Рефераты. Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

p>На все эти события Учредительное собрание реагировало принятием 14 июня 1791 годазакона Ле Шапелье, в котором наиболее ярко проявился классовый характер всего его законодательства. Этот закон запрещал коалиции граждан“одной специальности и профессии”, как якобы восстанавливающие только что запрещенные цехи, запрещал этим гражданам“заключать между собой соглашения, направленные к тому, чтобы сообща отказаться или согласиться только при определенной плате оказывать услугу своим мастерством или своим трудом”. Все такие постановления объявлялись “посягающими на свободу и на Декларацию прав человека”, а зачинщиков и подстрекателей к этим постановлениям надлежало приговаривать “к уплате штрафа в размере 500 ливров и лишению прав активного гражданина и доступа на первичные собрания в течение одного года”. Если же упомянутые решения и соглашения содержат в себе угрозы по адресу предпринимателей и других рабочих, “то все зачинщики, подстрекатели и подписавшиеся под этими актами или текстами будут наказаны штрафом в размере 1000 ливров каждый и трехмесячным тюремным заключением”. 20 июля того же года к закону Ле Шапелье была принята дополнительная статья, специально направленная против стачек сельскохозяйственных рабочих. По этой статье“жнецам, батракам, сельским рабочим” запрещалось “объединяться между собой с целью добиться повышения и фиксации сдельной оплаты заработка под угрозой штрафа, не могущего превышать стоимости 12 рабочих дней, и задержания муниципальной полицией”.

Таким образом, как только рабочие попытались объединиться в борьбе за повышение заработной платы, захватившая всю полноту власти в стране буржуазия поспешила лишить их важнейших прав–права на создание рабочих союзов и права на стачку. Закон Ле Шапелье носил ярко выраженный антирабочий характер, хотя запрещение коалиции лиц“одной специальности и профессии” формально относилось и к предпринимателям. “Известна оценка К. Маркса “этого буржуазного государственного переворота”, при помощи которого “французская буржуазия в самом начале революционной бури решилась отнять у рабочих только что завоеванное право ассоциаций”. К. Маркс отмечал также, что этот закон “втискивавший государственно-полицейскими мерами конкуренцию между капиталом и трудом в рамки, удобные для капитала, пережил все революции и смены династий. Даже правительство террора оставило его неприкосновенным”. ”. [16 Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789 – 1814 гг. СПб. , 1996. С. 131. ] Закон Ле Шапелье просуществовал до 1864 года.

Непосредственное влияние этого закона на французское рабочее движение, делавшее тогда лишь свои первые шаги, было самым пагубным. Типографский клуб и другие зачатки рабочих организаций были вынуждены прекратить свою деятельность, а стачечное движение лета 1791 года– задушено.

С целью обеспечить хозяевам дешевые рабочие руки и подорвать стачечное движение Учредительное собрание предприняло тогда еще один шаг: декретом от 16 июня 1791 года были окончательно закрыты существовавшие в Париже с июля 1789 года“благотворительные мастерские”. Это вызвало волнения в предместье Сент-Антуан, где рабочие пытались захватить у национальной гвардии несколько пушек, но потерпели в этом неудачу.

    3. 2. Конституция 3 сентября 1791 года.
    Разработка Конституции

Работа над отдельными статьями Конституции велась с сентября 1789 года, когда был сформирован конституционный комитет Учредительного собрания, провозгласивший подготовку Конституции своей первоочередной задачей. Через год, в сентябре 1790 года, Учредительное собрание решило приступить к кодификации принятых к тому времени конституционных декретов. С этой целью был расширен состав конституционного комитета. С приходом“триумвирата” – Барнава, Дюпора и А. Ламета –в конституционный комитет его работа приняла иное по сравнению с первоначальным направление. Теперь речь шла уже не только о сведении воедино конституционных декретов Учредительного собрания, но и о переосмыслении их содержания, о точном определении места и функций политических институтов с тем, чтобы препятствовать новому витку развития революции. Необходимость такого пересмотра для фельянов была очевидна. В ходе революции ослабела взаимосвязь между важнейшими элементами политической системы, теперь же, когда на повестке дня стоял вопрос о достижении общественной стабильности, насущной потребностью являлась адаптация политической системы к решению этой задачи.

Определяя политическое значение Конституции, фельяны исходили из выдвинутой в 1789 году Ж. -Ж. Мунье, Сийесом и Барнавом идеи о необходимом разграничении двух властей–конституирующей и конституированной. В соответствии с логикой такого разграничения нация обладает обеими властями, которые восходят к общему для них источнику–принципу народного суверенитета. В силу конституирующей власти нация вправе учредить представительные органы власти, т. е. дать себе Конституцию. Закрепленная в Конституции конституированная власть будет затем принимать решения от имени нации.

Конституционный акт, предложенный конституционным комитетом Учредительному собранию, воплощал важнейшие положения либеральной идеологии. В нем содержались гарантии гражданских прав и свободы личности, закреплялся принцип народного суверенитета и принцип разделения властей при сохранении института монархии, а также обеспечивался контроль собственников над политической властью путем установления избирательного ценза. Конституционный акт предполагал утверждение либерального политического режима, наиболее благоприятного для достижения общественного согласия.

Также в августе 1791 года фельяны предложили Учредительному собранию ряд поправок к конституционным декретам. Они были направлены, во-первых, на то, чтобы закрепить преобладание либерального большинства Учредительного собрания в высших институтах государственной власти. Во-вторых, предложения профельянского конституционного комитета имели своей целью усилить королевские прерогативы. Наконец, третья группа поправок преследовала цель предоставить всем собственникам господствующее положение в государственных институтах власти и решить на компромиссной основе вопрос о церковном устройстве. В ходе бурных августовских дебатов по Конституции фельянам не удалось одержать верх по всей совокупности предложенных ими изменений. И все же Учредительное собрание приняло ряд внесенных ими принципиальных поправок. Учредительное собрание пошло на реформу имущественного ценза, предоставило право королю командовать армией и признало за ним статус наследственного представителя нации, несменяемого и не подлежащего суду. За рамки Конституции был выведен закон о гражданском устройстве духовенства.

    Права человека по Конституции 1791 года

Конституция 1791 года стала важным актом первого этапа революции, которая завершила этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли).

“Декларация прав человека и гражданина”вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы.

Во введении торжественно подтверждаются начала “Декларации прав человека и гражданина”. Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа, и передача по наследству государственных должностей: “…нет более ни дворянства, ни пэрства, …ни феодального порядка, …никаких титулов, званий…, никаких рыцарских орденов…, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей”. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные и ремесленные корпорации. Однако Конституция так же, как“Декларация…”, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства. В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует:

Свободу передвижения “…без опасения подвергнуться задержанию или заключению иначе как в порядке, предусмотренном конституцией”;

    Свободу слова и печати без предварительной цензуры;

Свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому он принадлежит; Свободу граждан собираться в общественных местах, “…сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов”; Свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, но не коллективными, а“подписанными отдельными лицами”. Надо отметить, что оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися.

    Также Конституция обеспечивала следующие права:

Всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их способностей и добродетелей;

Все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоятельности;

Одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями, независимо от каких-либо личных различий.

Также в Конституции говорилось, что законодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в данном разделе и обеспеченных конституцией, или нарушать эти права; а так как“…свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности”, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопасность или права других граждан, вредны для общества. Так же как и в “Декларации…”, в Конституции обеспечивается неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае, “если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв”. Отмечается, что имущества, “предназначенные на покрытие расходов по отправлению религиозных обрядов, а также обеспечение (деятельности) общеполезных учреждений”, принадлежат нации и во всякое время находятся в ее распоряжении. Конституция гарантирует действительность произведенного отчуждения имуществ или могущего последовать в порядке, установленном законом.

Также граждане имеют право выбирать или назначать служителей культа. Прогрессивный характер носит пункт Конституции, в котором объявляются обеспечения и организация народного образования, общего для всех граждан, “бесплатное в части, необходимой для всех людей…”. Таким образом, в Конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в“Декларации…”, и провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна поделена на департаменты, дистрикты и кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Провозглашается, что суверенитет принадлежит нации, “он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская Конституция имеет представительный характер, а представителями нации являются законодательный корпус и король. Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия. Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть– королю и назначаемым им министрам, судебная власть – выборным судьям. По мнению Черниловского З. М. , “Конституционная монархия, как она была замышлена авторами конституции 1791 года, должна была стать выражением классового союза крупной буржуазии и дворянства. В этом союзе буржуазия удерживала за собой законодательную и судебную власти (поскольку законодательная палата и судебные учреждения формировались на основе имущественного ценза), ограничивала и сдерживала исполнительную, однако предоставляла последнюю главным образом дворянству и его главе–королю. Разделение властей, которое Декларация и конституция объявили основой управления вообще, было на самом деле разделением политических функций по управлению между буржуазией и дворянством при явном преобладании буржуазии”. [17 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М. , 1999. С. 289] В Конституцию вошел также, принятый Учредительным собранием еще в 1789 году, избирательный ценз. Как уже говорилось, избирательным правом пользуются только“активные”граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Избирательное право, установленное Конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами“Декларации прав человека и гражданина”, а также основными положениями самой Конституции. Таким образом буржуазия надеялась устранить народные массы от политической жизни. Законодатели действовали с полным сознанием: депутат большинства Казалес говорит: “Один собственник – истинный гражданин”. О том же говорил депутат Дюпон де Немур: “У кого ничего нет, тот не член общества… Управление и законодательство –дело собственности, а потому только собственники действительно заинтересованы в них”. Эта мысль сделалась господствующей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.