Рефераты. Теория государства и права - (шпаргалка)

p>права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита–главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами;

права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;

права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства; права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.

Правовой статус –это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе.

Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.

Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.

    70. Компетенция естественного права.

В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются “природными”, “прирожденными”, т. е. абсолютными, неизменными.

Естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся за нормами. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественные права выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормах-обычаях, а также в моральных и– что особенно существенно – юридических нормах.

    71. Юридическое лицо.

Юридическими лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.

Юридические лица: государство, организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные образования, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Государственные органы являются субъектами права в различных отраслях права в пределах, определяемых актами о компетенции этих органов. Правосубъектность министерств, государственных комитетов все более дифференцируется и делегируется.

Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает по времени и возникает в момент его создания, под которым следует понимать момент его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении ее срока действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

72. Социальная природа и причины правонарушений, пути и средства борьбы с правонарушениями.

Понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях.

Анализируя правонарушения на общесоциальном уровне, как разновидность социальных отклонений, следует использовать различные подходы: философский подход –расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в праве, с одной стороны, и преследуемых данным субъектом–с другой. Несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями. В конечном счете антисоциальное поведение вызывается неизбежной противоречивостью социального развития.

социологический подход –предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне (изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения). Социологические и криминалистические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение, а именно: оказаться источником конфликтов, вызвать отклонение от тех нраственных ценностей, которые характерны для российского общества в целом, ослабить социальный контроль, что облегчает совершение антиобщественных действий, затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта.

психологический подход –весьма важным для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя. Ведь причины правонарушений заложены не только в аномалиях общественной жизни, но и в несовершенстве самого человека.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.

73. Закон, его виды и особенности как нормативно-правового акта. Право и закон. Закон –это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.

Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.

74. Международное право как отрасль права. Соотношение внутригосударственного и международного права.

75. Правосознание: понятие, структура, виды. Классовое и общесоциальное правосознание.

Правосознание —это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях. Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента: Правовая идеология,

    Правовая психология.

Правовая идеология —есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.

Правовая психология —это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:

общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

психологический уклад, т. е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества;

представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада;

чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение. По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное. Уровни правосознания зависят от степени знания права и подразделяются на обыденное, специализированное (профессиональное) и научное (теоретическое). От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.

Таким образом, правосознание как объективная реальность –это сложившеяся на основе права и вместе с ним система идей, представлений и понятий о праве, осознанные потребности в праве, содержащие представление о сущности, путях его развития и правопорядка в широком смысле слова.

    1. Конфедерация как форма государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.