изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам в вопросах применения законодательства, возникающих при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины являются обязательными для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение; осуществляет контроль за исполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины;
решает в пределах своих полномочий вопросы, которые следуют из международных договоров Украины;
может осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Как мы видим, в целях дальнейшего совершенствования деятельности судов изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики закреплены законом как самостоятельная и важная функция Верховного Суда Украины. В последние годы советского государства эта функция была закреплена за Министерством юстиции СССР, сегодня же Минюст лишь обеспечивает ведение судебной статистики. “Результаты изучения и обобщения судебной практики должны стать действенным средством и формой организационного руководства судами, основанием для выработки эффективных управленческих решений”/23/. Практика показывает, что наиболее существенными недостатками, снижающими эффективность организации судебной деятельности, до сих пор являются ошибки судей в применении закона, низкое качество судебных документов. Анализ материалов обобщений свидетельствует, что некоторые судьи некритически относятся к материалам предварительного расследования и плохо усваивают эти материалы, допускают ошибки в выводах из установленных обстоятельств в силу обвинительного уклона, предвзятости или небрежности, некритического отношения к собранным доказательствам. “Изучение судебной практики позволяет связать конкретные причины недостатков и ошибок в судебной деятельности с пробелами в организации работы судов, подготовке судебных кадров, их квалификацией, неправильным распределением нагрузки судей, отсутствием специализации, недостатками в научной организации труда и материальном обеспечении судов и судей” /24/.
Изучение и обобщение судебной практики, позволяют не только показать судебным работникам недостатки в их работе, но и отметить ошибки в работе следственных органов, помочь их устранить. Отмечено, что принятие к производству плохо расследованных дел– одна из причин отмены кассационными и надзорными инстанциями /см. также “Из практики Верховного Суда Украины” // Право Украины, 1996-99 гг. /. Органами Министерства юстиции Украины материалы изучения и обобщения судебной практики учитываются и при разработке законопроектов, направленных на улучшение процессуального регламента, усиление процессуальных гарантий правильного рассмотрения дел, охрану законных прав и интересов участников процессов. По существу, изучение и обобщение судебной практики –форма повседневного изучения судебной деятельности и средство оказания на нее управляющего воздействия. “Оценка материалов судебной практики – это непрерывное измерение “пульса” нашей судебной системы, выявление ее работоспособности” /25/. 3. Обеспечение органов юстиции квалифицированными кадрами и содействие в правовом воспитании населения.
Определить кадровую политику –это (будь то на уровне какой-либо отдельной службы, на уровне министерства, или в глобальных масштабах всего государственного управления) значит дать ответ на множество вопросов. “Самые продуманные структуры и современнейшие орудия труда не дадут ожидаемых результатов, если служебные штаты будут недоукомплектованные или– еще хуже – укомплектованы работниками низкой квалификации” /26/. Поэтому заслуживают специального выделения принципы организации управления кадрами.
Так, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Украины в круг полномочий Министерства юстиции входит обеспечение подбора и подготовки кандидатов в судьи, подготовка по материалам квалификационных комиссий судей материалов для назначения или избрания судей, председателей судов, заместителей председателей судов, их переведение на должности в другие суды и увольнение с должностей (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов). Во исполнение этого положения в Украине действует Высший совет юстиции, к ведению которого относится:
внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;
принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;
осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрении жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров /27/.
Высший совет юстиции является коллегиальным, независимым органом, отвечающим за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно совершать правосудие на профессиональной основе, а также за принятие решений к кандидатам в судьи и в пределах своих полномочий об их дисциплинарной ответственности /28/.
Таким образом, этот конституционный орган должен воплощать в жизнь кадровую политику правового государства в отношении судейского корпуса. Судья, который призван вершить правосудие, должен быть не только высоким профессионалом в области права, а и добропорядочным, высокоморальным человеком. Безусловно, процесс формирования профессионального судейского корпуса с высокими моральными качествами очень сложный и, в то же время, еще недостаточно нормированный. Подбор кандидата на должность судьи не должен ограничиваться только сдачей квалификационного экзамена по гражданскому, уголовному, процессуальному и другим отраслям права. На мой взгляд, необходимо глубоко проверять способ жизни кандидатов в судьи, их поведение на предыдущей работе. Рекомендоваться на должность судьи должен тот кандидат, кто имеет не только соответствующие профессиональные знания, а и высокие моральные и необходимые для исполнения обязанностей судьи личные качества.
Учитывая опыт работы Высшего совета юстиции, можно утверждать, что этот конституционный орган является важным и необходимым звеном механизма демократического общества в обеспечении подбора кандидатов в судьи на качественно новом уровне. В то же время это инструмент разрушения элементов корпоративности при решении вопросов формирования судейского корпуса. “Первые месяцы работы высветили недостатки нормативно-правовых актов, которыми регулируются полномочия, организация и порядок деятельности Высшего совета юстиции. Существенными недостатками Закона“О Высшем совете юстиции”является то, что вопреки Основному Закону, в полномочия совета не включено рассмотрение и внесение представлений Верховной Раде Украины”/29/. а ведь первое назначение судьи сроком на пять лет - это фактически испытательный срок. Затем он рекомендуется на должность пожизненно и тут ошибки при подборе судей должны быть сведены до минимума. Учитывая состав Высшего совета юстиции, можно неукоснительно, объективно оценивать судей на основе их квалификации, честности, способностей и умения исполнять свои обязанности. Кроме того, в соответствии с Положением О Министерстве юстиции Украины, Законом Украины“О квалификационных комиссиях, квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судей судов Украины”, в Украине создаются квалификационные комиссии судей, заданием которых является формирование судейского корпуса, способного квалифицированно, добросовестно и неукоснительно осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также определения уровня профессиональной подготовки судей и рассмотрение вопросов их дисциплинарной ответственности /30/. Судья –носитель судебной власти, он является должностным лицом непосредственно государственной власти, наделенный в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Поэтому в целях повышения авторитета судебной власти, необходим тщательный подбор высококвалифицированных кадров, формирующих судейский корпус на Украине. 3. 1. Координация работы по правовому воспитанию.
“Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических”/31/. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.
Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.
Правовое воспитание –это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта: систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
“Содержанием правового воспитания является приобщение людей к зна-ниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выра-ботка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение” /32/. В связи с этим на Министерство юстиции Украины возложена координация деятельности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в отношении правового воспитания населения, осуществляет методическое обеспечение этого образования, формирование у граждан правового мировоззрения.
“По инициативе управлений юстиции большинство областных и районных государственных администраций утвердили региональные программы правообразовательной деятельности”/33/. Значительное внимание уделяют правовой тематике средства массовой информации.
Задание заключается в том, чтобы шире и убедительней освещать деятельность органов юстиции и судов, показывать их роль в построении правового государства, способствовать повышению авторитета органов правосудия, разъяснять новые законы, чтобы каждый гражданин был ознакомлен со своими правами и обязанностями.
4. Оценка эффективности судебной деятельности и ее организации.
“Проблема эффективности деятельности должна рассматриваться с учетом специфики отрасли, на фоне ряда общих понятий, разрабатываемых проксеологией– наукой, изучающей вопросы эффективности самых различных воздействий” /34/. Стремясь выяснить принципы измерения эффективности в любой сфере деятельности, необходимо уточнить основные понятия, на которых строится ее оценка. Под эффективностью мы понимаем полное или частичное соответствие между намеченными целями и достигнутыми результатами.
При оценке эффективности судебной деятельности и ее организации речь идет о цели как фактическом состоянии, определенным законом в качестве положительного, на достижение которого направлено правовое регулирование. Поэтому, изменяя эффективность, мы оцениваем результат.
Уже можно констатировать, что произошла трансформация роли суда от органа принуждения к ветви государственной власти, которая призвана осуществлять государственную защиту прав и свобод человека соответствующим образом формируется и общественное сознание. “По результатам социологических исследований в 1998 году суд имел лучший рейтинг среди других институтов (средств массовой информации, государственных администраций, администрации Президента Украины)– высшее общее доверие и низшее недоверие” /35/. В последние годы тысячелетия все активнее разрабатывается административная реформа, судебно-правовая реформа, а также намечается создание предусмотренных Основным Законом специализированных судов (по примеру арбитражного суда). Таким образом, все более будет укрепляться независимый статус судебной власти, расширяться полномочия органов судебного самоуправления и сужаться так называемое организационное обеспечение деятельности судов Министерства юстиции Украины. Эти перспективы вызывают сегодня бурные дискуссии ученых-юристов Украины.
Страницы: 1, 2, 3, 4