1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В соответствии со статьей 1 Конституции, Российская Федерация есть государство демократическое. Слово демократия давно уже не употребляется в своем первоначальном значении(от греч. demokratia - народовластие). Какие же качества позволяют нам сегодня назвать то или иное государство демократическим? Очевидно (и исторически доказано), оно должно соответствовать по меньшей мере следующим признакам: признание народа высшим источником, определителем власти; выборность основных органов государства; равноправие граждан, и прежде всего равенство их избирательных прав; подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Современная концепция демократии добавила к этим признакам последние достижения общественной мысли: принципы прав человека, их приритет над правами государства, конституционное ограничение власти большинства над меньшинством, гарантии прав меньшинства на собственное мнение и свободное его выражение, верховенство закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление. Статья 1. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Таким образом Конституция устанавливает федеративную форму государственно-территориального устройства Российского государства. Что мы в настоящее время подразумеваем под этим термином?
Классическое определение федерации характеризует ее как объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Федерация - форма государственного устройства, в которой входящие в состав государства территориальные единицы(штаты, земли, провинции, кантоны, республики и т. п. ) обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление. Все федеративные государства в той или иной мере обладают характерными признаками: федеральное правительство располагает исключительным правом на осуществление внешней политики; у входящих в федерацию государств отсутствует право одностороннего выхода из федерации; в федеративном парламенте, как правило, существует вторая палата, в которой равным образом представлены государства-члены федерации. В федерации действует двойная система (судебная, правовая, гражданская и т. п. ) - центральная, союзная и субъектов федерации. Властные полномочия федерации разделены на: а) исключительные полномочия центра (как правило, денежное обращение, внешняя политика, оборона, сбор важнейших налогов и пошлин, руководство вооруженными силами и др. ); б) исключительную компетенцию членов федерации - организация местного управления, охраны общественного порядка, культуры и др. ; в) совместную компетенцию союза и его членов. Развитие федерации может осуществляться как в сторону укрепления и расширения власти центра, и соответствующего сужения власти субъектов федерации (процесс унитаризации), так и расширения власти государств-членов федерации (федерализация). Отношения во властной структуре федерации отличаются органической приворечивостью политических, социально-экономических, культурных и прочих интересов центров и субъектов федерации, во взаимодействии и согласовании которых приоритет принадлежит центру, Конституции, Конституционному (Верховному суду). Однако Российская Федерация характеризуется рядом признаков, существенно отличающих ее от других федераций. Образование Российской Федерации шло не совсем обычным путем. Россия не является федерацией, созданной путем объединения нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Российская Федерация носит не договорной или договорно-констиуционный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе провозглашения ее конституцией республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Российская федерация - правовое государство, декларирует конституция в своей первой статье. Это важнейшее положение устанавливает направление дальнейшего развития государства. Государство правовое - это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненое воле суверенного народа, выражаемой прежде всего в конституции, и призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности. Правовое государство можно также определить как государство, в котором господствует право. Однако в этом случае само право понимается в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как свободному и разумному существу и определяющих законы государства. Термин правовое государство окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. , хотя многие его идеи и элементы появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в 6 веке до Р. Х. Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли такие, например, зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в своих основополагающих чертах сложилась в 17-19 веках в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. В основе теории правового государства лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности: на жизнь, безопасность, собственность, предпринимательство и др. Это возможно лишь при разделении государства и общества и ограничении сферы деятельности самого государства правом, и в первую очередь конституцией, выступающей своего рода договором между суверенным народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того, чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в монстра, господствующего над обществом, необходимо разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. При этом независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты. В правовом государстве по отношению к гражданам применяется принцип "Разрешено все, что не запрещено законами, соответствующими конституции". По отношению же к государству действует метод дозволения, ограничивающий диапазон его активности рамками права. В современной политической мысли отмечается недостаточность классической, так называемой формальной, концепции правового государства для обеспечения подлинной свободы индивидов и социальной справедливости, поскольку эта теория акцентирует внимание на разделении общества и государства, и на защите лишь формальной, негативной свободы личности, жизненного пространства, огражденного от государственого вмешательства. Реальная же свобода человека и его социально-экономическое, культурные, экологические, и некоторые другие права могут обеспечиваться лишь через взаимодействие общества и государства, предполагающего активную социальную, образовательную, правовую политику, политику в обласьти занятости и т. д. Поэтому в политических системах многих стран принцип правовой государственности сегодня дополняется принципами демократии, поощрения участия масс в политической жизни и социального государства. Спорной является проблема дозировки правового и социального аспектов в построении государственности. Под государством социальным ( или государством всеобщего благоденствия - термин получивший распространение в 60-70-х годах) в данном случае понимается государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает социальное и имущественное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о сохранении мира в обществе. Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например, римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах. Однако основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальный вопрос. Решение этих вопросов потребовало резкого расширения объектов социальной политики и ее превращения в одно из ведущих направлений деятельности государства. В результате этого примерно в 60-х годах 20 века и возникли государства социальные. Их необходимым условием явился высокий уровень экономического развития ряда стран Запада, позволяющий им обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение социального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, политика занятости и обеспечения прав работника на предприятии, социальное страхование, забота о безработных, молодежи, престарелых инвалидах и т. п. , развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т. д. Теория социального государства явилась конструктивным ответом на критику несовершенства правового государства в его классическом, либеральном варианте, его неспособности обеспечить реальные права и благосостояние всем гражданам. между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида: первый - индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом негативные права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против узурпацми власти и тирании, второй - достойные условия существования каждого. Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается решением этих проблем, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство, индивидуальная ответственность и т. д. , не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех за счет уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь за счет развития производства, его эффективности. В наши дни демократические государства сремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. Исторически среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, т. е. социальном принципе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6