Сословия. В это время заверш юрид оформление сословий. Все население страны делилось на три сословия: 1)духовенство, 2) дворянство, 3)остальные. Первые два считались привилег. Осн черты гос строя. Важные сдвиги в соци-эк отнош обусловили сущ изменен в гос, с заверш периода феод раздроб гос приняло форму сосл-пред монархии. сильная корол власть сочет с представительством от сословий - Ген штатами (общенац ор-ганом, имеющим право разрешать введение новых налогов). Создав более благопр условия для формир единого общенац рынка и дальнейшего эк и соц развития страны. Органы гос. власти. Корол власть. Процесс оформления сосл-пред монархии был сложным и противореч. Он начался с усилением корол власти, неразрывно связ с преодол феод раздроб. Это стало возможным в силу ряда причин: 1) укреп соц-эк основы союза корол власти и городов, благодаря росту гор промыш и торговли города смогли оказывать монархии помощь, значит большую, чем раньше. 2) вокруг корол власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства, т. е. подавляющ часть господ класса. В условиях подъема антифеод движения крест дворяне уже не были в состоянии защитить свои интересы силами локальных рыцарских ополчен. В сильной корол армии они видели единст оплот сохранения своего привилегир полож. Монархия могла также дать им новые источн дохода, предоставив службу в армии и гос аппарате. 3) сильная корол власть была нужна для борьбы с внеш врагом. В этот период Франция подверг иностр нашествиям. Генеральные штаты. Ликвидация феод раздр и усиление корол власти хотя и достигли значит успехов, но были еще далеки от своего заверш. Сохран большие, независ феод владения, такие, как, например, герцогство Бургундское. Многие могущ вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае пытались восстан утрач независ. Объед страны могло быть успешно завершено лишь в обновлен гос-право форме, обеспеч консолидацию всех сил, выступ за единое гос. Начинают созыв собрания представ от сословий. Короли получили возмож обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На обсуждение собраний выносились важнейшие вопросы внутр и внеш политики и прежде всего вопросы налогов. Были впервые введены постоянные общегос налоги. Регулярные денежные поступ позволили правит сформ профес, наемную армию взамен рыцарского ополчения, а также централиз бюрокр аппарат управ. Первые собрания сословного представ - штаты (от фран. stat - “сословие”) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в. Это были период созывав собрания высшего духов, сеньоров, мэров городов соотв провинции. Штаты рассмат различные вопросы, главным из которых было утверж единоврем денежных сборов - “помощей”. Cначала провинци штаты созывались местными правит и содейст консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. В 1302 г. впервые было созвано общефранц собрание сословий. Его стали называть Ген штатами в отличие от штатов в отдельных провинц. События последу десятилетий (Столетняя война, крест и городские восстания) превратили Ген штаты в важнейш орган гос. Тогда и слож их структура. Каждое сословие было представлено отдельной палатой. 1 палата сост из высш духов. Во 2 посылались выборн от дворянства. Наиболее знатные (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они как непосред вассалы короля принимали участие в выработке решений в составе Корол курии. “Третье сословие” выбирало своих депутатов. Как правило, в выборах участв городской патрициат, депутатами были мэры и эшвены (члены городских советов). Все вопросы рассмат раздельно по палатам, где решение выносилось простым больш голосов. Решение утвержд всеми палатами, причем каждая палата имела только один голос. Т. О. , привил сословия всегда имели гарантир больш. Ген штаты созывались по усмотр короля. Но поскольку введение новых налогов и единоврем сборов требовало предвар согласия Ген штатов и, в частности, согласия “третьего сословия”, короли вынуж были обращ к ним довольно часто. Духов и двор от налогов были освобож (имели “налог иммунитет”) и лишь давали согласие на обложение “третьего сословия”. Но были моменты, когда “3 сословие” могло добиться больших прав, чем право утверж новых налогов. В 1357 г. , когда страна переж 1 из наиболее глубоких полити кризисов был издан ордонанс (указ)- Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соот этим док сессии Ген штатов должны были провод два раза в год. Для их созыва не треб предвар санкции короля. Ген штаты не только имели исключ право на введение новых налогов, но и контрол расходы правит. Лишь с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назнач спец советников короля. Великий март ордонанс был вершиной временного роста правомочий Ген штатов. Добившись от них согласия на введе-ние пост налогов, правит сделало все, чтобы ордонанс не был претворен в жизнь. И это ему удалось. Послед вскоре побед завершение Столетней войны содейс дальнейшему укреп корол власти. В ее распоряж были многочис наемная армия, бюрок аппарат управления, которые содер за счет постоянных налогов, назначаемых теперь без предв одобрения Гене штатов. С точки зрения правящих кругов, Ген штаты выполнили предназ им роль. Начиная с XV в. Ген штаты перестают созываться (в XVII в. были созваны один раз, в XVIII в. тоже один раз). Взамен их правит начинает изредка, по своему усмотрению, созывать собрание нотаблей (именитых подданных). Но это учрежд имело чисто совещ функции. 25. Период абсолютной монархии во Франции.
Осн черты общ строя. Развитие капит вызвало важные сдвиги в соц структуре общ. Помимо основного господ класса - феод. появился новый класс крупных собств - буржуазия. Ее первонач ядро состав гор патрициат - богатые купцы, ростовщики, банкиры, Но этой начальной стадии франц буржуазии были присущи некоторые особенности. Многие буржуа считали выгод для себя купить должность в судах (парламентах) или админ органах. Правит, постоянно нуждавш в средствах, начало продавать гос должности (купленная должность могла передав по наследству согласно эдикту 1604 г. ). Владельцы должностей справедливо полагали, что жалованье и другие “доходы” вполне оправдывают влож капитал. Некоторые долж давали право на дворянский титул. Их носители покупали землю и формально ничем не отлич от потомстх дворян (“дворянства шпаги”). В итоге появ особая прослойка дворян - (“дворянство мантии”). Ее представ вели образ жизни родового дворянства, но вместе с тем не порывали своих полит и эк связей с основной частью буржуазии. Они очень часто брали на себя защиту ее интересов в государстве. Как и раньше, население страны делилось на три сословия. Духовенство и дворянство сохран все свои привилегии, включая налог иммунитет. В состав 3 сословия вошло крестьянство. гос. строй. Изменения в соц-эк структуре франц общества обуслов и измен гос. К началу XVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законч, послед форму. Абсолютизм характ. прежде всего тем, что вся полнота власти сосред в руках наследного главы гос - короля. Соотв ему подчин весь центр государственный механизм. Основная часть двор, продолж оставаться господ классом, не только смирилась с таким положением, но и служила опорой трону. Дело в том, что абсол монархия неуклонно и послед защищала коренные, общеклас интересы двор. Лишь с помощью централ гос машины абсолют можно было обеспеч подавление усилив антифеод борьбы крест. В стране утверд равновесие двух классов: дворянства, начавшего ослабевать, но еще крепко держащ за свои привил и командные посты в гос, и буржуазии, все более набирающей силу. Бурж еще не могла претенд на полит домин роль в стране, но в эк области и отчасти в гос аппарате она успешно противост двор. Используя в своей полит противор между этими двумя классами, корол власть добилась значит относит самостоят. Важную роль в становл абсол сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безразд управлял страной. Возглавил правит. Реф. центр. власти- провинции подчин. парижу. Отмена дуэлей. Создал Фр. академию. Взял Ла-Рошель с гугенотами. С 18 по48 объед. терр Фр. Новые налоги. Урезал права парлам, реорганиз. армии, развит промыш. и торг. При Людовике XIV (вторая половина XVII - начало XVIII в. ) французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития. Значение абсол для развития страны не было однознач. С XVI по первую половину XVII в. абсол монархия играла относит прогрес роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благопр условия для ее послед соц-эк развития. Нуждаясь в новых дополн средствах, абсолют содейс росту капит промыш и торговли. Правит поощряло строительство новых мануф, вводило высокие тамож пошлины на ввозим в страну иностр товары, вело войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии. Во 2-ой полов. 17 в капит. развился настолько, что не мог больше сущест. при феодал. / Органы- все в руках монарха, конец штатам. Усилили контроль над церковью (монарх назначал высших лиц). Рост бюрократ. аппарата. Много чиновников - создали новые органы (продублировали). Гос. совет- высший совещат. орган. Тайный совет, аппарат канцлера. Создан ген. контролер финансов и 4 гос. секретаря (воен, иностр, морским и делам двора). На местах - корол. интенданты. В округах - субделегаты. Появилась полиция. Завершил. создание регуляр. армии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11