Рефераты. Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

p>Так, Манфред А. З. отмечает, что Конституция 1791 года была противоречивым политическим документом: “Конечно, по сравнению с самодержавно-крепостническим режимом, господствовавшим в ряде государств Европейского континента, буржуазная конституция 1791 г. была, безусловно, более прогрессивной. Но в сопоставлении с“Декларацией прав человека и гражданина”1789 г. она балы шагом назад. Хотя в конституции и было записано: “От нации исходят все власти”, - всем своим конкретным содержанием она попирала принцип верховенства нации, как и провозглашенный в Декларации принцип равенства граждан. Буржуазная цензовая конституция 1791 г. была призвана увековечить имущественное и политическое неравенство, лишая неимущих, т. е. большинство граждан, всех политических прав”. [18 Манфред А. З. История Франции. Т. 2. М. , 1973. С. 28] Вместе с тем в разделе третьем говорится о судебной власти. Правосудие, по конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполнительной власти.

В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим “…иначе как по обвинению, возбужденному присяжными или законодательным корпусом…”. Судебное следствие должно быть публичным. Обвиняемым не может быть отказано в содействии поверенного. Также отмечается, что ни одно лицо, оправданное законным составом присяжных, не может быть вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния. Статья 10 главы пятой гласит, что“…никто не может быть подвергнут задержанию или заключению иначе, как в силу полномочия органов полиции, приказа суда…, обвинительного постановления…, судебного приговора…”.

Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Черниловский З. М. Отмечает, что, не доверяя старой армии, находившейся под контролем дворянства, Национальное собрание находит себе надежную опору в добровольческой Национальной гвардии. Поначалу ее ряды были доступны всем“патриотам”. Однако непременным требованием сделалась экипировка за собственный счет. Буржуазность, с одной стороны, и трезвый расчет–с другой, нашли свое выражение в том соревновании за самый дорогой мундир, которое развернулось между батальонами Национальной гвардии. А затем было постановлено без обиняков, Что доступ в Национальную гвардию открыт только“активным” гражданам. В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится о том, что Конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т. е. порабощенные колониальные народы. В Конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

Вместе с тем Конституция так же, как и “Декларация прав человека и гражданина”, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем “Декларация…”защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний.

IV. Права человека по Конституции 1793 года. Законодательство якобинцев.

    Конституция 24 июня 1793 года

Конституция 1791 года действовала недолго: после нового восстания в Париже 10 августа 1792 года власть во Франции перешла в руки средних слоев торговой и промышленной буржуазии. Под давлением масс было уничтожено различие между активными и пассивными гражданами и проведены выборы в Национальный конвент. 20 сентября 1792 года начал работу Национальный конвент. В нем были две значительные политические группировки: жирондисты представляли крупную и среднюю (особенно провинциальную) буржуазию; монтаньяры (якобинцы)–мелкую буржуазию. Вождем монтаньяров был Робеспьер. Под давлением масс 21 сентября 1792 года Франция была провозглашена республикой. В январе 1793 года был казнен на гильотине король Людовик XVI, обвиненный в государственной измене.

Военная опасность, тяжелое экономическое положение масс, нежелание жирондистов принять решительные меры против спекуляции вызывают 31 мая -–2 июня 1793 года новое движение народных масс, которые требуют изгнания жирондистов из конвента.

После изгнания жирондистов из Конвента начался в истории французской революции период, который называется якобинской диктатурой (с 2 июня 1793 года по 27 июля 1794 года). Именно в этот период Конвент был диктатурой низов, т. е. самых низших слоев городской и сельской бедноты.

24 июня 1793 года Конвент принял Конституцию, которой предшествовала новая Декларация прав человека и гражданина.

Манфред А. З. отмечает, что “Конституция 1793 года существенно отличалась от первой –1791 г... Это была самая демократическая из всех известных конституций XVIII и XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо–на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично формулированных в написанной Робеспьером ноной Декларации прав человека и гражданина”. [19 Манфред А. З. История Франции. Т. 2. М. , 1973. С. 46] Конституция представляла собой колоссальный шаг вперед по сравнению с цензовой конституцией 1791 года. Эта конституция закрепляла такие завоевания народа, как республика, всеобщее избирательное право, широкие демократические свободы. Выработанная тогда, когда еще не заглохли отзвуки победоносных народных восстаний 10 августа и 31– 2 июня, она была овеяна революционным духом: предпосланная ей новая “Декларация прав”признавала право граждан на сопротивление угнетению и объявляла восстание не только правом, но и долгом народа, когда правительство нарушает его права. Целью общества в этой же декларации объявлялось“общее счастье”. Гражданские права предоставлялись всем французам (конечно, только мужчинам), достигшим 21 года, а также натурализовавшимся во Франции иностранцам. Конституция не знала ни имущественного, ни образовательного ценза. Единственное условие для допуска граждан в состав первичных собраний– проживать не менее 6 месяцев в данном кантоне. Граждане, организованные в первичные собрания, непосредственно избирают депутатов Законодательного корпуса (по норме–один депутат от 40 тыс. граждан) и через посредство выборщиков (от 200 граждан– один выборщик) – членов местной администрации и судей. Конституция гарантировала всем французам “право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым другим способом”, “право мирных собраний и свободного отправления культа”, “право петиций”, “право объединяться в народные общества”, “право на образование”. Вместе с тем Конституция закрепляла и освящала общественные порядки, основанные на существовании частной капиталистической собственности и системы наемного труда. Хотя Конституция и провозгласила целью общества“общее счастье”, для нее характерна чисто буржуазная трактовка социальных проблем. Конституция гарантировала неприкосновенность частной собственности. Статья 19“Декларации прав” гласила: “Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, если этого не требует законно установленная общественная необходимость и лишь при условии справедливого и предварительного возмещения”. Конституция запрещала феодальную эксплуатацию и легализовала отношения между нанимателем и наемным рабочим. В статье 18“Декларации прав” записано: “Каждый человек может отдать свои услуги, свое время, но он не может ни продавать себя, ни быть проданным. Его личность не является отчуждаемой собственностью. Закон не признает челяди; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между тем, кто работает, и тем, кто его нанимает”. Неимущим Конституция гарантировала работу по найму или помощь на случай болезни и старости, но не наделение собственностью. Статья 21“Декларации прав” гласила: “Общественная помощь является священным долгом. Общество обязано поддерживать сосуществование несчастных граждан, либо доставляя им работу, либо обеспечивая средства к существованию тем из них, кто не в состоянии работать”. Надо сказать, что данное положение об обязанности общества заботиться о неимущих путем приискания им работы и обеспечения средств существования нетрудоспособным, хотя и носит чисто декларативный характер, все-таки составило существенное достижение Декларации 1793 года.

Повторяются положения “Декларации прав человека и гражданина”1789 года о принципах уголовного права, процесса и гарантиях неприкосновенности личности. Однако при этом делаются существенные дополнения. По статье 14, закон, карающий проступки, совершенные до его издания, объявляется“тираническим”, и само придание закону обратной силы считается преступлением. Нарушение закона и форм, предписанных им при обвинении, задержании или заключении, рассматривается как тиранический акт, и, граждане, против которых направлены такие акты, имеют право оказывать им сопротивление силой.

В Конституции нет ни одной статьи, говорящей о праве избирателей контролировать своих депутатов, требовать от них отчета или отзывать их. Наоборот, в Конституции есть статьи, ограждающие независимость депутата от своих избирателей. “Каждый представитель принадлежит всей нации в целом”, - говорилось в статье 29 Конституции. “Представители ни к коем случае не могут подвергнуться преследованию, обвинению или суду за мнения, высказанные ими в пределах законодательного корпуса”, - гласит статья 46. В статье 25 Декларация дает более подробное определение суверенитета: суверенитет“един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем”. Посягательство на присвоение принадлежащего народу суверенитета карается смертью. Народу принадлежит право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Статья 28 гласит: “Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие”. Государственные должности по существу временные и рассматриваются не как отличия, не как награда, а лишь как обязанности. Преступления представителей народа и его агентов не должны оставаться безнаказанными.

Видно, что новая декларация, а вместе с ней и Конституция, более радикальна по своему характеру. Но и эти документы остаются буржуазными по своей сущности, что особенно ярко обнаруживается в статьях о частной собственности, отвечающих коренным интересам всего класса буржуазии.

Интересно, что в апреле 1793 года Робеспьер подверг критике жирондистский проект конституции за то, что в нем не были определены законные границы права собственности. Он упрекал жирондистов в том, что их проект конституции составлен не для простых людей, а для богачей, для скупщиков продуктов, для организаторов ажиотажа и для тиранов. Робеспьер предложил свое определение права собственности, которое он не относил к числу“естественных и неотъемлемых”прав человека, провозглашенных Декларацией прав 1789 года, а подчинял высшему, с его точки зрения, из прав человека–на существование. Такое истолкование прав человека сближало в известной мере Робеспьера с представителями санкюлотской мысли, которые требовали ограничения права собственности, исходя именно из права человека на существование. “Но если санкюлоты под ограничением права собственности понимали ограничение размеров собственности, ограничение свободы торговли и свободы прибыли, то для Робеспьера речь шла исключительно об известных моральных обязательствах, налагаемых на собственника. Вот его определение собственности: “1. Собственность есть право каждого гражданина пользоваться и распоряжаться тою долей имущества, которая гарантирована ему законом; 2. Право собственности, как и все другие права, ограничено обязанностью уважать права других; 3. Оно не должно наносить ущерба безопасности, свободе, существованию и собственности подобных нам; 4. Всякое владение и всякая торговля, нарушающие этот принцип, являются незаконными и безнравственными”. Что касается обязательств общества по отношению к неимущим, то эти обязательства Робеспьер сформулировал так: “Общество обязано обеспечить всех своих членов средствами к существованию, либо предоставлением им работы, либо снабжением средствами к существованию тех, кто не в состоянии работать”. [20 Ревуненков В. Г. Очерки истории Великой французской революции 1789 – 1814 гг. СПб. , 1996. С. 283 ] Таким образом, общество, которое рисовалось Робеспьеру как идеал, предполагало существование имущественного неравенства, крупной собственности и наемных рабочих. Робеспьер хотел только одного: чтобы это общество было“нравственным”, чтобы никто не злоупотреблял своей собственностью и чтобы неимущим были обеспечены либо работа по найму, либо общественная помощь на случай болезни и старости, но отнюдь не наделение собственностью, о чем мечтали санкюлоты. При обсуждении в Конвенте в июне 1793 года проекта новой конституции уже и речи не было ни о том, что право собственности есть нечто второстепенное по отношению к праву на существование, ни о том, чтобы трактовать право собственности как“социальную категорию”, а не как “естественное право”. Также надо отметить, что Конституция 1793 года так и не вступила в действие. Это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, в которых находилась тогда Франция, а именно война со странами, составившими коалицию против нее, необходимость борьбы с внутренней контрреволюцией (восстание в Вандее и других местах).

    4. 2. Законодательство периода якобинской диктатуры

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.