Рефераты. Теория государства и права - (лекции)

p>Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    56. Понятие и виды систематизации правовых норм.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    58. Критерии и способы класс-и правовых норм.

Прав. норма –общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1. по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …” . Главн. деление прав. норм–на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы–позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма–из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа–поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир. : дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос. -прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе–факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы диспозиция–собственно правило поведения: императивн. , диспозитивн. , рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция–те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

    59. Понятие и формы реал-ции права.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг. , что помимо правоотн-й юр. нормы м. б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр. , т. е. 2-я сторона=все.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

    60. Способы реал-ции права.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Осн. часть полагает, что формы права м. реал-ть только в форме правового или юр. отнош-я. Др. полаг. , что помимо правоотн-й юр. нормы м. б. реал-ны и вне правоотн-й. Сторонники 1-й позиции вводят понятие абс. правоотн-я, где 2-я сторона не опр. , т. е. 2-я сторона=все.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

    61. Стадии правоприменительного процесса.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах). Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)Толкование. Оно м. б. 3 видов: 1. по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) –осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех– комментарии к з-ну) 2. по V-му –прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т. е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3. по способам толкования. Способы: а)соц. -эк. (исходя из соц. -эк. ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.

    62. Толкование норм права: понятие, виды, способы.

Право- это совок-ть признаваемых в дан. общ-ве и обесп-нных офиц. защитой нормативов рав-ва и справедл-ти, рег-щих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотн-и др. с другом. Такжеправо- с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я– не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я –треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами– это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах). Стадии: 1)Устан-е О-тивной истины по к-то совок-ти юр. фактов. 2)Юр. квалификация фактов (выбрать статью, под. кот. попадает деяние). 3)Толкование. Оно м. б. 3 видов: 1. по S-ту (кто м. толковать) – а)аутетическое толкование – оно осущ-ся тем, кто принял этот норм. акт. б)нормативное – осущ. гос. органом по поруч-ю издавшего органа в)казуальное (казус – случай) –осущ. суды и администрация. г)доктринальное (осущ. учеными-юристами и норм. силы не имеют, Ех– комментарии к з-ну) 2. по V-му –прав. норма в пр-ссе толк-я м. исп-ся буквально, т. е. не выходя за рамки буквы з-на (ограничит. толк-е), а м. шире. 3. по способам толкования. Способы: а)соц. -эк. (исходя из соц. -эк. ситуации в дан. момент) б)историч. в)грамматич. 4)Созд-е правоприменит. акта (Ех – приговор суда). 5)Реал-ция правоприменит. акта.

    63. Пробелы в праве и способы их восполнения.

Пробел в позитивном праве –когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в норм. -прав. рег-и– отсутствие норм з-на и норм подз-нных актов. Пробел в з-нод-ве – отсутствие з-на вообще. Пробел в з-не –неполное урег-е вопроса в дан. з-не. Итак, пробелом в позитивном праве явл. полное или частич. отсутствие прав. норм, необх. кот. обусл. разв-ем соц. жизни и потр-тями практич. решения дел, осн. принципами, пол-кой, смыслом и содерж-ем д-щего з-нод-ва, отвечающего прав. треб-ям, а также иными проявл-ями права, вытек. из природы вещей и отн-й.

При анализе вопроса о восполн-и пробелов в Европе осн. внимание уделяют не суду, а органам, облад. правом издания норм. прав. актов. Кажд. орган вправе устранять пробелы, возн. по причине появл-я новых обществ. отн-й, треб. прав. рег-я и относ-ся к сфере д-ти дан. органа.

    66. Причины правонарушений.

Правонар-е – противоправн. , обществ. опасное деяние дееспособного лица. Обязат. эл-т –S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.