Рефераты. Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

p>Проектируя новое общественное устройство, революционные идеологи противопоставляли принципу сословности и партикуляризму Старого порядка принцип индивидуализма. Сама универсальность, всеобщность“принципов 1789 года”означала абстрагирование от любых конкретных измерений человеческой личности и определение ее с точки зрения родовых качеств. Поэтому реально в расчет принимались лишь абстрактный индивидуум и национальная общность, а также выдвигалась идея о том, что общество и государство есть не иерархия сословий и корпораций, местных прав и привилегий, а объединение индивидуумов, вступающих между собой в договорные отношения, свободных и равных в правах; при этом указывалось, что все индивидуумы являются членами нации, которой и принадлежит верховная политическая власть.

    III. Законодательство Учредительного собрания
    1789 – 1791 гг. и Конституция 1791 года.
    3. 1. Законодательство Учредительного собрания

В ходе бурных событий лета 1789 года на волне массовых народных движений к власти пришли либеральные политики– депутаты Учредительного собрания, так называемые “конституционалисты”, во главе с признанными лидерами революции О. Мирабо, А. Ламетом, А. Барнавом, А. Дюпором, Ж. -С. Байи, Ж. -Ж. Мунье, П. -В. Малуэ, Ш. -М. Талейраном, генералом Лафайетом, Ларошфуко-Лианкуром и др... Своей первоочередной задачей Учредительное собрание провозгласило принятие Конституции. Уже осенью оно определило, что будущее правление во Франции должно быть представительным и монархическим.

Исходя из положения “Декларации прав человека и гражданина”, согласно которому “закон есть выражение общей воли”и все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании, Учредительное собрание положило в основу формирования всех органов государственной власти (исключая только высшую исполнительную власть в лице короля и назначаемых им министров) принцип выборности. Избиралось около 1 200 000 должностных лиц и представителей на разные уровни политической, административной, гражданской, духовной и др. властей. Сами же выборы стали символом и неотъемлемой частью обретенного французами суверенитета, ранее принадлежавшего королю. Учредительное собрание утвердило бессословное и индивидуализированное (т. е. независимое от групповых, местных интересов) участие в выборах, призванное обеспечить независимость как избирателям, так и представителям во всех уровнях власти.

Вместе с тем законодательство Собрания было противоречивым. С одной стороны, оно предполагало формирование политической власти демократическим путем выборов, с другой–демократия подвергалась в нем значительному ограничению. Так, признание независимости национальных представителей (депутатов высшего законодательного органов власти) означало, что они в своей деятельности должны не следовать предвыборным наказам или пунктам своей политической программы, а беспрестанно выражать национальные интересы, которые могут быть отличными от устремлений их непосредственных избирателей. В итоге сложился своего рода“парламентский абсолютизм”, когда представители нации получили монопольное право выражать свою волю, принимать от ее имени законы и быть свободными в своих действиях от любого контроля.

Еще одной антидемократической мерой Учредительного собрания стало ограничение участия граждан в выборах путем введения в конце 1789 года имущественного ценза. Такое решение было принято в связи с необходимостью разрешить противоречие между“разумом” и “количеством”, используя понятия этой эпохи, т. е. найти, как совместить рациональность и компетентность функционирования политической власти с равным участием в выборах граждан (как то предписывала“Декларация прав человека и гражданина”), которые не были равны ни по уровню образования, ни по уровню образования, ни в имущественном отношении. Владение собственностью и уплата с нее прямого налога по логике законодателей как раз и являлись условием участия в политической жизни общества. В результате право участвовать в выборах получили“активные”граждане (4 298 960 из 7 млн. взрослого мужского населения), т. е. граждане, достигшие 25-летнего возраста, проживающие в данной местности не менее одного года, не находящиеся в услужении и платящие прямой налог в размере стоимости местной трехдневной заработной платы и выше (от 1, 5– 3 ливров в год); остальные, “пассивные”граждане, были лишены политических прав. Кроме того, Учредительное собрание разграничило право избирать и быть избранным; сами же выборы были организованы в две ступени (на уровне дистрикта и департамента). Все“активные”граждане имели право участвовать в выдвижении выборщиков на первичных собраниях. В число выборщиков могли попасть лишь те“активные”граждане, которые платили налог в размере стоимости местной десятидневной заработной платы и выше (от 5– 10 ливров в год). Право же быть избранным в Национальное собрание – высший законодательный орган власти – регламентировалось еще более высоким цензом –владением земельной собственностью и уплатой прямого налога в размере стоимости“марки серебра”и выше (т. е. от 53 ливров 8 су в год). Избирательный ценз для выдвижения представителей иных уровней политической власти и должностных лиц был эквивалентен цензу выборщиков.

Принятый Учредительным собранием избирательный закон предполагал выделение в соответствии с критерием собственности социально-политической элиты, отличной от общества и управляющей от его имени. Социально-профессиональный состав выборщиков в 1790 году по департаментам Буш-дю-Рон, Финистер, Иль и Вилен, Эндр и Луар, Ланды, Верхняя Луара, Вандея, Верхняя Вьенна и по Парижу свидетельствует, что выборы контролировались представителями социальных верхов, местных элит– “нотаблями”.

Среди выборщиков наиболее высок был процент таких социально-профессиональных категорий, как рантье, юристы, негоцианты и ремесленники (причем под название“ремесленник”зачастую скрывался предприниматель), фермеры. В результате политика оказалась делом наиболее зажиточных слоев общества. “Современники с тревогой заговорили об “аристократии богатства”, которая идет на смену “аристократии крови”. “Что же мы выиграем от того, что уничтожили аристократию дворянства, если ее заменит аристократия богачей? – спрашивал Марат в своем “Друге народа” ”. [14 Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 – 1814 гг. СПБ. , 1996. С. 98 ]Но, в то же время, как подчеркивает современный исследователь выборов эпохи революции П. Гениффе, электоральная система вела к власти людей с новыми принципами, людей, тем более способных утвердить эти принципы (“принципы 1789 года”) в общественной жизни, потому что они были независимы от своих избирателей. Свободные в своем выборе, выборщики могли противостоять общественному мнению, быть революционными, когда вокруг царила апатия или контрреволюционные настроения.

Тырсенко А. В. отмечает, что избирательная система Учредительного собрания создавала определенные условия и для консолидации новой правящей элиты в общенациональном масштабе. При этом по сравнению со Старым порядком изменялся не только состав элиты, но и принцип формирования. Так, в дореволюционной Франции принадлежность к ней определялась владением привилегиями. Поэтому вопрос о привилегиях оставался основным источником противоречий между дворянской аристократией и буржуазными верхами третьего сословия к исходу Старого порядка. После упразднения сословий и связанных с ними привилегий 4–11 августа 1789 года единственным критерием для вхождения в состав правящей элиты стало владение собственностью, что создавало реальную возможность для слияния в рамках новой элиты собственнических слоев французского общества. Сохранение Учредительным собранием исполнительной власти в руках Людовика XVI также символизировало определенную преемственность между Старым и Новым порядками во Франции. По мнению же либеральных политиков– “людей 1789г. ”, только представители социальных верхов, воспитанные на идеях Просвещения и владевшие собственностью, были заинтересованы в общественном прогрессе и призваны утвердить в общественной жизни“принципы 1789г. ”.

Манфред А. З. отмечает, что “для правильного понимания характера Учредительного собрания при господстве крупной буржуазии должно быть принято во внимание, что борьба против феодально-абсолютистских сил была еще далеко не завершена, но и руководившая Собранием партия (употребляя этот термин, понятно, условно) конституционалистов (Мирабо, Лафайет, Мунье и др. ) не могла не считаться с настроениями и требованиями народных масс, что, наконец, сама крупная буржуазия была заинтересована в преобразовании Франции на буржуазных основах. Именно в силу этого многие из законов, принятых Учредительным собранием, имели несомненно прогрессивное значение”. [15 Манфред А. З. История Франции. М. , 1973. Т. 2. С. 15 - 16] 2 ноября 1789 года Собрание по предложению Талейрана постановило конфисковать все имущество и земельную собственность церкви, передав их в распоряжение нации. Церковные земли, объявленные национальным имуществом, были пущены в распродажу. Церковь была лишена также ряда важных прав и обязанностей (регистрация рождения, брака, смерти), перешедших государству, установившему контроль и над всей ее деятельностью.

Учредительное собрание уничтожило все старые сословные деления. Это был важный шаг на пути создания нации. 19 июня 1790 года, чтобы полностью обеспечить юридическое равенство граждан и чтобы лишить бывшее дворянство каких–либо формальных преимуществ, Учредительное собрание отменило все дворянские титулы и самый институт наследственного дворянства. Все старые дворянские титулы: князь, герцог, граф, маркиз, виконт и т. д. – были упразднены, и пользование ими запрещено. Так обоим привилегированным сословиям – духовенству и дворянству –были нанесены сокрушительные удары. Впрочем, при общем бесспорно прогрессивном характере этого законодательства и в нем сказалась противоречивость, присущая политике буржуазного Учредительного собрания. Духовенство было лишено не только юридических преимуществ, связанных с его прежним статусом первого сословия, но и экономических. Секуляризация церковных земель подорвала экономическую мощь духовенства. Но на феодальную собственность буржуазное Собрание не решилось покуситься, напротив, оно взяло ее под защиту.

Законодательство Учредительного собрания в области торговли и промышленности, продиктованное прежде всего интересами буржуазии, имело объективно прогрессивный характер. Вдохновленные идеями физиократов, буржуазные законодатели стремились обеспечить ничем не ограничиваемую свободу хозяйственной инициативы. Все формы ограничений, регламентации средневекового происхождения были упразднены, отныне ничто не препятствовало предпринимательской деятельности и хозяйственной инициативе. В феврале 1791 года был издан декрет об упразднении цехов, что также ликвидировало один из пережитков средневековья. Но несколькими месяцами позже, 14 июня 1791 года, по предложению депутата Ле Шапелье огромным большинством голосов был принят декрет, прямо направленный против рабочих. Закон Ле Шапелье

Общий подъем общественно-политической жизни, наблюдавшийся во Франции после победы революции, сказался и на рабочем движении, которое заметно активизировалось. В годы революции продолжали существовать такие архаичные организации, как компаньожи, т. е. тайные союзы подмастерьев, которые на свой лад вели борьбу с хозяевами. Но в эти же годы появились и зачатки рабочих организаций современного типа, прежде всего в Париже.

Осенью 1790 года возник “Типографский и филантропический клуб”. Это был союз рабочих-печатников, издававших даже свою газету. Также был создан“Братский союз рабочих плотницкого дела”. Имеются сведения о возникновении “братских обществ”рабочих по другим профессиям: слесаре, подмастерьев-каменщиков, подмастерьев-башмачников, кожевников и дубильщиков, а также грузчиков парижского порта.

С конца 1790 года по всей стране стало расти стачечное движение. Местные власти направляли против бастующих рабочих национальных гвардейцев, войска, жандармов. “Подстрекателей”к стачкам бросали в тюрьму. Многие другие волнения были подавлены силой оружия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.