Рефераты. Правовой статус образовательных учреждений - (диплом)

p>Ст. 41 не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 9 ст. 41 Закона об образовании полученные вузом дополнительные средства не дают права учредителю снизить нормативы (или) абсолютный размер его финансирования.

На практике прием обучающегося в вуз осуществляется на основе договора имеющего письменную форму, которая в большей степени обеспечивает соблюдение прав сторон.

В настоящее время договор на получение образования получил широкое распространение в основном в сфере высшего профессионального образования, и незаслуженно игнорируется другими образовательными учреждениями, в частности гимназиями, лицеями. Автору данной работы, работающему учителем в одной из школ города Барнаула, не представляется возможным назвать хотя бы одного ученика, из более чем 1300, который бы заключил подобного рода договор с образовательным учреждением или хотя бы одного законного представителя (родителя) изъявившего желание заключить подобный договор. [39Последнее вполне понятно, так как уровень правовой культуры в России во все времена оставлял желать лучшего, и не потому, что народ не способен усвоить элементарные правовые нормы, а скорее в силу того, что государство практически не предпринимает никаких шагов в направлении повышения уровня правовой культуры масс. Исключение составляет популяризация налогового законодательства и то, зная отношение органов государственной власти к интересам общества, которое складывалось веками, можно предположить, что такая ситуация продиктована необходимостью, заинтересованностью государства, так как уровень сбора налогов в целом по России низок, хотя можно отметить, что за последние, пожалуй два года, в решении данной проблемы наметились положительные сдвиги. ] Между тем полагаю, что договор об образовании должен стать основной правовой формой существования правовых отношений между образовательным учреждением и обучающимся.

Почему автор придаёт такое большое значение договору об образовании? Это станет ясно из более подробной характеристики данного вида договора [40Внимание автора будет сосредоточено на участии общеобразовательного учреждения в заключение договора об образовании, что обусловлено спецификой его профессиональной деятельности. ].

Отношения между образовательным учреждением и обучающимся и его родителями существуют в двух формах: административных (которым свойствен императивный метод правового регулирования) и договорных (базирующихся на равноправии сторон).

В первом случае родители оформляют поступление ребёнка в образовательное учреждение на основе правил им установленных, во втором–заключая письменный договор, родители получают возможность участвовать в формировании его содержания. Но заключение договора ни в коем случае не означает исключение административных методов из отношений между сторонами договора, а их разумное сочетание. Поэтому автор не согласен с В. И. Шкатуллой, который в своей статье“Договор на образование: значение и содержание” [41 Журнал российского права 2000, №10. ] пишет: “Фактически в школах господствует командно-административный метод в определении отношений с родителями. Следствием этого положения является диктат школы, который вредит прежде всего самой школе, препятствует её развитию, так как интересы обучающихся и их родителей почти не учитываются”. Договор на образование должен, прежде всего, служить целям повышения ответственности учеников и их родителей по отношению к получению образования, но никоим образом не должен ограничивать властные полномочия общеобразовательного учреждения. Так как ситуация, сложившаяся в школах на данный момент, когда ученики имеющие по несколько академических задолженностей по результатам полугодия или года не отчисляются, а продолжают обучение и ещё и переводятся в следующий класс, показала, что умаление административных мер по крайней мере неэффективно сказывается на образовательном процессе. И в такой ситуации встаёт вопрос не о том, кто защитит ученика от школы, а кто защитит школу от ученика? Отчислить ученика в настоящее время практически невозможно, так как органы местного самоуправления (которые являются учредителями большинства школ) и особенно органы управления народным образованием ставят такое положение дел в вину образовательному учреждению: мол, вы плохо обучаете и получается, что под давлением сверху все командно-административные меры, о которых говорит В. И. Шкатулла, бессильны.

Обязательное минимальное содержание договора определено в ст. 46 Закона об образовании, к нему относится: уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Но, в Законе нет отдельных положений, которые были бы посвящены договору, и этот факт говорит о том, что положения о договоре об образовании не получили должного законодательного развития. Иногда можно услышать мнение о том, что договор возмездного оказания услуг может применяться в сфере образования только за пределами отношений бесплатного образования. Мы, вслед за В. И. Шкатуллой [42 Там же, с. 55. ], полагаем, что такое мнение ошибочно. Известно, что в п. 2 ст. 779 ГК РФ даётся перечень услуг, регулируемых нормами гражданского права; к ним относятся услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туристическому обслуживанию и другие.

В некоторых случаях для отдельных видов договоров на возмездное оказание услуг принимаются правовые акты на уровне Правительства РФ. [43Например, Правила оказания медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (1996г. ); Правила оказания услуг телефонной связи (1997г. )//СПС Гарант максимум. Версия от 12. 03. 2001. ]

Договоры с участием потребителей гражданское право относит к категории публичных, и на них распространяется установленный ст. 426 ГК режим публичного договора.

Так, например, согласно п. 1 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, отношения между медицинским учреждением и потребителем регулируются договором на возмездное оказание услуг только в части, которая выходит за рамки гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

Вышеизложенные положения не совсем применимы к договору об образовании, то есть договор об образовании, по мнению Шкатуллы, не регулируется гражданским правом в силу следующих причин:

в соответствии со ст. 426 ГК РФ публичный договор заключает только коммерческая организация, образовательное учреждение не является таковой; содержанием договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действия по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги (ст. 779 ГК РФ). Далее, по договору возмездного оказания услуг обязанность заказчика сводится или ограничивается лишь оплатой услуги. В договоре об образовании услуги исполнителя - образовательного учреждения или индивидуального педагога (ст. 48 Закона об образовании)–одновременно сопровождаются работой обучающегося по освоению образовательной программы.

Рассмотрим некоторые особенности договора на обучение на примере общеобразовательной школы.

Основными нормативными актам, регулирующими положения о договоре, является Типовое положение об общеобразовательном учреждении (пп. 10, 25-29, 37-40, 42, 43, 46, 47, 49, 50-55, 57-61) и главы 27-29, 39 ГК РФ.

В соответствии с п. 10 Типового положения заключение договора обязательно в случае, если образовательная программа будет осваиваться обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм. Здесь же нужно указать на существенный недостаток содержания положения–форма договора не указывается, что означает возможность его заключения как в письменной, так и в устной форме. Мы полагаем, что такой договор нужно заключать только в письменной форме, иначе в случае спора преимущественное положение получит образовательное учреждение (как орган наделённый властными полномочиями), и более слабая сторона договора– обучающийся, его родители – окажется в проигрышном положении. Обучающийся заключает три договора:

первый – на получение образование в школе первой ступени (срок обучения 3-4 года); второй – на получение образования в школе второй ступени (срок обучения 5 лет); третий - на получение образования в школе третьей ступени (срок обучения 2-3года).

При заключении договора школе рекомендуется ознакомить обучающегося и его родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 48 Положения). Сразу хотелось бы отметить, что такое положение, когда школерекомендуетсяознакомить обучающегося и его родителей с указанными документами, на практике приводит к тому, что такого ознакомления не происходит. Конечно, можно сказать: исправить“рекомендует” на “школа обязана”, но всё останется по-прежнему. В данной ситуации выход кроется в более ответственном подходе самих родителей к образованию своих детей, то есть они сами должны требовать ознакомления с этими документами, к которым относятся устав школы, правила поведения в школе, Закон об образовании и другие. При заключении договора родители обязаны предъявить определённые документы, которые характеризуют их дееспособность. Это: свидетельство о рождении, медицинская карта ребёнка и другие. В целях усиления защиты права на образование перечень этих документов следовало бы включить в Закон об образовании. Такое предложение связано с тем, что в практике приёма детей в школу, особенно при приёме в начальные классы, администрациями школ допускаются некоторые нарушения, наиболее типичным является требование о предоставлении справки с места работы родителей с указанием их заработной платы, также нередко предлагается в обязательном порядке внести вступительный взнос для нужд школы [44 Письмо Минобразования РФ от 19 июня 1998г. “О нарушениях при приёме детей в первые классы общеобразовательных учреждений”//СПС Гарант максимум. ]. Договор на образование – срочныйдоговор, продолжительность которого определяется временем необходимым для освоения образовательной программы той или иной ступени.

Договор заключается по ходу собеседования директора школы, и ребёнка, его родителей путём составления единого документа в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу. С одной стороны он подписывается директором (выступающим от имение школы) и родителями ученика, так как обязанность по воспитанию ребёнка лежит на обоих родителях. Заключается договор в присутствии ученика; это имеет большое воспитательное значение–учащийся знакомится с новой для него формой общественных отношений, повышается уровень правового воспитания и ответственность обучающегося по отношению к образовательному процессу.

Важнейшими условиями договора, согласно Типовому положению, являются: медицинское обслуживание ребёнка, которое обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персоналом (п. 24); организация питания (п. 24); санитарные нормы (п. 25); наполняемость класса (п. 25); наполняемость класса при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению, физической культуре, по информатике и вычислительной технике, физике и химии во время практических занятий (п. 26); программа обучения (п. 36); язык, на котором ведётся обучение и воспитание (п. 37). Кроме перечисленных условий по инициативе сторон в договоре могут быть предусмотрены и другие: предметы, которые будут изучаться по выбору (п. 34); обучение по различным профилям и направлениям (п. 34); платные образовательные услуги (п. 38, 39); военная подготовка (п. 40); начальная профессиональная подготовка (п. 39).

Также в содержание договора включаются соглашения по вопросам, касающимся времени обучения: начала и окончания учебного года и каникул (п. 43); часов, отводимых для изучения предметов (п. 42); учебной нагрузки обучающихся, которая не должна превышать предельно допустимых норм (п. 42).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.