Рефераты. Правовой статус образовательных учреждений - (диплом)

p>б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ. Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как“дополнительные” признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие: учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);

    учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;

учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;

учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;

учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.

Также образовательному учреждению, для осуществления в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением. [5 Письмо Минобразования РФ от 8 июня 1998 г. “О статусе образовательных учреждений”//СПС Гарант-максимум. Версия от 12. 03. 2001. ]Как правило, большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию. В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т. е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст. 11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений. В настоящее время в г. Барнауле 117 общеобразовательных учреждений, из них 111 учреждены совместными решениями комитетов по управлению муниципальным имуществом и образованию администрации города и администраций районов, а 8 учреждений - физическими лицами [6Система образования города Барнаула (информационный сборник). Барнаул: ГИПП Алтай, 2000. ].

Учредитель образовательного учреждения –собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.

Финансирование образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т. е. учредителем. Анализ Закона об образовании позволяет выделить целый комплекс прав и обязанностей учредителя.

    Учредитель имеет право:

создавать образовательное учреждение любого типа [7 К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п. 4 ст. 12 Закона об образовании). ];

создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п. 1 ст. 33); определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п. 3 ст. 6);

    назначать руководителя образовательного учреждения;

устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п. 1 ст. 16);

устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч. 2 п. 1 ст. 16);

контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п. 3 ст. 39); реорганизовать образовательное учреждение в иное учреждение (п. 1 ст. 34); ликвидировать образовательное учреждение (п. 4 ст. 34);

изымать у образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых п. 6 ст. 39;

получать долю дохода образовательного учреждения (п. 2 ст. 45); изымать средства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены как платные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п. 3 ст. 45); приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п. 5 ст. 47).

    Учредитель обязан:

обеспечить приём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право на получение основного общего образования (ч. 2 п. 1 ст. 16) [8Отказать в приёме общеобразовательное учреждение может только в двух случаях: а) если лица не проживают на данной территории;

б) при отсутствии свободных мест (п. 47 Типового положения об общеобразовательных учреждениях). ];

закрепить за образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п. 1 ст. 39);

в случае назначения, найма руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения включать его в свой штат (п. 5 ст. 35). Особенности финансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел в одном договоре или самостоятельный договор о финансировании [9Договор между образовательным учреждением и учредителем (уредителями) является одним из учредительных документов учебного заведения. Подробнее о договоре смотри ниже. ].

В таком договоре было бы целесообразным указать принципы и нормативы финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную, учредителя за его задержку. [10 Комментарий к Закону РФ “Об образовании”/Отв. ред. профессор В. И. Шкатулла. -М. : Юристъ, 1998. -с. 313. ] Финансирование может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом“зарабатывать”, т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма п. 2. ст. 298 ГК о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, в ГК не оговорен минимальный объем финансирования собственник. Поэтому возникает реальная угроза, того, что“зарабатывание”может поставить под угрозу основные цели деятельности образовательного учреждения. Применительно к этого рода деятельности“организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности”. [11Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М. , 1997. Ч. 1. С. 148. ]

Отсутствие в ГК регламентации минимального объема финансирования привело к тому, что в законах об образовании (п. 1 ст. 41) и о высшем образовании (п. 2 ст. 28) предусматривается возможность функционирования образовательного учреждения на условиях полного самофинансирования. Это в свою очередь означает, что учредители только принимают участие в формировании минимального первоначального уставного капитала (размер которого может быть недостаточен для функционирования учреждения в течение одного месяца) и не несут никакой обязанности по финансированию созданного ими учреждения. Полное самофинансирование противоречит правовой природе учреждения: в данном случае термин“учреждение”применяется не к организационно-правовой форме, а к юридическим лицам, осуществляющим определенного рода деятельность.

В связи с таким положением Леонова Г. Б. предлагает предусмотреть ГК нормы, как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых образовательное учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения [12Леонова Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1. ](п. 1 ст. 118, п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Будучи полноправным субъектом гражданского оборота, образовательное учреждение, как всякое юридическое лицо, реализует свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам учреждения (в том числе и образовательного) относятся решение собственника [13Суханов Е. А. полагает, что решение собственника о создании учреждения не является учредительным документом, отмечая при этом, что в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях даётся ошибочное отождествлениеучредительных документов (курсив везде мой - А. С. ) с документами, предоставляемыми для регистрациинекоммерческой организации. См. Гражданское право: учебник/ Под ред. Суханова Е. А. М. ,1998. Т. 1, с. 267. ] о создании учреждения и устав, утвержденный собственником [14 В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Так, во исполнение п. 2 ст. 11 Закона об образовании (образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, создаются только Правительством Российской Федерации) Правительство России приняло Положение о военных музыкальных училищах и кадетских корпусах, в котором, к сожалению, вообще не упоминается о правовом режиме имущества этих учреждений. ] .

В содержании основного акта законотворчества образовательного учреждения, на основании которого оно функционирует, - устава в обязательном порядке должны быть указаны следующие положения:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

    2) наименование учредителя;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

    б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
    в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.