Рефераты. Страхование в гражданском праве

p align="left">последствия для страхователя (выгодоприобретателя) неуплаты очередного страхового взноса, неуведомления страховщика в срок и способом, предусмотренными в договоре страхования, о наступлении страхового случая, а также умышленного непринятия разумных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по уменьшению убытков от страхового случая (ч. 3 и 4 ст. 954, ч. 2 ст. 961, ч. 3 ст. 962 ГК РФ);

условия замены застрахованного лица, выгодоприобретателя в процессе действия договора страхования (ч. 1 ст. 955, ст. 956 ГК РФ);

основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения (ч. 3 ст. 962, ч. 1 ст. 963, ст. 964, ч. 3 ст. 965 ГК РФ);

переход к страховщику права страхователя на требование возмещения вреда к виновному лицу в пределах произведенной страховой выплаты (суброгация) - ст. 965 ГК РФ;

исковая давность по требованиям, связанным с имущественным страхованием;

другие права, обязанности и ответственность сторон договора страхования (ст. 939, 946, 949-954, 958, 960, ч. 1 ст. 961, ч. 1 и 2 ст. 962, ч. 2 ст. 963, ч. 1 и 2 ст. 965, ст. 966 ГК РФ).

III. Направления совершенствования государственного регулирования страхования

Страховой рынок России находится в стадии становления и развития в новых социально-экономических, правовых и политических условиях. По существу, он возрождается в новом качестве начиная с 1993 г. Как указывалось в гл. 9, по состоянию на 30.09.06 г. в государственном реестре был зарегистрирован 921 страховщик. По данным ФССН, все еще много мелких страховых организаций. Хотя их количество за 9 месяцев 2006 г. существенно уменьшилось в сравнении с 2005 г. Например, страховщиков с уставным капиталом менее 30 млн. руб. сократилось с 329 до 141. Количество страховщиков с уставным капиталом от 30 до 40 млн. руб. на конец сентября 2006 г. составляло 179 (против 146 страховых организаций на конец 2005 г.). По ряду других групп страховщиков также прослеживается заметная тенденция роста уставного капитала страховых организаций. В частности, возросло число страховщиков с уставным капиталом от 80 до 120 млн. руб. с 76 на конец 2005 г. до 104 по состоянию на 30 сентября 2006 г. То же самое отмечается по группе страховщиков с уставным капиталом от 120 до 500 млн. руб. Здесь имелось увеличение с 235 до 241 страховщика. Возросло количество страховщиков с уставным капиталом свыше 1 млрд. руб. - с 27 до 31. Такая положительная тенденция обеспечивалась в значительной мере за счет сокращения числа страховщиков: с уставным капиталом от 40 до 80 млн. руб.

Совокупный уставный капитал страховых компаний РФ составлял, как уже отмечалось в гл. 9, 77,8 млрд. руб. в 2003 г. и увеличился до 146,5 млрд. руб. к концу 2004 г., в 2005 г. составил 147,3 млрд. руб. На конец сентября 2006 г. он был равен 149,6 млрд. руб.

Общий объем собираемой страховщиками страховой премии увеличивается с каждым годом, хотя и неравномерно. Например, за 2004 г. он увеличился на 9% (с 432,5 до 471,6 млрд. руб.), а за 2005 г. рост собранной страховой премии был существенно ниже в сравнении с 2004 г. за счет резкого сокращения доли страхования жизни (490,65 млрд. руб., или рост на 4%).

По оценкам специалистов-аналитиков, общая сумма собираемых всеми страховщиками России страховых премий равна примерно годовой страховой премии крупной западной страховой компании.

Развивающемуся страховому рынку России присущи определенные недостатки. Среди основных из них можно отметить, в частности, следующие.

1. Незначительный объем собственных средств страховщиков, основу которого составляет уставный капитал, и соответствующий им размер, страховых резервов не позволяют проводить страхование крупных рисков.

2. Осуществление перестрахования наиболее крупных рисков приводит к тому, что значительная часть страховых премий по ним оказывается в распоряжении мощных зарубежных страховых или перестраховочных компаний.

3. Предлагаемый российскими страховщиками перечень страховых услуг представляется достаточно ограниченным в сравнении с очень широким разнообразием страховых продуктов страховых компаний экономически развитых стран.

4. Особенно отстают в увеличении объемов страхования так называемые долгосрочные накопительные виды страхования жизни. Причина этого находится не в упущениях в организации деятельности страховщиков и не в отсутствии потребности граждан России в этом виде страхования. Основная причина отставания долгосрочных видов страхования жизни заключается в существующем уровне социально- экономического развития страны, финансово-экономических кризисах и высоких темпах инфляции, которые обусловливают низкий уровень платежеспособности не только граждан, но и юридических лиц и государства (в том числе по погашению и выплате им долгов перед населением). Это является основной причиной того, что в настоящее время страхуется около 10% всех рисков, которые могли бы быть реально застрахованы.

5. Недостаточная разработанность страхового законодательства, несмотря на определенные положительные сдвиги в его развитии.

До последних лет отсутствовали налоговые льготы для юридических и физических лиц по средствам, направляемым ими на уплату страховых премий по долгосрочным и иным видам личного страхования, по страховым выплатам физическим лицам. Отсутствие такого экономического стимула также сдерживает рост объемов страхования.

Концепцией развития страхования (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.02 г. № 1361-р) предусматривались комплексы мероприятий по определенным направлениям развития страхования, осуществление которых позволяет в основном разрешить указанные проблемы страхования и повысить эффективность государственного регулирования в этой сфере.

Первое направление связано с развитием обязательного и добровольного страхования. В связи с низким уровнем платежеспособного спроса на страховые услуги приоритетным признается обязательное страхование. Оно позволяет обеспечить страховую защиту рисковых групп населения, юридических лиц, а также снизить затраты государства и местных органов власти на возмещение ущерба (вреда) пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и других вредоносных событий.

Основными мероприятиями для реализации этого направления являются:

анализ и оценка предметов и объектов, состава и степени рисков, лимитов по потенциально возможным видам обязательного страхования;

создание нормативно-правовой базы для выбранного конкретно го вида обязательного страхования.

Приоритетным в развитии добровольного личного страхования являются страхование жизни и пенсионное страхование, которые не нашли должного развития в РФ. Важным направлением развития добровольного личного страхования признается также добровольное медицинское страхование. В настоящее время оно является доступным в основном для ограниченного контингента страхователей - физических лиц. Основные объемы собираемых страховщиками страховых премий по этому виду страхования приходятся на договоры медицинского страхования, заключаемые страховщиками с корпоративными страхователями. Значительная роль в развитии добровольных видов личного страхования отводится и страхованию от несчастных случаев.

Второе направление определяет необходимость роста капитализации страховых компаний. Действующие на страховом рынке России страховые компании, несмотря на значительный рост их уставных капиталов за 2002-2004 гг., остаются в сравнении даже со средними страховыми компаниями экономически развитых стран мало- или неконкурентоспособными.

Третье направление предусматривает необходимость дальнейшего совершенствования налогообложения в части страховых платежей и страховых выплат при осуществлении страхования.

Четвертое направление определяет осуществление мер, направленных на привлечение иностранного капитала на российский рынок страховых услуг и интеграцию национальной страховой системы с мировым страховым рынком. На российском страховом рынке действует около полусотни страховых компаний (в том числе дочерних обществ иностранных инвесторов) с участием иностранного капитала. Доля этого капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций менее 5%. Основные причины, препятствующие притоку иностранных инвесторов на страховой рынок России сегодня: недостаточная развитость и частота изменений законодательства; низкая страховая культура населения и многих страховщиков; не самые благоприятные макроэкономические условия и высокие темпы роста инфляции; высокий уровень преступности и коррупции во всех сферах деятельности.

Пятое направление предусматривает принятие первоочередных мер по совершенствованию и развитию страхового законодательства:

создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

совершенствование законодательства о налогах и сборах;

установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;

совершенствование осуществления государственного страхового надзора за страховой деятельностью страховщиков на территории РФ.

За период после принятия указанной выше Концепции развития страхования в РФ осуществлено многое из предусмотренного этим документом. Наиболее важными для развития страхования в РФ являются следующие осуществленные мероприятия по направлениям, предусмотренным Концепцией:

Во-первых, развитию обязательного страхования способствовало принятие и введение в действие:

Закона РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Закона РФ от 23.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»;

Закона РФ от 24.07.02 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий в РФ».

Наиболее существенное влияние на рост объемов имущественного страхования с июля 2003 г. оказало, как указывалось выше, осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Закон, регулирующий отношения в этом виде обязательного страхования, и при имеющихся в нем пробелах, и не до конца проработанных правовых положениях позволяет осуществлять страховую защиту имущественных интересов юридических и физических лиц. Одновременно этим видом обязательного страхования обеспечивается и социальная защита граждан - владельцев транспортных средств, пассажиров и иных потерпевших при страховых случаях лиц.

Во-вторых, рост капитализации страховых компаний, составляющий основное содержание второго направления Концепции, в основном системно и последовательно обеспечивается предписаниями правовых норм

Закона РФ (в ред. от 10.12.03 г. и от 07.03.05 г.) «Об организации страхового дела в РФ», требующих от страховщиков формирования установленной величины уставного капитала. Невыполнение нормативных требований влечет ответственность страховых организаций - отзыв ФССН лицензии страховщика, ликвидацию страховой организации. Минимально необходимые размеры уставного капитала (без дифференциации по видам страхования) страховых организаций были определены - еще до внесения изменений и дополнений в указанный Закон - в рассматриваемой Концепции развития страхования в РФ. Результатом реализации мероприятий второго направления Концепции и правовых норм данного Закона является увеличение совокупного уставного капитала страховых организаций России с октября 2002 г. и до конца 2004 г. почти в 3 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.