Рефераты. Теория государства и права - (шпаргалка)

p>Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

    Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и

органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов31. [2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др. Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные, межотраслевые кодексы, т. е. содержащие нормы различных отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др. ).

Положение- сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г. , "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Виды государственного принуждения, применяемые наряду с юридической ответственностью.

    Отрасль или институт права. Понятие и виды.

Отрасль права –это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.

    Классификация:

профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; причем из них нужно выделить и поставить над всей системой отраслей– других профилирующих, специальных, комплексных – действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли –гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли–гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.

специальныеотрасли, где правовые режимы модифицированны, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, исправительно-трудовое право. комплексныеотрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.

Кроме того, общее значение имеют публичное и частноеправо. К частному праву относятся, например, гражданское, семейное право, к публичному административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора.

    Признаки государства.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2) население, 3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую организованность общества со всех основных сторон его жизни.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты–суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты и т. д.

Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою “публичную” материальную базу– государственные имущества, свои источники доходов, налоги. Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать от гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-правовые, гражданские отношения.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

    Правопорядок и общественныйц порядок, их соотношение.
    Закономерности развития государства.

Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей. Исторически этот процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ -–это историческая бесперспективность, обреченность государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии–парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо четко обозначился в Европе, Северной Америке в ХVIII– XX веках в результате победы буржуазных демократических революций. Другие закономерности:

уход государства из экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четкие рамки, в строгий правовой режим; все большее преобладание республиканской формы правления;

эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни все большее значение имеют такие тенденции:

государство все более становится государством человека, в котором человек, его неотъемлемые права и свободы выдвигаются на первое место;

все общество – а не только государственная власть – выступает в качестве правового; утверждаются как незыблемые и получают все более широкое развитие институты либеральной демократии– парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм; усиливается в условиях невмешательства государства в экономику социальная ориентация в его деятельности;

возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя защита прав и свобод человека.

    Толкование права: понятие, виды и способы толкования.

Толкование норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Термин “толкование” употребляется в трех различных смыслах: уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом, ее применяющим (толкование по способу);

принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснения содержания правовой нормы;

интерпретация, т. е. выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов: Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы.

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает гос-во посредством введения ее в действие. Специально-юридический способ –это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов:

нормативное толкование, т. е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;

конструктивное толкование, т. е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор– купли-продажи или дарения);

    определение отраслевой принадлежности правовых норм;
    терминологическое толкование.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. А. Ф. Черданцев выделяет еще один способ уяснения –функциональный, под которым понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права.

    Толкование-разъяснение различается по субъектам:
    официальное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.