Причем между ними идет постоянная борьба и устанавливается какое-то равновесие. Демократия кончается там, где исчезает одна из форм регулирования полностью. От того как соотносятся эти полномочия зависит управляемость государства. 1. Предмет ТГиП.
Предмет –правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во –творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право –продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.
Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во–творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит... В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т. п. , т. е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т. к. запуганными легче управлять. 2. Методология ТГиП.
Сущ. неск. подходов к пониманию методологии. Некот. полагают , что методол-я – не только совок-ть методов, но и наука, примен. в действит-ти. Методы: 1. дедуктивный – знания вывод-ся из уже имеющихся сведений. 2. Позитивистский – получ. знаний из самого О-та, его изуч-я. Вся совок-ть методов м. б. разбита на 3 гр. : I. Общефилософский (то же что диалектич. логика): 1)З-ны: a)единства и борьбы противопол-тей (мир – всегда в движ-и, но в круговом –по Аристотелю) b)переход кол-ва в кач-во c)отрицание отрицания (новое всегда отрицает старое и наоборот). 2)Содерж-я и формы (по Гегелю: всякая форма содержательна, всякое содержание – формировано). 3)Сущ-ть и явл-е (в кажд. из явл-й м. выдел. сущ-ть, опр. з-номер-ти) 4)Общее и единичное. Вот эти эл-ты примен. при изуч. гос. и правовой с-мы. II. Общенауч. методы, из кот. самый применяемый - 1)Теория с-м или с-мный анализ: a)э-ты и стр-ра (всякая с-ма сост. из эл-тов, наход-ся в стр-ре), где эл-т–наименьшая дробная часть целого, сохр-щая качеств. признаки целого (прав. норма, гос. институт) b)динамич. устойч-ть и надежн-ть; они наход-ся в обратной завис-ти. Дин. уст-ть–спос-ть с-мы приспосабл-ся к изм-ям среды, а надеж-ть хар-ет спос-ть с-мы выдержи. пиковые нагрузки. c)управл-я и самоупр-я. Упр-е– поддерж. с-мы в задан. сост. Самоупр-е - мех-м приспос-я с-мы к среде 2)Сравнительного правоведения, кот. нужно для сравн-я положит. правового опыта других стран и выявл-е их сильных и слабых сторон и выработка рекомендаций по их улучш-ю, а вторая задача: постепен. сближ. правовых с-м разных стран (после подписания договора об общем рынке в 54 году)III. Колич. методы (с пом. ЭВМ)- возм-ть автоматич. поиска нормативных актов, а в последствии автомоделир-е юр. норм. 3. ТГиП в с-ме обществ. наук.
ТГиП –одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП–это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.
Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире. 4. ТГиП в с-ме обществ. наук.
Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире. 5. Типы взаимод-я общ-ва и гос-ва.
Общ-во –совок-ть людей, наход-ся м. собой в полит. , эк. , духовн. и др. взаимоотн-ях. Эл-том общества явл. чел. В человеке нас интересует: 1. соц. -правовое полож-е, кот. хар-я его автоном-тью от общ-ва (матер. или моральн. ) и способн-тью чела противопоставить себя общ-ву. 2. Гражд-вом, т. е. совок-ть его прав, свобод, обяз-тей, предост. ему гос-вом. В философии и социологии сущ. 2 сп. взаимод-я чела и общ-ва: 1)Европ. : интересы личности всегда впереди интересов общ-ва (USA). 2)Восточный– противопол. европейскому.
Стр-ра общества: 1. Ф-циональная: 1)Эк. отн-я (отн-я соб-ти, наличие отн-й обмена или распр-я, фин. взаимод-я 2)Полит. (наличие плюрализма, возм. ли участие гр-н в форм-и гос. аппарата, д-ет ли принцип разд-я властей 3)Духовные отн-я (в чьей соб-ти СМИ, кто форм-ет с-му образования, наличие или отсутст. единой гос. идеологии, сп. форм-я обществ. созн-я). 2. Орг. -соц. стр-ра: теория классов–хар-ет наличие соц. групп, классов, наход-ся м. собой в юр. , полит. и эк. завис-ти. стр-ра бывает иерархич. и эгометарная. Изначально общ-во иерархично. 6. Понятие и эл-ты полит. с-мы.
ПС –совок-ть гос. , партийных и обществен. органов и орг-ций, участв. в полит. жизни страны. В завис. от степени участия в полит. жизни эти орг-и м. разделить на 1)Собственно-полит. (гос-во, все полит. партии, отд. обществ. орг-и). Прямая связь с пол-кой, прямое на нее возд-е. 2)Несобственно-полит. (орг-и, возн. не непоср-нно в силу полит. причин, а в силу эк. и др. – профсоюзы, АО). 7. Теории происх-я гос-ва.
Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос. -прав. с-мами были рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и П (религиозн. – з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену родоплеменной, а право –на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П. Гос-во в ней–рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол. ). Одной из распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь–не в соц. -эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен др. 8. Признаки гос-ва.
Гос-во –это особая орг-я публичной, политической власти господств. класса (соц. группы, блока класс. сил, всего народа), располаг. спец. аппаратом упр-я и принужд-я, которая, представляя общ-во, осущ-ет рук-во этим общ-вом и обесп-ет его интеграцию.
Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги. 9. Понятие и определение гос-ва.
Гос-во руководит общ-вом, осущ. полит. власть в масшт. всей страны. Для этой цели исп. гос. аппарат, для сод-я кот. собирают налоги. 10. Понятие и стр-ра ф-ций гос-ва.
Ф-ции гос-ва –осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем. ) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит. , эк. , соц. ) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр. ). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 11. Класс-я ф-ций гос-ва.
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 12. Хар-ка осн. ф-ций гос-ва.
В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим -ва. ) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва–обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва– охрана интересов чела, защита его прав. 13. Форма гос-ва и ее эл-ты.
Форма гос-ва –это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. I - 1)монархические (единоличные, наследств. ): а)абс. б)огранич. (парламентарн. , конституцион. ) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. II–это нац. и адм. -терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти. : а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм. -тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. ) б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод. , исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции). III. –совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом. : а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр. 14. Форма правления: понятие и виды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14