Рефераты. Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

p>Говоря о законодательстве периода якобинской диктатуры в сфере прав человека, интересны такие декреты как Декрет, уничтожающий рабство в колониях, Декрет о подозрительных и другие правовые акты.

Надо отметить, что ни одна мера революционного правительства не вызывала столько яростной критики, какДекрет о подозрительных, принятый 17 сентября 1793 года, когда в “порядок дня”был поставлен революционный террор. Этот закон объявлял подозрительным каждого, кто был известен приверженностью старому порядку, кто находился в родстве с дворянами-эмигрантами или состоял у них на службе (если не было бесспорных свидетельств революционности), и всех тех, кто не мог доказать, на какие средства он существует.

Декрет предписывал арест подозрительных. Если имелись обвинительные материалы, арестованные подлежали суду; если этих материалов не было, они оставлялись под арестом на неопределенное время. Декрет о подозрительных, как и вообще революционный террор якобинцев, по мнению многих исследователей, в том числе Черниловского З. М. ,“не способен вызвать сочувствия и именно потому, это способ расправы со всем тем, что раздражает“плебеев”: богатство, образованность, благородство и т. д. ”. [21Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права зарубежных стран. М. , 1999. С. 297]Конечно, и то и другое представлялось мерами временными. С победой на фронте, с ликвидацией мятежей, с прекращением спекуляции–одним словом, с переходом от революционного правительства и конституционному революционный террор должен был смениться конституционными мерами защиты республики.

Вот почему не так просто оценить Декрет о революционном трибунале, изданный уже в то время, когда все главные опасности были позади, - 10 июня 1794 кода. Этот декрет вводит в право от сколько-нибудь точного ее определения и устанавливая только одно наказание– смертную казнь.

“Врагами народа”признавались наряду с прямыми изменниками и активными контрреволюционерами также все те, кто“стремится унизить2 Конвент или Комитеты, кто “поддерживает связи” с “врагами республики и народа”, кто 2под какими бы то ни было внешними прикрытиями посягает на свободу или единство республики или стремится помешать ее упрочению.

Резкому усилению террора, начавшемуся изданием декрета 10 июня, способствовали и те процессуальные правила, которые излагали отказ от только что принятых форм судопроизводства: предварительное следствие по делам, рассматриваемым в революционном трибунале, отменялось; обвиняемый допрашивался только на суде; адвоката не полагалось; свидетели вызывались, как правило, только тогда, когда суд не располагал какими-либо вещественными или моральными уликами; письменные доказательства отменялись (за исключением особых случаев).

Для обвинительного вердикта присяжных достаточно было их убеждение в виновности: никто не спрашивал у них , на чем это убеждение основано. Декретом об окончательном упразднении феодальных прав, изданным по инициативе Комитета общественного спасения (17 июля 1793г. ), безвозмездно уничтожались“все сеньориальные подати”и все оброки, носившие феодальный характер. Вместе с ними уничтожалась десятина в пользу церкви.

С этого времени феодальные пути были действительно и навсегда сняты с крестьянства. И это дало себя знать. Лихорадочная горячность новых земельных собственников, увидевших, наконец, осуществление своих многовековых чаяний, преобразила французскую почву: уже следующие весна и лето принесли обильный урожай.

Вместе с тем якобинцы не отменили закона Ле Шапелье. Они установили не минимум, а максимум зарплаты для рабочего (в полтора раза больше по сравнению с заработной платой 1790 года). Они категорически запретили“всякие коалиции или сборища рабочих”. Весьма вероятно, что у них не было никакого сколько-нибудь определенного плана действий в отношении рабочего класса. Будем помнить, что не только в это время, но и в более позднее– вплоть до середины XIX века –рабочие редко выступали как самостоятельная политическая сила. В 1793 году они еще не очень выделялись среди остальной массы городского бедного люда– плебса. И все же именно якобинские декреты и якобинская энергия спасли пролетариат от голодной смерти. Якобинцы распространили максимум на все предметы первой необходимости: продажа товаров должна была сократиться, но зато был, достигнут главный выигрыш: продовольственные отряды, изымавшие излишки продовольствия вооруженной рукой. В интересах справедливого распределения были изобретены продовольственные карточки.

Нельзя не сказать еще об одном акте якобинского Конвента – отмена рабства в колониях. Формула Декрета, уничтожающего рабство в колониях, гласит “Жители колоний без различия расы являются французскими гражданами и пользуются всеми правами, установленными конституцией”. Таким образом, этот декрет как бы дополнял Конституцию 1793 года и расширял круг ее субъектов, в то время как по Конституции 1791 года права, закрепленные в ней, не распространялись на жителей колоний.

Но чем ближе продвигались якобинцы к концу временного режима, тем острее становились противоречия в их собственных рядах. В этой благоприятной обстановке созревал заговор, направленный на свержение революционного правительства.

Заговорщики выступили открыто 9 термидора 1794 года. Поддержанные Конвентом, они добились приказа об аресте Робеспьера и его коллег по Комитету. На следующий день, то есть 10 термидора 1794 года, вожди якобинского правительства, вожди Коммуны, объявленные вне закона, были отправлены на гильотину и казнены. Буржуазный Париж торжествовал окончание революции. С того времени ход событий пошел в противоположном направлении –от термидорианской буржуазной контрреволюции к реакции Директории, к буржуазной диктатуре консульства и империи, а затем к реставрации Бурбонов и дворянско-клерикальной реакции. Но, хотя ход истории шел дальше, хотя менялись мнения об этой революции, нельзя было ни искоренить, ни даже изменить огромных и уже не устранимых преобразований, внесенных революцией в жизнь Франции, Европы и мира.

Французская революция так глубоко перепахала почву Франции, почву Европы, что уже никакими запретами и насильственными мерами нельзя было остановить неудержимо взраставшие новые всходы, всходы свободы, приоритета и признания прав человека и гражданина высшими ценностями.

    Заключение.

Подводя итог, надо сказать, что Великая Французская буржуазная революция –не только хронологическое, но и логическое завершение XVIII века. Феодальная монархия, тормозившая развитие новых общественных отношений, была, наконец, сломлена революцией.

Но при всем перечне политических и экономических предпосылок эта революция была бы невозможной, если бы она не была подготовлена идеологически. Еще за четыре десятилетия до революции 1789 года во Франции возникло широкое и мощное движение Просвещения. Важным источником идей и учений французских просветителей являлось английское Просвещение–деятельность английских ученых и философов XVII века, таких как Френсис Бэкон (1561– 1626), Томас Гоббс (1588 – 1679), Джон Локк (1632 –1704). В духовной жизни Англии французские просветители находили идеи, теории, которые совпадали с их мироощущением и смогли поэтому стать для них в известной мере образцом и основой. Широкое распространение получили среди французской интеллигенции сочинения Джона Локка. Так же особое место в Просвещении и в развитии общественной мысли в годы революции принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712– 1778). В данной работе последовательно описывается становление прав человека под влиянием Французской революции, закрепление этих прав в“Декларации прав человека и гражданина”, Конституции 1791 года и Конституции 1793 года. Надо отметить, что при подробном изучении этих документов, проявляется присущий им противоречивый характер.

К примеру, права, провозглашенные в “Декларации…”, еще не носили характера всеобщих из-за ряда ограничений. Они не распространялись на женщин. Тем не менее, такой взгляд на права человека носил прогрессивный характер, так как ранее считалось, что права короля, духовенства, дворян имеют божественное происхождение, то есть права человека носили сословно-ограниченный характер. Декларация независимости США 1776 года, французская“Декларация прав человека и гражданина”1789 года распространили права человека на другие социальные слои. Наряду с такими актами, как английская Хартия вольностей 1215 года, Билль о правах 1689 года, они оказали существенное влияние на формирование современной концепции прав человека–признание универсального характера прав человека мировым сообществом. Крайне противоречивым документом с точки зрения реализации прав человека стала Конституция 1791 года, установившая имущественный избирательный ценз, поделив всех граждан на“активных” и “пассивных”. Таким образом, многие исследователи считают, что Конституция 1791 года была шагом назад по сравнению с“Декларацией прав человека и гражданина”. Конституция 1793 года оказалась более демократичной по своему характеру. Был отменен прежний имущественный ценз, Конституция начинала действовать и на территории французских колоний, чего не было осуществлено в Конституции 1791 года; провозглашались основные права человека и гражданина, но (и в этом проявляется одно из главных противоречий этого документа) не был отменен закон Ле Шапелье.

Из работы видно, что Конституция 1793 года, более радикальна по своему характеру. Но и этот документ остается буржуазным по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии.

В целом законодательство Великой французской революции крайне противоречиво, противоречивы и права человека, закрепленные в нем, а тем более их реализация. Но, несмотря на это, нельзя недооценивать значение этих документов, впервые юридически закрепивших вечные ценности человеческой жизни и естественного права, такие как равенство и свобода.

Подводя итог, уместно выразить мысль Борового А. о том, что “…из всех мировых исторических драм, когда-либо пережитых человечеством…наиболее грандиозной является эта великая революция. Ни одна другая эпоха не отразила с такой силой и яркостью страстных исканий человеком общественных идеалов…Революция …сумела затронуть такие общечеловеческие струны, которым суждено бессмертие”.

    Используемая литература:

Блан Л. История французской революции 1789 г. Т. 2. СПб. , 1907 г. 2. Боровой А. Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм. М. , 1906 г.

Документы истории Великой французской революции. М. , 1990 – 1992 гг. 4. Еллинек. Декларация прав человека и гражданина. М. , 1905 г 5. 5. 5. История политических и правовых учений………...

Локк Дж. Избранные философские произведения. М. , 1960 г. Т. 2. Манфред А. З. История Франции. Т. 2. М. , 1973 г.

    Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995 г.

Олар А. Политическая история французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики. М. , 1938 г.

Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 – 1814гг. СПб. , 1996 г. Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция. Ред. Ревуненков В. Г. Л. , 1989 г.

12. Собуль А. О. О принципах восемьдесят девятого года // Великая французская революция и Россия. М. , 1989.

13. Тырсенко А. В. Фельяны. У истоков французского либерализма. М. , 1999 г. 14. Французская республика: Конституция и законодательные акты. М. , 1989 г. 15. Фюре Фр. Постижение французской революции. СПб. , 1998 г. 16. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Ред. Батыр К. И. , Поликарпова Е. В. , М. , 2002 г.

17. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М. , 1999 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.