Рефераты. Совершенствование государственного управления в области юстиции - (курсовая)

Совершенствование государственного управления в области юстиции - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
    ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: “Совершенствование государственного управления в области юстиции”

    студентки II курса
    специальность 0601Ж
    Селиховой Т. Е.
    Донецк - 1999
    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………………3
    Понятие органа государственного управления………………………………5

2. Действующая система управления в области юстиции………………………7

2. 1. Обеспечение организационной деятельности судов ………………...8

    2. 2. Органы судебного самоуправления. Их задачи
    и функции ……………………………………………………………. 11
    2. 2. 1. Характеристика полномочий Верховного
    Суда Украины………………………………………………………. 12
    3. Обеспечение органов юстиции квалификационными кадрами и
    содействие в правовом воспитании населения………………………………14

3. 1. Координация работы по правовому воспитанию …………………...15

4. Оценка эффективности судебной деятельности и ее организации…………17

    Заключение………………………………………………………………………...19
    Перечень ссылок…………………………………………………………………. 20
    Список используемых источников………………………………………………22
    Введение

Наращивание кризисных процессов в экономике и политической жизни Украины свидетельствует, в частности, о том, что осуществляемые в последнее время в соответствии с новыми политико-идеологическими и социально-экономическими ориентирами, попытки трансформировать систему государственного управления оказались малоэффективными.

В связи с этим ключевое значение приобретает действительно научный выбор стратегии дальнейшего развития государственно-управленческих институтов, конкретных путей и способов преодоления присущих им недостатков с целью создания эффективного действующего механизма государственного управления. “Правовое государство - это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, при одновременном наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем”/1/. Поэтому, одним из составных первоочередных заданий построения и укрепления государственности Украины является создание (или совершенствование существующих) органов государственной исполнительной власти, главное место среди которых в цивилизованных странах мира принадлежит системе органов государственного управления в области юстиции. Успешное исполнение заданий государственного строительства, а также решение социально-экономических проблем общества в значительной мере зависит от правильного, научно обоснованного управления обществом, всеми сторонами его деятельности, оптимальной организации и функционирования государственной исполнительной власти. “Вопросы органов государственного управления принадлежат к фундаментальным проблемам организации и осуществления государственной деятельности в целом. В современных условиях их значение приобрело особенную актуальность” /2/. Юридическая и организационная определенность в деятельности органов государственной исполнительной власти и судебной системы -одна из важнейших предпосылок их эффективной работы. Чрезвычайно актуальным в современных условиях становится применение научно обоснованных методов, путей и способов совершенствования всех важнейших функциональных и структурных характеристик органов государственной исполнительной власти и судебной власти. Проблемы совершенствования организации и деятельности органов государственной исполнительной и судебной власти уже давно привлекают внимание многих ученых-административистов. Этим вопросам посвящено ряд монографий, диссертаций, научных пособий, статей, комментариев к законодательству (Аверьянов В. Б. , Агеев А. O. , Атаманчук Г. B. и др. ). Проблемы организации и деятельности органов государственной исполнительной и судебной власти обсуждаются на научно-практических конференциях, научно-координационных совещаниях, “круглых столах”. Все это, безусловно, способствует углублению научно-прикладных разработок названных проблем.

Целью этой работы является определение места и роли государственного управления в области юстиции в системе органов государственной исполнительной власти Украины, определение его места и роли во взаимоотношениях с судебной властью. Основное внимание сосредоточено на анализе системы органов государственной исполнительной власти, на модели существующего министерства юстиции Украины, его правовом статусе как органа государственной исполнительной власти, его функциях по управлению органами юстиции, организационном обеспечении деятельности судов.

Главная цель осуществления исследования заключается в том, чтобы на основании законодательства, обобщении практики его применения, а также практики деятельности министерства юстиции, Квалификационных комиссий судей определить целесообразность совершенствования существующей модели государственного управления в области юстиции и, в частности, Министерства юстиции Украины. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких юридических наук, как теория государства и права, общая теория управления, административное право, конституционное право и некоторых других отраслей правовой науки. В работе использованы исторический, сравнительно-правовой, логико-теоретический и системно-структурный общенаучные методы, метод статистического анализа. Полученные результаты исследования могут быть использованы в области теории государства и права, административном, конституционном и других отраслях права, поскольку выводы и предложения, содержащиеся в работе, носят в ряде случаев комплексный и межотраслевой характер.

    1. Понятие органа государственного управления.

Объективно неминуемый процесс разрушения тоталитарно-директивной системы в нашей стране происходит при отсутствии научной концепции реформирования управления в переходный период, без создания такой его модели, которая отвечала бы динамичным требованиям жизни. В результате государственная власть фактически утратила рычаги управления многими жизненно важными процессами в обществе, оказалась неспособной осуществлять необходимые экономические и политические преобразования. Они возможны при условиях функционирования сильной системы государственного управления.

Сложные и интенсивные социальные и экономические производственные процессы, протекающие в обществе, не только повышают роль и требования к управлению, и, прежде всего, к государственному аппарату управления, но и существенно изменяют само содержание деятельности по управлению, трансформируется состав объектов государственного управления, постоянно совершенствуется структура, формы и методы работы аппарата. Одновременно расширяется сфера правовых отношений, а, следовательно, укрепляется правовая основа функционирования государственного аппарата и его отношений с гражданами.

Важнейшим условием реализации современных социальных целей и задач является обеспечение наибольшего соответствия функций, структуры, полномочий, форм и методов организационно-правовой деятельности органов управления достигнутой стадии социального развития. Они должны в полной мере отражать сущность и особенности данного конкретно-исторического периода развития общества. “Орган государства –это часть государственного механизма, его основ-ная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками” /3/.

Конституция и законы Украины, являясь политико-правовым фундаментом организации и деятельности этих органов, определяют их главные задачи и важнейшие черты. “Конституционное закрепление политико-правового статуса основных звеньев системы органов государственного управления не только фиксирует их нынешнее состояние, но и выражает общий процесс развития государственной системы в направлении дальнейшего развертывания демократии” /4/.

Органы исполнительной власти имеют достаточное количество признаков, которые позволяют выделить их из системы органов государственной власти: - орган управления реализует функции государства, исполняя законодательные акты и нормативные акты органов управления высшего уровня;

- орган управления, действуя от имени государства, наделен компетенцией; - управленческой деятельности органа исполнительной власти свойственен “внешний”характер, поскольку эта деятельность в виде юридических актов управления направлена на окружающих;

- управленческая деятельность органа исполнительной власти имеет непрерывный характер, что отличается от подобной деятельности органов, представляющих другие власти;

- органу управления свойственны трудовые отношения, то есть каждый член такого органа включен в сложную цепь организационных связей.

Следовательно, орган исполнительной власти можно определить как организационно обособленную часть государственно-управленческого аппарата, который совершает от имени и по поручению государства соответствующие функции и вследствие чего наделена соответствующей компетенцией, определенной организационной структурой, территориальным масштабом деятельности.

“Таким образом, каждый отдельно взятый орган исполнительной власти является и частью аппарата управления, и частью государственного механизма, и, наконец, составляющим более объемного образования, которым является“политическая организация” государственно-организованного общества” /5/.

    2. Действующая система управления в области юстиции.

“К центральным органам исполнительной власти принадлежат те, которые руководят соответствующими отраслями или осуществляют функциональное (межотраслевое) управление” /6/. Это прежде всего министерства.

“Министерство является центральным органом государственной исполнительной власти, подчиненным Кабинету Министров Украины” /7/.

Государственное управление в сфере юстиции осуществляет Министерство юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины является центральным органом исполнительной власти, который организует осуществление государственной правовой политики, руководит вверенной ему сферой управления, несет ответственность за ее состояние и развитие /8/.

Как мы знаем из курса римского права термин “юстиция” в переводе с латинского языка означает справедливость, законность. В отличие от других правоохранительных органов, органы юстиции не участвуют ни в раскрытии, ни в расследовании преступлений, ни в судебном рассмотрении уголовных дел. На них возложены лишь управленческие функции. Но это не значит, что органы юстиции стоят в стороне от борьбы с преступностью. Любая правоприменительная деятельность во многом зависит от уровня управления его, от создания организационных предпосылок для надлежащей реализации соответствующих задач. Так, судебная практика обеспечивается и в определенной степени направляется организационными средствами управления в области юстиции. “Каждый из правоохранительных органов выполняет самостоятельные, только ему свойственные функции. Все они взаимодополняют друг друга в едином фронте борьбы с преступностью” /9/.

Под государственным управлением в области юстиции принято понимать исполнительно-распорядительную деятельность субъектов государственного управления, которая заключается в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений и организаций. Статья 3“Положения о Министерстве юстиции Украины” определяет основные задания Минюста Украины: - организация осуществления государственной правовой политики, подготовка предложений в отношении проведения в Украине правовой реформы, способствование развитию правовой науки;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.