Рефераты. История государства и права зарубежных стран - (шпаргалка)

p>21. Право феод. европы. Развитие феод отнош привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв. , в частности варварские правды, потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Францииэти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действ в различ местностях, имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и влиянием прежде действ источников права. Но они очень различ в отдельных полож и деталях. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен на терр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В отношении выраж и излож юрид норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции - страной обычного права. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за котор призн значение общего обычая. Сохран писаного права на юге Франции объяснялось также сущест там более развитых эк отнош. Римское право выступало в кач объед фактора. Наряду с ним в качестве дополн источника дейст множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников. Так же в Германии. Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр или кругу лиц. Споры вассалов и сюзерен решались в ленном суде феодала по нормам обычн ленного права. Крепостные суд. по местному дворовому праву. Населен. жило по партикулярным правам. Суд процесс средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, состав юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодиф были: “Большой сборник обычаев Нормандии” 1255 г. ; “Большой сборник обычаев Франции” 1389 г. : наиболее известна книга “Кутюмы Бовези” 1282 г. , составитель которой Бомануар считается первым по времени теоретиком франц права. В Герм партикулярн право запис в Правовые книги. (Саксонское зерцало) Потом зерцало немецких людей. В XIV-XV вв. частные сборники обычаев появ почти во всех провинц. С началом полит объедФранциии с укреп корол власти все больше ощущается неудовлетв правовых источников и делается попытка их упорядоч и офиц редакции. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое колич таких офиц сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобяз сила. Сборники имели огранич местное применение. С усилен корол власти начали приобрет возрастающ знач ордонансы указы королей, действ на всей терр корол. Наряду с ними сущест распоряж крупных сеньоров - ассизы. Практика городских судов выработ особое гор право, существовашее уже в XII в. и в рассмат период получ особое развитие и значение. С ростом и развитием городов появились собственно гор суды. Помимо перечисл систем права следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно регулир вопросы организации и деят катол церкви и содержало ряд положений, оказавших большое влияние на развитие гражд права, особенно в области семейного права. Канон право было одним из факторов внесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря на усилия корол власти во Франции в период абсол преодолеть множ источников права, каждая область сохраняла собственные кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция, это было большим недостатком. В то же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В числе этих обстоят прежде всего усиление влияния римского права. Распад феод отношений и растущая мощь городской буржуазии придали особое знач регулир обязат, договор отнош. Закрепленное в сборниках кутюмов феод право, основанное на земельных отнош, не содержало предпосылок для регулир договор права. В то же время эти предпос заключало в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юрид выражения производ отнош развивающ товарного хозяйства. Это 1 причина рецепции римс. права. 2 причина усилившегося влияния римского права связана с тем, что короли, находя в нем гос-пр. положения, обоснов их претензии на абсолютную и неогран власть, использ их в своей борьбе с церковью и феод сеньорами. В качестве 3 причины следует указать повыш теоретич интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к наследству Античного мира, вызванного критич отнош буржуазии к феодализму и переоценкой ценностей. Изучение римского права начинается уже с XI в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов комментаторов римского права. Во Франции уже в XII-XIII вв. римское право препод в универс. Влияние его было настолько велико, что по настоянию церковников его препод в Парижском универс в 1219 г. было запрещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь.

    10. Кодекс Юстиниана

Системат римского права была провед в 528-534 гг. , т. е. уже после падения Зап Рим империи, по указ визант императора Юстиниана. Руководство кодифик работами осущ юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося включениям норм более позднего греч и вост права. На более позднем этапе истории права эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). кодиф работы, , начались с сост КЮ. Подгот Кодекса была поруч создан в феврале 528 года комиссии, сост из 10 высших долж лиц и юристов. Комиссия была уполномоч, использ ранее изданные частные и офиц сборники: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино импер констит, устранить имеющя в них противор, исключ устар закон полож. КЮ, первая ред которого не сохран, был составлен с быстро и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него закон акты отныне подлежали отмене. Поспешн в сост Кодекса была причиной многих его недостатков (противореч, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с сост других частей кодиф Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавш в законод Ю, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражд правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью и т. д. ), делали необход разработку новой редакции КЮ. Эта работа была поручена в нач 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Перераб вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опублик 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц КЮ был раздел на 12 книг. В книге I рассмат вопросы церкправа и христ теологии, книги 2 - 8 посвящены различ вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затраг разл стороны публичо права (админ управ, прест и нак и т. д. ). Каждая книга распад на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов импер конс располож в хронол порядке; древнейшая из использв Кодексе - Конституция Адриана 117 года (6. 23. 1), самая поздняя Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конст, включ све-дения об издавшем их импер, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Важн часть код и Юстиниана, сост дигесты, или пандекты. ("содержащий в себе все") В процессе работы над диг комиссия просм и использ 2 тыс. сочинений. В случае возникн спорных вопросов она обращалась за разъяс к Юстиниану, который издавал соотв конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использ в них материала, были подготовлены исключ за короткий срок, Более других в Дигестах цитя Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Структурно Диг делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов... В них рассмат нек общие вопросы правосуд и права, обоснов деление права на публ и частное, дается очерк возник и развития римского права, излаг поним закона и т. д. Предст и вопросы, относ к сфере межд права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностр и т. д. Наиболее полно в Дигестах предст частное право. Особ много вним в них уделено наслед (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Диг силу закона, Юстиниан запретил их комментир, а также ссылки на старые законы и сочин юристов. Своеобр частью кодиф Юа являются Институции - элем учебник права, обращ императором к "юношеству, любящему законы". Для сост Институций по указанию Ю в 530 году была составлена спец комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. В основу ИЮ были полож сочин Гая. Как и Инст Гая, Инст Ю состоят из 4 -книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из фрагментов. В 1 книге даются общие сведения о правосуд и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущ, о браке, об отцовской власти, об опеке и попече. 2 книга посвящ вещному праву. В третью книгу включены титулы, относящ к наслед без завещ, степени когнатского родства и т. п.

    Земельн собств во Франции

Аллод как форма зем собст имел наибе распр в раннее средневек. Собственник земли самостоят осущ все права на нее, не неся за землю службы, не платя повин. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоид земли сущ на протяж всего среднев в небол количествах, однако такая форма землевл не характ для развитого феод строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами. В условиях развитого феод основными и наиболее распр правами на землю были держания - феод завис права, приобр от какого-нибудь вышест владел. Держания были своб и несвоб, благородные и неблаг. Первые держ имели форму бенефиция, под которым поним имущество, находя лишь в польз владельца. Бенефи-ций давался на условиях несения службы, не перед по наследству и со смертью бенефициария возвращ собств. В период слож феодализма уже не встречаются бенеф, которые могут быть взяты собственником обратно, и не перед по наследству. Наиболее распр видами зем держании становятся феоды (лены). Феод - благоре (дворянское) держ земли на основе лен-ных отнош. Феод сеньор уступал часть своих земель лицу, станов его вассалом и приним на себя по феод договору обязанность верности и оказания опред услуг сеньору. При уступке земли по феод договору вассал, однако, не был полным собств земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необх при отчуж вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наслед, то феод возвращ к сеньору. Все эти права принад сеньору как госп земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отнош феодов полномочия владения и польз ими. Вассалу принад все доходы феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо период платежи. Феод переходил к наслед вассала, кото-рые должны были при этом платить пошлину сеньору (рельеф). Полномоч вассала по распор феодом были более огранич. В ранний период феод вассал не мог ни продать, ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. Иначе случае сеньор мог “наложить руку” на феод, т. е. отобрать его без какого-либо возмещ покупат. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т. е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покуп всех прав и обяз, связ со “служилым” феодом, без разреш сеньора, но с двумя огранич: сеньор имел право, во-первых, получать опред, притом сравнит высокую пошлину, а 2 , вернуть себе феод от приобре, возместив последнему уплач им цену. В случае частичного отчужд феода для сеньора могла возник опасность, что вассалу будет трудно выполнять возлож на него обяз феод службы. Поэтому в таких случаях требо-валось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т. е. удлинение феод цени, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собств вассалу, становясь в положение сеньора в отнош этого последнего. Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был огранич в распор им в силу наличия феод прав сеньора. Другой вид свободного держ земли осущ лично свобод крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цензивы. Крест являлся наслед польз земли. Никаких личных феод связей при цензиве не устанав, не было ни обязан к воен службе, ни верн господину. Зато с крест прич разнообр и весьма обременит платежи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.