Рефераты. Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

p align="left">Рассчитаем среднюю доходность расчетного счета крупного и малого предприятий. Крупное предприятие платит банку по 1 244 дол. США в год за обслуживание одного расчетного счета. Такие комиссионные, например, складываются за ведение счета по 300 руб. в квартал плюс за проведение 30 платежей ежедневно по 5 руб., а это для крупного предприятия реально.

Предположим, что крупные предприятия за рублевые расчеты платят 15 совокупности на уровне оплаты расчетов в иностранной валюте. Тогда получается, что за 156 тыс. расчетных счетов с большим оборотом коммерческие банки получают 194 млн дол. США. За обслуживание 2,45 млн счетов с небольшим оборотом они имеют всего 143 млн дол. США и в среднем 58 дол. США в год за один счет.

Расширение безналичных расчетов ожидается в основном за счет малых предприятий и среднего класса, имеющих небольшой оборот по счетам и оплачивающих услуги банков из расчета 58 дол. США в год. Кроме того, банк зарабатывает дополнительно на каждом таком счете 64 дол. США процентного дохода от размещения его остатков. В совокупности он получает 122 дол. США в год.

Для большинства малых предприятий и состоятельных граждан, на которых в первую очередь должны ориентироваться банки и платежные системы в своих планах по существенному расширению безналичных расчетов, 71 дол. США в год достаточно ощутимая величина, не говоря уже о комиссионных на уровне международных расчетов.

Плата за расчеты в рублях на уровне 122 дол. США в год или 10 дол. США в месяц примерно соответствует размеру оплаты услуг мобильной связи со стороны обычных не самых состоятельных физических лиц. Оплата услуг мобильной связи в таких размерах не является для массового клиента препятствием к использованию этих услуг. Это вселяет надежду в возможность массовой востребованности платежных услуг, в том числе использования различных средств ДБО с таким же уровнем оплаты.

2.5 Оценка издержек банков на проведение расчетно-кассовых операций

Для понимания заинтересованности банков в расширении безналичных расчетов недостаточно только анализа доходов. Необходимо оценить издержки банков на проведение расчетно-кассовых операций.

Коммерческие банки обычно создают специализированные дополнительные офисы - одни из них обслуживают крупные и средние предприятия, другие - предприятия с небольшими оборотами и остатками. Предположим, рассмотренный выше условный дополнительный офис обслуживает только небольшие предприятия. В таком случае дополнительные издержки будут несколько меньше. Он будет располагаться в более дешевом офисе, в котором работает меньше работников, и заработная плата руководителей будет меньше. Из расчета исключим издержки операционистов по обслуживанию операций с пластиковыми картами. Издержки обычного дополнительного офиса по обслуживанию расчетных счетов небольших предприятий составят около 75 тыс. дол. США в год, или 6200 тыс. дол. США в месяц.

Анализ данных управленческой отчетности двух банков, на основе которой ранее распределялись доходы по основным блокам расчетно-кассовых операций, показал, что содержание одного рядового дополнительного офиса обходится банкам в 10--12 тыс. дол. США/мес. с учетом того, что дополнительный офис обслуживает и предприятия, и население примерно с равным распределением сотрудников по этим двум направлениям.

Затраты на ведение одного счета с небольшим оборотом и остатком составят 322 дол. США в год (75 тыс. дол. США / 233 счета). Напомним, что обслуживание такого счета дает банку 122 дол. США в год прямого комиссионного дохода и косвенного процентного дохода. Следовательно, обслуживание одного счета малого предприятия приносит коммерческим банкам убыток в размере 200 дол. США в год. Этот убыток покрывается за счет процентного дохода от ведения счетов крупных предприятий.

Крупные предприятия, отдавая банкам в среднем 1 244 дол. США в год за обслуживание одного счета, могут позволить себе платить еще 300--500 дол. США за использование средств дистанционного доступа. Малые предприятия, выплачивая банкам комиссий в среднем по 64 дол. США в год, такие дополнительные расходы нести не готовы. Активное использование средств дистанционного доступа крупными предприятиями делает издержки обслуживания их счетов в несколько раз, но не на порядок, больше, чем издержки обслуживания счетов малых предприятий. Факт такого различия учитывался в примере условного дополнительного офиса. Вместе с тем доходы от обслуживания одного счета крупного предприятия, наоборот, на порядок, а не в несколько раз, превышают доходы от обслуживания счета малого предприятия.

Получается, что банки зарабатывают прибыль только на обслуживании счетов крупных предприятий, а большое количество счетов малых предприятий приносит им убытки. При такой экономике платежного бизнеса нельзя рассчитывать на проявление интереса банков к существенному расширению безналичных расчетов, у банков не будет источников средств на инвестиции в совершенствование технологий платежных систем. Тем более что расширение безналичных расчетов ожидается именно за счет операций малых предприятий, предпринимателей и состоятельных граждан, т. е. за счет увеличения количества счетов с небольшими оборотами и остатками, которые являются убыточными.

2.6 Анализ доходности и прибыльности карточных операций коммерческих банков

Проанализируем доходность и прибыльность карточных операций коммерческих банков. По данным табл. 5 банки получают от карточных программ 168 млн дол. США. Основными статьями доходов карточных программ являются комиссии за выпуск и годовое обслуживание, выдачу наличных и проведение расчетов. Распределение общего дохода по этим статьям проведено на основе следующих факторов. 95% эмитированных в нашей стране карт -- простые и наиболее дешевые, комиссия за выпуск и годовое обслуживание которых составляет 5 дол. США. 93% оборота и транзакций по этим картам занимают операции выдачи наличных, преимущественно в банкоматах эмитента, в среднем за 0,3% суммы с учетом преобладания выдач в рамках зарплатных проектов. Только в 7% операций они используются в качестве платежного инструмента.

В 2006 г. банки выпустили 4,2 млн карт, за что получили также по 5 дол. США, в сумме это составило 73,5 млн дол. США. Посредством карт было получено 669 млрд руб. наличных, и банки заработали 64 млн дол. США. За этот период было проведено 52 млн платежных транзакций по 1,25 дол. США за каждую, что в сумме дало банкам 65 млн дол. США. Если сложить полученные результаты, то получится немного больше общей суммы доходов по карточным программам. Небольшое расхождение объясняется тем, что банки выпустили около 5% дорогих карт, а в расчете учитывались только дешевые. Наибольшая часть операций по снятию наличных проводилась в банкоматах эмитентов, и за это банки получали минимальные комиссии. Точно также существенная часть транзакций проводилась в банках-эмитентах, и такие транзакции стоили клиентам меньше 2,5 дол. США, как декларируют западные платежные системы, и меньше 0,8 дол. США, как в среднем в российской системе. При более детальном рассмотрении можно выявить и другие факторы, уточнить их величину. Однако структура доходов в целом будет такой же, как в приведенном выше условном примере.

Проанализируем издержки банка на эмиссию и годовое обслуживание карт. При расчетах будем учитывать, что в среднем один дополнительный офис в 2006 г. эмитировал 400 карт и обслуживал около 1000 карт. Определим критичность загрузки операциониста дополнительного офиса. Разделим количество карт на число рабочих дней и получим, что ежедневно один операционист дополнительного офиса должен обработать 1,6 новой карты и 4 действующих. Эмиссия карт включает несколько процедур - принятие заявки, се направление в центральный офис, получение оттуда карты и выдачу карты. Обслуживание карты предполагает физическое общение с клиентом как минимум 4 раза в год, необходимое для обработки спорных транзакций, взноса наличных, разблокировки карт и т.п. Следовательно, ежедневно операционист должен провести около 23 действий с картами, или 3 действия в час, что вполне реально.

Следовательно, доходы от эмиссии и годового обслуживания карт покрывают только расходы на содержание операциониста и обслуживающих сотрудников дополнительного офиса, а на содержание специалиста центрального карточного подразделения банка их не хватает.

На практике 95% эмитируемых карт - это самые простые и дешевые карты для зарплатных проектов крупных предприятий. Оформление документов и изготовление карты при партии в несколько сотен штук требует существен но меньших затрат труда, чем эмиссия единичных карт. Эмиссия карт по-прежнему будет требовать участия двух условных сотрудников банка, и производительность их труда возрастет в 2--3 раза. Владельцы зарплатных карт практически не посещают офис банка в течение года, и банк не несет затраты на годовое обслуживание их карт. Однако крупные предприятия и их зарплатные проекты обслуживаются в VIP дополнительных офисах, издержки которых в 2 раза больше, чем издержки обычных дополнительных офисов.

Следовательно, затраты труда на обслуживание зарплатных карт снижаются в 3 раза, а издержки на содержание персонала увеличиваются в 2 раза. Издержки на эмиссию или обслуживание одной простой зарплатной карты составляют 5,5 дол. США в год и лишь не намного превышают соответствующие комиссии.

Эти выводы подтверждаются тем фактом, что практически все банки--эмитенты международных карт устанавливают комиссии за эмиссию и обслуживание простых карт на уровне 5 дол. США. Примерно такие комиссии берут Сбербанк России и другие эмитенты карт российских платежных систем. Несмотря на конкуренцию одних и монопольное положение других, банки придерживаются этого уровня тарифов.

Таким образом, доходы от эмиссии и годового обслуживания карт покрывают только соответствующие операционные издержки банков и не приносят прибыли. Несмотря на то, что эти доходы формируют до 40% всех доходов карточных проектов, банки получают прибыль на других карточных операциях. Далее перейдем к анализу операций выдачи наличных и эквайринга.

2.7 Анализ операций выдачи наличных и эквайринга

Комиссии за выдачу наличных банки декларируют в среднем на уровне 1% общей суммы, но не менее 2,5 дол. США. Если наличные выдаются в банкомате банка--эмитента, то комиссии немного снижаются, а если в «чужом» банкомате -- увеличиваются. Меньшие комиссии за обслуживание крупных зарплатных проектов допускаются, когда банк эмитирует карты работникам предприятия и устанавливает на предприятии свои банкоматы. Снятие наличных в большинстве случаев происходит в рамках крупных зарплатных проектов, что определяет среднюю комиссию в размере 0,3% суммы.

Такая комиссия и, тем более, 1% значительно больше комиссии за традиционную выдачу наличных на заработную плату для крупных предприятий, снижающихся до 0,1% суммы. Банки считают результат своей работы хорошим, покрывающим все издержки и приносящим прибыль, если комиссия за выдачу наличных составляет 0,3% суммы. Такая комиссия, например, характерна для «обнал-бизнеса» банков и оптовых обменных пунктов. Поэтому дополнительный доход банков от выдачи наличных через банкоматы обычно составляет 0,4-- 0,7% суммы за выдачу.

Сравним оборот наличных через банкоматы и традиционный оборот через кассы. В 2006 г. оборот через банкоматы составил 669 млрд руб. и принес банкам доход в 64 млн дол. США. Традиционный оборот наличных через кассы составил 17 трлн руб. и принес доход в 505 млн дол. США. Этот оборот в 25 раз больше, чем оборот через банкоматы, а приносит дохода в 12 раз больше. Получается, что выдача наличных через банкоматы в два раза доходнее для коммерческих банков, чем выдача наличных традиционным образом, через кассы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.