Рефераты. Учет и анализ кассовых операций коммерческого банка

p align="left">На сегодняшний день в России имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов.

Процесс приближения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности к международньм стандартам, внедрения в практику.

Массовое распространение информационно-коммуникационных технологий пока еще находятся в начальной стадии. В то же время требования иностранных контрагентов к отчетности российских банков, предлагающих свои услуги на международных рынках, постоянно повышаются, что способствует углублению внутрибанковского контроля. Деятельность служб внутреннего контроля в кредитных организациях осложняет отсутствие методологической основы функционирования системы внутреннего контроля в России.

В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера, вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода к проведению проверок в кредитных организациях. Кроме того, не разработаны специальные оценочные показатели эффективности внутреннего контроля как в рамках комплексных и отдельных проверок, так и общих показателей работы отдела внутреннего контроля банка.

В целом внутренний контроль в банках в настоящее время представляет собой важнейший компонент как системы надзора со стороны органов, регулирующих банковскую деятельность, так и внутренних управленческих систем банков. Проблема создания эффективного механизма внутрибанковского контроля является одной из самых значимых для жизни самих банков и для функционирования финансовой инфраструктуры в целом.

4.2 Аудит кассовых операций

Осуществление аудиторской деятельности регулируется федеральными законами и иными правовыми актами: ФЗ «Об аудиторской деятельности»

№ 119-ФЗ от 07.08.01г., Указание ЦБ РФ «Об особенностях лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающимся банковским аудитом» № 846-У от 04.10.00г., Письмо ЦБ РФ « о рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» 3 59-Т от 13.05.02 г. и др.

Аудиторская деятельность- аудит- предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно- расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» финансовая деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной аудиторской проверке.

Основная цель банковского аудита- установление достоверности бухгалтерской отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных ими операций действующему законодательству РФ.

В соответствии с целью банковского аудита в Положении ЦБ РФ № 10-П сформулированы задачи проведения аудиторской проверки, в процессе которой рассматриваются:

- соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в ЦБ РФ по совершенным кредитной организацией операциям;

- состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершенным кредитной организацией операциям;

- выполнение экономических нормативов, установленных ЦБ РФ;

- качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля:

адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых банком операций;

оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками;

учет и отчетность по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

управление рисками при осуществлении операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;

организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; за деятельностью филиалов, а также работы по проведению проверок и ревизий;

l выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность не ограничивается только проверкой финансовой отчетности, но и предполагает оказание аудиторами своим клиентам дополнительных услуг на договорной основе: совершенствование действующей системы учета; разработка учредительных документов; обучение и повышение квалификации учетного персонала; постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и т. д.

4.3 Проверка порядка соблюдения кассовых дисциплины

Действующая нормативно-правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.

Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнения требований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговых органов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью. При этом проверка должна проводиться не реже одного раза в 2 года.

Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплины предприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющему необходимо иметь документ на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка. Проверяющий также заранее должен сообщить руководителю предприятия и главному бухгалтеру о предстоящей проверке.

До начала проверки работник банка выбирает данные о произведенных предприятием в контролируемом периоде операциях по поступлению и выдаче денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки. Затем знакомится с уставом предприятия, договором банковского счета, разрешением банка о праве расходования предприятием постоянной денежной выручки, справкой о результатах предыдущей проверке кассовых операций и другими документами.

Согласно действующему законодательству, предусматривается проведение банками проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии по следующим направлениям:

1. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям, составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно- расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.

2. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке. Соответствие записей в кассовой книге данным банка. В случае расхождения между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины этих расхождений. Фактическое наличие денег в кассе предприятия представителем банка не проверяется. Однако если остаток кассы по кассовой книге складывается в крупных размерах, длительное время не снижается и значительно превышает ежедневные поступления и выдачи, проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.

3. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, на выплаты социального характера и других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных в банк по данным проверяющего с записями в кассовой книге. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого расхождения.

4. Расходование наличных денег из кассовой выручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка о праве на такое использование наличных денег.

5. Осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. При этом проверяется соблюдение предприятием предельных сумм налично-денежных расчетов. Основанием для определения суммы расходования предприятием наличных денег и подтверждением этих расходов являются договор, копия товарного чека, счет, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег. При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы.

6. Соблюдение на каждый день проверяемого периода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот. При выявлении нарушений выясняется, когда, в какой сумме и по какой причине имело место превышение лимита кассы. В случае неоднократного превышения предприятием установленного лимита остатка кассы рассчитывается средняя величина сверхлимитной кассовой наличности.

7. Целевое использование наличных денег, полученных в банке, т.е. в соответствии с целями, указанными в чеках, а также решение других вопросов, относящихся к порядку ведения кассовых операций.

Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях, составляемой в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срок рассматривается руководителем банка с решением о принятии мер по результатам проверки.

В случае установления фактов нарушения предприятием условий работы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическими лицами сверх предельной нормы, не оприходования в кассу в кассу денежной наличности, накопления в кассе сверх лимитных остатков банк направляет в налоговый орган по месту учета налогоплательщика представление с приложением первого экземпляра справки для принятия мер финансовой и административной ответственности.

По полученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, введенного в действие с 1.07.2002г.

Данный Кодекс предусматривает, что нарушение порядка введения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

· на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ;

· на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ.

Кодекс об административных правонарушениях впервые ввел административную ответственность должностных лиц самого банка за невыполнение ими обязанностей по контролю за соблюдением предприятиями и организациями правил ведения кассовых операций. Невыполнение должностными лицами банка таких обязанностей влечет наложение на них административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

Для осуществления комплексного кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения. К ним относятся:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.