Рефераты. Правовой статус образовательных учреждений - (диплом)

p>Но единообразность правового положения образовательных учреждений путём принятия Типовых положений не всегда достигается из-за того, что единой структуры положений пока не выработано.

    Сравним содержание двух Типовых положений:
    Типовое положение о вузе
    Типовое положение об общеобразовательном учреждении
    1
    2
    1. Вуз, его задачи и структура.
    1. Общие положения.
    2. Приём в вуз.
    2. Организация деятельности.
    3. Учебная и научная деятельность вуза.
    3. Образовательный процесс.
    4. Академическая свобода и автономия вуза.
    4. Участники образовательного процесса.

5. Государственные обра-зовательные стандарты высшего профессиональ-ного образования.

    5. Управление общеобразовательным учреждением.
    6. Управление государственным вузом.
    6. Имущество и средства общеобразовательного учреждения.
    7. Студенты, слушатели и работники вуза.

8. Подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных работников.

    9. Контроль за деятельностью вуза.

10. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования

    11. Международная деятельность вуза.
    12. Учёт и отчётность.

В связи с этим, один из видных исследователей педагогического (образовательного) права кандидат юридических наук– В. И. Шкатулла, предложил следующую структуру такого положения: Общие положения.

Порядок заключения, изменения и прекращения договора между образовательным учреждением и обучающимся.

    Время обучения и время отдыха.
    Нормирование образовательного процесса.
    Дисциплина в образовательном процессе.
    Содержание образования.
    Условия обучения.
    Государственные образовательные стандарты.
    Управление образовательным учреждением.
    Контроль за деятельностью образовательного учреждения.
    Учёт и отчётность в образовательном учреждении.
    Подготовка кадров и повышение квалификации.

Права, обязанности, ответственность участников образовательного процесса. Международная деятельность образовательного учреждения. [21 Комментарий к Закону РФ “Об образовании”/Отв. ред. профессор В. И. Шкатулла. - М. : Юристъ, 1998. -с. 146-147. ]

Таким образом, В. И. Шкатулла предполагает, что типовое положение должно регулировать преимущественно педагогические отношения.

    * * *

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.

Глава II. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях. В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, образовательное учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а, как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного права; к последнему относится право оперативного управления. Как известно, ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе определены их виды, те из собственников, которые вправе установить такое вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное законом.

Однако в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения в законе или других правовых актах определяется, на базе какой собственности оно может быть создано. Так, только государственная собственность лежит в основе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст. 11 Закона об образовании). Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др. ). Поэтому при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования, выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о государственной собственности, то от имени государства выделение имущества осуществляет Госкомимущество России.

Имущество образовательного учреждения делится на два вида: а) собственность учредителя (учредителей); б) имущество образовательного учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

Правовой режим собственности учредителя, в общих чертах, состоит в следующем: учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности - землю, здания, сооружения, имущество, оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением. К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.

Особый правовой режим установлен для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование, но, нужно отметить, что этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника(п. 1 ст. 299 ГК). Впервые конструкция оперативного управления получила глубокую научную разработку в трудах известного советского юриста А. В. Венедиктова [22Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. М. ; Л. , 1948. ]в тот период, когда перед учеными стоял вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Законодательное закрепление данная конструкция получила в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г. и вст. 94 ГК РСФСР 1964г. [23Категория оперативного управления, разработанная А. В. Венедиктовым по поводу отношений государственной собственности, со временем вышла за пределы, намеченные ее автором. Уже в 80-е годы она применялась не только к государственной, но и к иным формам социалистической собственности (см. , напр. , ст. 261 Основ гражданского законодательства 1961 г. , ч. 2 ст. 117, ст. 193, ч. 2 ст. 237 ГК РСФСР 1964 г. ). В этом же направлении идет и развитие современного гражданского законодательства. С точки зрения Леоновой Г. Б. (см. Леонова Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права//Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1998, N 1) такой подход не совсем точно отражает изменившиеся экономические условия. Представляется, что конструкция права оперативного управления должна применяться лишь при реализации государственной или муниципальной собственности. В тех же случаях, когда учреждение создается только на базе собственности частных лиц, возможно, следует вообще отказаться от использования конструкции юридического лица-несобственника. ] В соответствии с действующим законодательством правом оперативного управления обладают и коммерческие, и некоммерческие юридические лица. Содержание права оперативного управления раскрывается в п. 1 ст. 296 ГК: "Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения". На первый взгляд создается впечатление единого содержания субъективного права и прежде всего вотношении правомочия распоряжения. Судя по содержанию п. 1 ст. 296 ГК, можноприйти к выводу о том, что и казенное предприятие, и образовательное учреждениеобладают правом распоряжения принадлежащим им имуществом. Однако из положений п. 1 ст. 297 и п. 1 ст. 298 ГК вытекает совсем иное. Так, при наличии согласия собственника казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а произведенную им продукцию реализует самостоятельно (п. 1 ст. 297 ГК). Учреждение же не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК).

Следовательно, образовательное учреждение полностью лишено права ограниченного распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете, поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. То есть, понятие права оперативного управления образовательного учреждения включает в себя право владения и право пользования, право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, образовательное учреждение распоряжаться не вправе. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества [24Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты (комментарий к новому ГК) // Правовые нормы о предпринимательстве. М. , 1996. Вып. 3. С. 76. ]. Однако указание в п. 1 ст. 296 ГК на наличие правомочия распоряжения в содержании права оперативного управления повлекло за собой весьма распространенную ошибку в нормативных актах, определяющих правовой режим имущества образовательного учреждения. В соответствии с п. 11 ст. 39 Закона об образовании и п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя. Может сдавать в аренду свои помещения и снимать помещения в других организациях. Для этого Закон не требует получения согласия учредителя, хотя в договоре между образовательным учреждением и учредителем этот вопрос может быть урегулирован. Среди ученых также есть мнение о том, что в силу ст. 298 ГК учреждение вправе выступать в качестве арендодателя в отношении принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества [25 Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. /Под ред. В. Д. Карповича. М. , 1995. С. 110. ]. Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения, но воспользоваться своим правом он может при наличии двух условий: 1) согласия совета образовательного учреждения (в вузе - с согласия учёного совета вуза);

2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе, т. е. фактически ниже самой низкой цены.

Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.

Рассматриваемое право - одно из прав юридического лица по распоряжениюимуществом (в данном случае, находящимся во владении лица на праве оперативного управления).

Но поскольку содержание права оперативного управления учреждения осталось неизменным с 1961 г. и на практике заключение договора аренды в отношении имущества образовательных учреждений - достаточно распространенное явление (киоски, буфеты и др. ), постольку представляется целесообразным предоставление учреждению права сдавать в аренду любое находящееся у него имущество с согласия собственника, при этом указав на то, что арендные платежи остаются в распоряжении учреждения и направляются исключительно на поддержание технического состояния недвижимого имущества либо на реинвестирование основнойдеятельности (п. 2 ст. 45 Закона об образовании). Максимальный срок договора аренды можно установить в зависимости от свойств объекта [26Еще А. В. Венедиктов отмечал, что проведение в жизнь полного запрета сдачи одним из государственных предприятий его оборудования другому оказалось неосуществимым; на основе действовавшего в то время законодательства и анализа арбитражной практики он доказал, что сдача излишнего оборудования в аренду вполне допустима (см. : Венедиктов В. А. Указ. соч. С. 440. См. также: Корнеев С. М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М. , 1964. С. 256). ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.