Рефераты. История государства и права зарубежных стран - (шпаргалка)

p>5. История Др. Рима восходит к VII в. до н. э. 1Рим цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана общ-во, подобное древнерим - наз. военной дем К тому времени : племена овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист патриции. Из их среды выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами, а затем - зависимой клиентеллой. В Риме др периода было 300 родов, по 100 в каждом племени. Главы родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит вл. 1 Сенат имел пр предварит обсужд всех тех дел, кот вносились на решение нар собр. 2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима жили и не - граждане - клиенты и плебеи. вероятно, плебеи обедневшие сородичи. Они пост на работу к рим знати . получ на определ ус-ях земельные наделы. Клиенты происход из чужаков и также рабатали на питриций. // Важным этапом в становлении Р гос-ти стала реформа 6ого рекса Сервия Тулиия. 1. плебеи введены в состав общ 2. все граждане раздел на 6 имущ разрядов. (имущ признак), насел дел на 193 центурии, (пролетарии, т е лишенные учит имущества сост 1 центурию. ) Т . О, при соглас голосовании первых 2х центурий голоса др не учитывались! 3. террит города раздел на 4 округа - трибы. (победа принципа террит деления над родопл. ) Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она не уровняла их патрициями, особенно в том, что кас земли. В след 2 столетия плебеи добились удовлетвор многих своих требований: 1. учреждения особой плебейской магистратуры нар трибуната, целью кот было защищать плебеев от произвола патрициев. 2Доступа к общ земле наравне с патрициями 3Защиты от произвола патрицианских судей (введ зак XIIтабл) 4Разрешения браков между патрициями и плебеями5. Права занимать гос должности С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок стали иметь ту же силу, что и решения центуриат коми-ций, (обязат для всех )Т. О, завершился процесс формирования рабовлад гос. - пережитки родопл отнош ушли в пр.

6. Римская республика римляне вели борьбу за господство над всей Италией. В рез Рим уже в IV в. до н. э. подчинил себе сначала Ср Италию, а затем и Юж. Рим ост арист респ. Во главе Рима по-прежнему - центуриатные комиции и плеб сходки, затем сенат. Консулы, преторы и нар трибуны избир нар собр на год, римляне избирали ежегодно 2 консулов, 2 (а затем и более) преторов. магистраты не вмешивались в дела друг друга. Но магистраты должны были советоваться между собой прежде. Консулы заним всеми первост делами по гр и воен части, а во время войны 1 из них - в Риме, др ком войском. Преторы заним суд спорами. Начиная с III-II вв. до н. э. преторы -толковат пр и его творцами. рим суд процесс становится формулярным, т. е. определяемым формулой претора, его волей. Сентенции преторов и рим юристов обнаруж стремление приспособить др, архаич пр к эк, соц, морал, пол требованиям поздней республики . Именно отсюда берет начало само рим пр, (непрем элемент европ цивил. ) Первонач зад нар трибунов -защита плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с теч вр они взяли на себя функцию блюстителей законности. Постепенно на должн плеб трибунов стали претендовать и патрицианские пол-ки, вроде братьев Гракхов ( трибуны могли входить с законодат предлож во все виды нар собр. Важную роль -у коллегии цензоров: сост из 5 чел и избир на 5 лет. Цензоры распредел людей по центуриям согласно их имущ цензу. Позднее: назнач сенаторов, + наблюд за нравами. Идеология прост и честного образа жизни, в духе кот воспитывали рим юношество, в немалой степени способств превращению Рима в центр огр имп. Недаром многие рим авторы связывали падение Рим респ с разложением нравов. Хотя ост откр вопрос о причинах, кот вызвали падение нравов. Безнр поступок -основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников. Диктатор. Экстраорд считалась должность диктатора, на кот назначали 1 из консулов. Поводом для назначения диктатора: любые кризисные ситуации. диктатор обладал высшей гр, воен и суд вл, имел зако-нодат вл. При этом все магистраты продолж функционир, но под вл диктатора. По истечении шестимес срока диктатор склад. свои полномочия. Противополож республик диктатуре были бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др. “Коллект” органов вл было несколько. Центуриатные комиции были полномочны принимать или отвергать законопроект, представл каким-либо магистратом + имели пр избирать или отверг кандидатуры предложенных им должн лиц, решать вопросы в и мира, судить за особо тяжкие преступления. Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центур, но по делам меньшей значимости: Но они собирались не регулярно по воле 1 из магистратов. Их постановл чаще всего были предрешены магистратами. Сенат. Переход к республ усилил влияние сената как ед пост конституционного орг вл. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. с IV в. до н. э. сенат стал высказывать свое согл или несогл с законопроек, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение сената было в данном случае далеко не формальностью, Но исп вл сенат не обладал. К особенной компетенции сената -междун дела, фин , вопросы культа, объ-явление и ведение войны, внешняя пол вообще .... Вершина власти сената приходится на 300-135 годы до н. э Падение роли сената нач в эпоху гр войн (II-1 вв. до н. э. ). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утрат свою вл. Армия, - в теч всех лет республики нар ополчение Но с шир завоевательной пол Рима армия стала постоянным инструментом пол, наемной силой.

7. Кризис Рим республ Реформы Гракхов. Во II в. до н. э. Рим господствует на всем побережьем Средиз моря. Росту латифундий соответств противопол процесс обезземел и разорение рим крестьянства. Кульминаци борьбы между мел и кр землевладением - реформы бр Гракхов. В 133 г. до н. э. трибун Тиберий Гракх предло нар собр закон, кот уст макс размер землевладения - 1000 югеров на семью (250 га). Кр землевлад и сенаторы были недовольны реформой, и они воспользовались тем, что Тиберий трижды нарушил конституцию: он потреб смещения своего коллеги Октавия, предлож, чтобы не сенат, а само нар собр решило вопрос о субсидиях ; он добивался избрания на нов срок, чего никогда еще до того не делалось. рим олигархия решилась на крайнюю меру- трибун Тиберий Гр был убит (133 до н. э. ). Осущ реформы приост. Но в 121 г. до н. э. брат Тиберия, Гай Гракх продолж дело. Недов были те же силы, что и при Тиберии, и прежде всего сенат. Уже в к эпохи республ сенат присвоил себе пр издавать в критических ситуациях чрезвычайный закон, кот разреш высш магистр прибегать к любым средствам, чтобы предот-вратить опасность. это привело к убийству Гая Гр и отказу от агр реформ в пользу рим кр-ва. Чтобы предупредить зем реформы в III г. до н. э. был принят закон Тория, по кот всякий, кто имел не более 30 югеров пашни (8, 5 га), мог считать эту землю своей ч собст. (конец общ земле. )/// Диктатура Суллы. В I в. до н. э. Рим втян в Союзническую войну и был вынужден предоставить рим граж-во всему населению Италии. Союз война не принесла Риму подлинного мира. Наступала эпоха диктатур. 1 диктатор -полководец Сулла, диктатура была бессрочной, что отлич ее от республ диктатуры. Сулла присвоил себе законода функ и пр распоряжения жизнью и имуществом гр-н, предоставил нов пр сенату, но огранич полномоч нар собр и лишил пол функ трибунов. Диктатура Суллы означала конец республ. Диктатура Юлия Цезаря. Отреч Суллы (79 до н. э. ) возврат Риму республ констит, но ненадолго. Нов диктатором стал Гай Юлий Цезарь (100-44 до н. э. ). Он прав после восст рабов (74 до н. э. ) под рук Спартака. Избр в 59 г. до н. э. консулом Рима, Ю Ц, возгл антисенатскую группировку. Рядом послед мер Ц привлек на свою сторону шир слои народа. В 46 г. до н. э. Ц покончил со своими последними противниками и был провозгл диктатором на 10-летний срок, а в 44 г. - пожизненно. Особенность: диктатор имел консульскую и трибунскую вл, цензорскую и высш жреческую, был команд армией, получ титул императора. Комиции продолжали сущ, но следовали указаниям императора. + Ц мог распоряж войском и казной гос , пр назначать проконсулов и реком половину кандидатов в магистраты , пр 1ым голосовать в сенате. Триумфом - провозглашение его “отцом отечества” (особая колесница, золоч кресло, особые одежда и обувь и т. д. ). Созданная форма правл - принципат - получ развитие при его преемнике Октавиане Августе (27 до н. э. - 12 н. э. ). /Эдикт Каркаллы в 212г дон. э при императ Каркалле права рим граждан бали предоставлены всему насел провинций. Причины падения Рим республ. 1. расслоение общ-ва , резкие различия состояний, умножее класса пролетариев, не могли не свести на нет и республик равенство. 2рим респ институты сложились для управл городом, а не империей. Пожертвовав исключ полож “рим народа”, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее терр. в господств класс, ТО была создана достаточно прочная соц база того пол режима, кот при всех переменах просуществовал ок 500 лет ///Об строй Р в период принципата. После победы Октавиана над пол противниками (31 г. до н. э. ) сенат вручил Октавиану верх вл над Римом и провинциями. установился гос строй, кот назыв принципатом. “Принцепс сенатус” -1й в списке сенаторов Принцепс Август - это “1й гражданин рим гос. ”, (факт пост императора). Гражданство. Уже при Юлии Цезаре предоставл прав рим гражданина в провинциях -распростр пол мера. В 212г. н. э. император Каракалла предоставил пр рим гражданина всему свободному населению Империи. Привилегированное полож. Рима подорвано. Но к этому времени полож. свободных людей в Риме и Империи отличалось республик. верхушка рабовлад класса - два сословия. 1: нобилей. Эк основу нобилитета сост огр зем владения, + масса рабов и завис кр-н. Пол оплот -сенат. При императоре Августе (63 до н. э. - 14 н. э. ) нобилитет превратился в сенаторское сословие. 2сословие всадников - фин знать империи , из кот выходили чиновники и офицеры. Управл городами осущ декурионами - со-словием бывших магистратов. (ср землевлад). самая низш ступень соц лестницы - рабы. При Августе для защиты интересов рабовлад введены меры, отлич крайней жестокостью. (резко сокращены возможности предоставл рабам воли, восстановлен закон, по кот подлежали казни все рабы, кот наход в доме в момент убийства господина и не пришли ему на помощь). Между тем эк ситуация свидет о невыгодности труда рабов. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того. хозяева стали предоставлять рабам пекулии, (зем участки, за кот хозяину следовало платить опред долю продукта). Поскольку оста было долей кр-на, он стремился увел ее за счет повыш урожая. Однако римс пр запрещало производить рабу все виды торг и займ операций. Эти запреты - преграда для разв пекулии , поэтому их следовало смягчать, что осущ медленно. одновр идет превращ своб кр-на в арендатора- колона. Обязательства колона нос как денежный, так и натур хар-р. В первый период колоната аренда была краткоср, но это было невыгодно арендодателю. закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Прикрепление колонов к земле было пожизни потомств. Так в еще рабовлад Р зарождается феод порядок, Гос. строй Р империи. 2 периода: принципата, домината. Границей -III в. н. э. Принципат еще сохраняет видимость респуб формы прав и почти все учреждения республики. Но! Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республ магистратур. Нар собр пришли в полный упадок. Император Август реформировал комиций в демократ духе , но отнял у собр суд вл . + комиций лишились пр избирать на должность магистратов. Но после смерти Августа, при Тиберии выборы магистратов были переданы в компетенцию сената. законодательство стало делом принцепса. Сенат уже при Августе наполнился провинц знатью, всем обязанной принцепсу, полож. его было приниженным, а полномочия огранич. утвержд правило “Все, что решил принцепс, имеет силу закона”. Средоточием высших учреждений империи был “двор принцепса. Здесь размещалась императорская канцелярия с юр, фин и др отделами. Финансы занимают особ место: огр число источников налогов. Армия стала постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалованье. Команд - из сенаторского и всаднич сословий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.