получают 0,08% от суммы.

В 2000-х гг. ощущается явная тенденция по росту выплат заработной платы с помощью платежных карт, оплате дорогостоящих потребительских товаров или мелкооптовых партий через операционные кассы банков переводом на счет продавца. В результате этого коммерческие банки получают вместо небольшого количества крупных предприятий большое количество розничных клиентов с небольшими суммами взноса или выдач наличных. Для массы розничных клиентов банки обычно устанавливают большие комиссии по кассовым операциям. Так, например, выдача наличных через банкоматы за рамками крупных зарплатных проектов осуществляется с комиссией 1-0,5% от суммы, традиционные прием и выдача наличных через кассы банков в небольших суммах для обычных розничных клиентов редко когда делаются за менее чем 0,5% от суммы.

Выдача наличных через банкоматы, как указывалось выше, высокоприбыльна для банков, позволяет быстро окупать инвестиции в инфраструктуру кассовых операций. Одновременно уровень соответствующих комиссий приемлем для розничных клиентов и стимулирует использование безналичных расчетов по сделкам верхней суммовой категории. Поэтому предлагается установить минимальный размер комиссии за выдачу и прием наличных на уровне 1%, как в карточных системах при выдаче наличных через банкоматы. За выдачу и взнос наличных традиционным способом также необходимо установить комиссии в размере 1%, чтобы стимулировать использование современных средств автоматизации кассовой работы.

Рассчитаем потенциальный объем оборота наличных через кассы банков и соответствующие доходы. Предположим, что за несколько лет удастся перевести на текущие счета выплату до 75% доходов россиян. Технологии платежных систем станут настолько эффективными, что россияне будут оплачивать безналичными платежами до 30% своих покупок. Совокупные доходы населения в 2006 г. в нашей стране составили около 300 млрд дол. США. Исходя из этого, «зарплатный» оборот наличных через банки возможно довести до 135 млрд дол. США в год, или порядка 4,3 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Для сравнения: совокупный оборот через кассы банков составил в 2006 г. 17 трлн руб., а совокупная выдача наличных через банкоматы 0,7 трлн руб. На фоне текущих показателей оборота наличных выход через три-пять лет на прогнозируемый уровень в 4,3 трлн.руб. вполне реален. Совокупный размер комиссий за выдачу наличных через банкоматы может достичь 1 350 млн дол. США в год.

Выдача наличных на заработную плату через банкоматы с указанными выше параметрами будет формировать далеко не весь кассовый оборот коммерческих банков. 25% заработной платы будет выдаваться традиционным образом оптовыми суммами через кассы банков. Все выдачи наличных физическим лицам будут истрачены и внесены обратно в коммерческие банки торговыми предприятиями или в рамках кредитно-депозитных операций. Заставить крупные торговые предприятия платить за взнос наличных по 1 % от суммы при существующих средних тарифах менее 0,1 % нереально и экономически нецелесообразно. Достаточно хотя бы разумно увеличить эти комиссии до уровня положительной рентабельности банков, т.е. до уровня 0,3% от суммы. Оптовый наличный оборот через кассы банков оценивается через 3-5 лет на уровне 285 млрд дол. США, или 9 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Банки при комиссии 0,3% заработают на этом обороте 855 млн дол. США комиссионного дохода.

Не стоит рассчитывать, что новые технологии платежных систем сделают экономически невыгодным теневой хозяйственный оборот. Теневой наличный оборот сейчас во многом проходит через банки, а точнее через фирмы-однодневки при банках. Существующие тарифы за обналичивание не превышают 1% суммы операции. Из них 0,3% получает банк в виде комиссий по кассовым операциям, и этим его интерес формально ограничивается. 0,7% получает фирма-однодневка на покрытие своих издержек. В эту часть включается теневая доходность банков.

Для банков фирмы-однодневки являются внешне обычными клиентами, платящими обычные комиссии за кассовые операции. Такие фирмы, по оценкам специалистов налоговых органов и самих банкиров, формируют до 25% оптового оборота наличных через кассы частных банков, не считая вкладного оборота. Этот оборот наличных через кассы банков на обналичивание оценивается на уровне 2,2 трлн руб. и приносит банкам 22 млрд руб. дохода, что в 1,3 раза больше легального дохода банков от кассовых операций.

Комиссии за обналичивание аналогичны комиссиям за выдачу наличных через банкомат. Обналичивание подвергается гонениям со стороны налоговых органов, поэтому банки предоставляют такие услуги ограниченному числу доверенных клиентов. В выплате заработной платы на банковские счета государство будет на стороне банков, поскольку такие выплаты будут способствовать налоговому администрированию. Это создает предпосылки к трансформации интереса коммерческих банков в сторону расширения легальных операций с наличными.

Средствами дистанционного банковского обслуживания в 2002 г. пользовалось в лучшем случае 5-6% предприятий с наибольшим оборотом. По данным Банка России, в среднем на один работающий счет предприятия приходится 25 платежей, на счет малого предприятия, очевидно, приходится в несколько раз меньше платежей, чем указанная средняя величина. Малое предприятие наравне с большим может использовать средства ДБО и платить за них от 20 до 40 дол. США в месяц, но при эпизодической работе с банком это будет дорого. Например, при 10 платежах в месяц каждый платеж будет обходиться предприятию от 2 до 4 дол. США, что существенно выше существующих 5 руб., которые берет Банк России.

Комиссию за использование средств ДБО необходимо установить в таком размере, чтобы, например, за 10 платежей в месяц через средства ДБО платилось ощутимо меньше комиссий, чем за те же 10 платежей по 2,5 дол. США при их традиционном физическом приеме и ручной обработке в банке. Необходимо использовать опыт операторов мобильной связи, существенно снизивших свои тарифы и сделавших свои услуги доступными не только для состоятельных слоев населения, но и для среднего класса. Предлагается установить комиссию за подключение и месячное абонентское использование Интернет-банка и телебанка по 10 дол. США в месяц. Это минимальная плата за использование мобильного телефона, доступная даже студентам.

Подключение клиента через Интернет или мобильный телефон не требует визита сотрудника банка в офис клиента. Процедура оформления документов в офисе банка не намного сложнее процедуры эмиссии пластиковой карты. Комиссия за подключение средства дистанционного доступа в 10 дол. США покроет издержки банка так же, как покрывает 5 дол. США за эмиссию пластиковой карты. Один крупный московский банк, предоставляющий услуги Интернет-банка, в рамках эксперимента в дополнительном офисе снизил комиссию за эти услуги с 25 до 10 дол. США в месяц. Такое снижение позволило в течение полугода перевести в Интернет обслуживание 45% предприятий и существенно разгрузить операционистов дополнительного офиса.

Рассчитаем потенциальный доход коммерческих банков от услуг дистанционного обслуживания. Предположим, что через Интернет и мобильный телефон будут работать с банками 90% предприятий. Всего поданным МНС России в нашей стране 2,5 млн работающих предприятий. Через мобильный телефон также будут работать с банками, например, 1/4 абонентов мобильной связи. Число абонентов мобильной связи в нашей стране к середине 2006 г. приближалось к 6 млн. Получается, что средствами ДБО будут постоянно пользоваться 4 млн клиентов, и эти клиенты будут платить банкам комиссии в 480 млн дол. США в год. Годовой доход за подключение средств ДБО будет в 20--25 раз меньше, поскольку клиенты вряд ли будут менять банк чаще, чем один раз в 2--3 года. Этот доход будет покрывать только издержки банков на подключение, так же, как комиссии за выпуск карт покрывают издержки только на их эмиссию.

К текущей работе средств ДБО коммерческие банки не будут иметь никакого отношения, так же, как в карточном бизнесе владелец платежной карты крайне редко становится объектом традиционного банковского обслуживания. Текущие издержки банков будут формироваться только в рамках сервисного обслуживания средств дистанционного доступа. По статистике карточного бизнеса банков и операторов мобильной связи, число жалоб клиентов минимально, не больше 1,7 обращения каждого клиента в год. Доходы от дистанционного банковского обслуживания практически не будут сопровождаться текущими расходами, а потому могут считаться прибылью банков, могут быть использованы на инвестирование или возмещение средств в развитие платежных технологий.

Прогнозируется массовое использование средств ДБО в качестве инструмента представления дополнительных услуг платежных систем. Предоставление дополнительных услуг мыслится как компенсация клиентам неудобства и большие издержки безналичных расчетов в сравнении с наличными. Специалисты коммерческих банков будут устанавливать в простые средства ДБО дополнительное программное обеспечение. Непосредственное потребление услуги со стороны клиента будет осуществляться самостоятельно и автоматически, также, как инициирование платежа или получение выписки. Установка программного обеспечения сложных дополнительных услуг для крупных предприятий будет требовать посещения офиса клиента специалистом банка. Посещение офиса клиента будет необходимо при установке наиболее функционального и защищенного средства ДБО типа «банк-клиент» или POS-терминала. Потребуется профессиональная привязка программного обеспечения средств ДБО и учетных программ предприятий, профессиональная установка на компьютер клиента программного обеспечения электронной коммерции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.