Состав правонарушения включает : объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны. Общим объектом всякого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Объективная сторона: противоправное деяние противоправный результат причинная связь между ними место время обстановка
Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т. е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок. Субъективная сторона: 1. мотив; 2. цель; 3. вина. Различают две формы вины: Умысел:
Прямой умысел состоит в осознании правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидении возможности или неизбежности наступления противоправного результата, причинной связи между ними, а также желания их наступления.
Косвенный умысел устанавливается если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал последствия или относился к ним безразлично. Неосторожность:
Противоправная самонадеятельность (легкомыслие) состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т. п. без достаточных на то оснований.
Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть. По степени и характеру общественной вредности правонарушения подразделяются на: преступления (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания); проступки (отсутствие общественной опасности).
гражданско-правовые (гражданское, трудовое, земельное и семейное право) административно-правовые (административное, финансовое, земельное, процессуальное право)
дисциплинарные (прогулы, опоздания, пропуск занятий, невыполнение распоряжений администрации, нарушение уставов).
Правовое регулирование функционирования политической системы.
Применение как форма реализации права. Стадии процесса и акты применения. Применение права –это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. Акты применения права –это документально оформленное, государственно властное, индивидуально конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе норм права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Акты применения являются стадией реализации нормы права. Применение права следует рассматривать в двояком смысле:
как форму реализации права, т. к. существуют и другие (исполнение, использование, соблюдение); как стадию реализации права.
Т. к. применение нормы права связано с осуществлением либо ее диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:
исполнительно-распорядительную деятельность гос. органа (напр. , распределение матер. фондов); правоохранительную деятельность (напр. , приговор суда); Применению права присущи следующие функции:
- социальные – экономические, политические, социально-культурные, культурно-воспитательные; юридические –регулятивные и охранительные (закрепление господствующих общ. отношений, охрана общ. отношений). Стадии:
Анализ фактических обстоятельств дела с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы. Должен быть полным, объективным, исследованы все обстоятельства дела, фактов, дана юридическая оценка значения этих фактов. Выбор (отыскание) правовой нормы –для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения когда применяется санкция. При этом проверяется: 1) подлинность нормы права и ее действенность, 2) характер действия нормы–прямое или косвенное, 3) пределы действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Уяснение смысла и содержания нормы права.
Разъяснение нормы права компетентными гос. органами или иными субъектами. Принятие акта применения нормы права.
Исполнение акта применения –есть заключительный этап реализации нормы права, поэтому мы не говорим о нем как о стадии применения права.
Субъекты – гос. органы, должностные лица, уполномоченные общ. организации. Государство и этнос. Романо-германская правовая система.
Романо-германская правовая семья или системаконтинентального права (Франция, Германия, Италия, Испания ит. д. ) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европев результате усилий ученых европейских университетов, которыевыработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикацииимператора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.
В романо-германской юридической доктрине и, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового закодательства.
Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.
По вопросу о судебной практике, как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива.
Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.
Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений. В период распада первобытно-общинного общества и возникновения государства присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.
В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государство вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от государства, упразднились все формы союза церкви и государства.
В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. Закон “О свободе вероисповедования” реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования. Объективное и субъективное право. Понятие и соотношение. Разделение властей в государстве: теория, опыт, проблемы.
Важный элемент правового государства помимо господства права - разделение властей. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правового государства.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это разделение власти между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Но разделение властей не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.
Какая-то власть при этом должна все-таки выйти на первое место, занять верховное положение. С точки зрения логики правового государства такой властью обладает законодательная власть, поскольку она формирует правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики. Единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации является - Федеральный парламент. Он является политически устойчивым, постоянно действующим органом. Формируется на основе всеобщих и прямых выборов. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. В Верховном Совете представлены как все граждане РФ, так и все субъекты федерации. Он состоит из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Обладая исключительным правом принятия и изменения законов, Федеральный парламент определяет на основе конституции рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти. Сильнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета, участие в назначении главы и членов правительства, а в необходимых случаях - и смещение отдельных членов правительства; контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки. В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства. Без этого механизм разделения властей будет несовершенным. Президент осуществляет общее руководство, назначенным им с согласия Федерального парламента, Правительством, которое одновременно находится под контролем парламента. Президент возглавляет исполнительную власть и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях. Под руководством Президента, осуществляя внутреннюю и внешнюю политику РФ, действует правительство РФ. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом. Без надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя законодательную и судебную. Поэтому против нее нужны особые гарантии. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольна и подотчетна им, действует на основе и во исполнение законов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29