Рефераты. КОРОЛЕВСКИЕ СЛУГИ И ЯКОВИТСКИЙ ДВОР В АНГЛИИ 1603-1625 - (диссертация)

p>После провала парламента 1614 г. , отказавшегося субсидировать короля, вопрос о сокращении расходов двора встал чрезвычайно остро. Лондонский купец Л. Кранфилд заверил Якова I, что он в состоянии удержать расходы Гардероба в пределах 20. 000 ф. Это предопределило выбор Якова I. Хей за свою добровольную отставку получил 2. 000 ф. и титул виконта Донкастера. 17. 000 ф. из неизрасходованных средств Гардероба были выданы ему для покрытия долгов.

В последующем Хей сделал блестящую дипломатическую карьеру, но память о пребывании на посту руководителя Гардероба еще долго сковывала его внутриполитическую активность. В 1621 г. несколько поставщиков Гардероба пытались продвинуть петицию против Хея, но не получили достаточной поддержки у лордов. В 1624г. во время импичмента Кранфилда Хею пришлось отбиваться от нападок неудачливого реформатора, который стремился защитить себя. Он отверг обвинения в получении взятки от Кранфилда в 3. 000 ф. , а в оправдание своих долгов указал на большие непреднамеренные расходы. [267 Journal of the House of Lords. 1624 Vol. 3. P. 377. ]Поддержка, которой пользовался Хей практически у всех фракций и группировок двора и парламента, спасла его положение. Чего нельзя сказать о Кранфилде, несмотря на его реформаторскую деятельность

Своим подъемом Кранфилд был обязан Говардам, чьим экономическим советником являлся. Нортгемтон. В 1617 г. уже при покровительстве Бэкона и Бэкингема он предложил программу экономии, в которой существенную роль отвел сокращению расходов Гардероба.

Кранфилд составил своего рода соглашения с королем о том, что все сэкономленное им в пределах ассигнованных на Гардероб 20. 000 ф. останется в его распоряжении. Главное изменение, которое он привнес в работу Гардероба–это отмена системы отложенных платежей и расплата с поставщиками наличными. "Король не будет платить больше, чем другие и он будет платить наличными", –заявил Кранфилд торговцам. Король назначал цену, которую он согласен был выплатить на приобретение определенных материалов, а Гардероб должен был обеспечить необходимое количество. Переговоры велись прямо с поставщиками, их билли и выполнение контрактов тщательно проверялись.

Примерно таким же образом оплачивались экстраординарные расходы. Например, на похороны королевы Анны было выделено 20. 000 ф. Кранфилд потратил 15. 331 ф. все сэкономленное осталось в его распоряжении. В дополнение он заработал на продаже траурных одежд после похорон.

Он превратил Гардероб в своего рода доходное предприятие, как бы взяв его на откуп. За первые три года Кранфилд сэкономил 22. 000 ф. и довел расходы субдепартамента до уровня около 12. 000 ф. в год. Успех реформы Кранфилда основан на исследовании бухгалтерии департамента и применении эффективных коммерческих методов. Но во введении новой системы не были заинтересованы слуги Гардероба, которые потеряли прежние доплаты и вознаграждения за ведение переговоров с поставщиками и доходы от продажи излишков. Именно слуги Гардероба, некоторые из которых являлись бывшими и настоящими слугами Спальни, инспирировали импичмент Кранфилда. К тому же, он потерял главное условие проведения придворных реформ– поддержку со стороны Якова I и Бэкингема. [268Prestwich M. Cranfield: Politics and Profits under the Early Stuarts. Oxford, 1966. P. 440-446, 471-474, 485-488, 497-507. ]

В 1622 г. Гардероб возглавил человек Бэкингема, его зять камергер Спальни граф Денбай. Он попытался продолжить практику Кранфилда, но постепенно отказался от нее, доведя расходы Гардероба до 16. 000 ф. [269 Seddon P. R. Household Reforms.... P. 50-52. ] Обращает на себя внимание тот факт, что, кроме Кранфилда, руководителями Гардероба являлись исключительно камергеры Королевской Спальни. Более того, и Хоум, и Эстон, и Хей являлись не рядовыми или почетными камергерами. Они представляли собой ту часть Королевской Спальни, которая пользовалась огромным доверием со стороны Якова I и при его посредничестве активно вмешивалась в процесс придворного и государственного управления, являясь политически значимыми фигурами. С одной стороны, это отражает традиционную связь слуг Спальни с Гардеробом, которая происходит от церемонии облачения короля. Королевские спальники всегда считались лучшими специалистами придворной моды и могли должным образом организовать работу Гардероба, чтобы контролировать подготовку к ежедневному ритуалу и соответствие королевской одежды и облачения придворных слуг изменившемуся стилю. С другой стороны, руководство Королевским Гардеробом позволяло осуществлять контроль над значительной частью финансовых средств, отпускаемых на содержание двора и расходовать их для королевской и собственной выгоды. В данной ситуации Казначейство фактически теряло контроль над расходами Гардероба. Пример Хея это ярко демонстрирует. Реформы, осуществляемые Кранфилдом, лишили Спальню прежнего контроля за этим финансовым источником. Назначение Денбая восстанавливало прежнюю систему. Он не являлся самостоятельной политической фигурой, а лишь прикрывал контроль за Гардеробом, установленный неформальным лидером Спальни Бэкингемом.

Таким образом, в раннестюартовский период Гардероб административно, церемониально являлся неотъемлемой частью Палаты. Он обеспечивал выполнение репрезентативных функций двора, создавая необходимый антураж королевской резиденции и великолепие слуг королевского хаусхолда.

Еще более непосредственное отношение к королевскому хаусхолду, точнее к Королевской Спальне, имелМалый (или Личный) Королевский Гардероб (Robes), который снабжал одеждой лично короля. Он формально являлся частью Большого Гардероба, поэтому при Елизавете Малый Королевский Гардероб был ограничен в материалах и средствах, получая их из старшего субдепартамента. С приходом Якова I ситуация изменилась. Малый Гардероб получил собственный бюджет (с 1605-1625 гг. ассигновано около 53. 000 ф. [270 CSPDom. 1625-1649. P. 13. ]). В большей или меньшей степени бюджет Большого Гардероба контролировался Казначейством и были "прозрачными" для общественности, что сковывало Якова I в собственных расходах. Кроме того, Большой Гардероб был в большей степени ориентирован на расходы двора, чем лично короля. Все это послужило поводом для выделения Малого Гардероба как более независимой службы и передачей его под контроль камергеров Спальни. Некоторые из них совмещали руководство обоими Гардеробами. Хоум руководил Малым Гардеробом с 1603 г. по начало 1605 г. С декабря 1605 г. службу возглавил упоминавшийся выше Джеймс Хей. Он руководил департаментом до 1617 г. , но, в отличие от Большого Гардероба, передал его не Кранфилду, а своему брату Роберту Хею. Естественно, что при нем департамент получил наибольшую свободу в распоряжении средствами и материалами. За более, чем 8 лет во главе Малого Гардероба Хей израсходовал более 35. 500 ф. , 1/10 из которых положил в собственный карман. Наиболее очевидными злоупотреблениями, выявленными аудиторами, оказались завышение закупочных цен, не установленные имена поставщиков, завышение количества ткани на изготовление одного костюма. В декабре 1605 г. Хей получил первые 1000 ф. как хранитель Малого Гардероба. [271 CSPDom. 1603-1610. P. 269. ] Перед ним была поставлена задача —обновить королевский гардероб. Обычно расходы субдепартамента не превышали 2500 ф. в год, но к 1608 г. возникла необходимость в получении дополнительных 7000 ф. , и ассигнования были увеличены до 4. 000 ф. в год, которые для большей оперативности расчетов стали выплачиваться поквартально. [272 CSPDom. 1603-1610. P. 421. ]В деятельности Хея проявились все характерные для яковитского придворного недостатки по управлению департаментом: отсутствие отчетов и письменных распоряжений, большой разброс закупочных цен, отсутствие контроля за поставщиками.

Несмотря на передачу руководства Малого Гардероба брату Хея, субдепартамент с 1618 г. был поставлен под контроль Большого Гардероба. Кранфилду удалось сократить его расходы до 4. 000 ф. в год, но с 1622 г. после ухода Кранфилда затраты Личного Гардероба вновь возросли.

Те меры, которые были предприняты Яковом I в отношении отдельных служб Королевской Палаты, ставили своей целью вывести королевский двор из - под административно-финансового контроля Казначейства и лично Сесила. Долгое время Сесилу удавалось сохранить контроль за осуществлением внешней политики, но создание еще одной придворной структуры– Экспедиции церемониальных дел – повлияло на положение Госсекретаря и в этой сфере. Экспедиция церемониальных дел (Ceremonies), была создана для регулирования придворного церемониала, а также для должной организации контактов английского двора с иностранными представителями и гостями. Начало организации субдепартамента было положено введением 25 мая 1603 г. должности Обер-церемониймейстера двора (Master of the Ceremonies), на которую был назначен Льюис Льюкнер (Lewekenor). Чуть позже были назначены два помощника (Assistant Master), которые выполняли поручения главы Экспедиции и были его заместителями (Уильям Баттон, рыцарь с 1605 г. , с 1621г. - баронет; и Эдуард Принн). Также в штат входил Маршал-церемониймейстер двора (Marshal of the Ceremonies), который непосредственно отвечал за порядок во время церемоний. Он расставлял присутствующих по соответствующим их роли в церемонии и положению в обществе местам, принуждал к соблюдению придворного этикета, а также сам принимал активное участие в проведении церемонии. Кроме того, были назначены еще два человека, которые должны были присутствовать на дипломатических приемах в случае отсутствия Обер-церемониймейстера для придания большей “представительности” английской стороне и подчеркивания значимости происходящей встречи. Как правило, это были члены Королевской Спальни (например, Джон Марри) или присутствующие при дворе английские и шотландские лорды. В конце правления Якова I должности “присутствующих” были отменены.

Пост Обер-церемониймейстерастал одним из ключевых при стюартовском дворе, о чем свидетельствует его достаточно высокое по придворным меркам жалование в 200 ф. в год (первоначально 50 ф. , в 1605 г. Льюкнер получил новый патент, который увеличил его жалование в связи с частыми переездами для встречи и сопровождения послов). [273 Nichols The Progresses.... Vol. 1. P. 158. ]Введение должности было вызвано наплывом иностранных посетителей, прибывших в Англию поздравить Якова I с вступлением на престол. С этого момента все официальные контакты иностранных представителей с королем, его министрами и Советом должны были осуществляться через Обер-церемониймейстера и его помощников.

Должность была заимствована из дипломатической практики континентальной Европы. Пост magistri ceremoniarium впервые оформился при папском дворе в XV в. Кроме чисто церковных обязанностей во время проведения божественной литургии, Церемониймейстер встречал и сопровождал гостей, прибывших на торжественную службу, определял каждому из них надлежащее место и инструктировал о ходе церемонии. Постепенно он все более сосредоточивается на светской части своих функций, организуя церемониал папского двора в целом. Вскоре должности церемониймейстеров, обязанных следить за соблюдением и правильным исполнением усложнившегося придворного церемониала, возникают при дворах европейских монархов.

Большое влияние на организацию английского двора и его церемониала в свое время оказала практика бургундского двора, ставшая известной после появления в 1474 г. записок его Обер-церемониймейстера Оливье де Ла Марша “Порядок дома герцога Бургундского”. Как известно, они были составлены по просьбе короля Англии Эдуарда III Йоркского. Во Франции должность Церемониймейстера двора была введена в 1585 г. Генрихом III, откуда и была заимствована Яковом I. До этого времени при Елизавете для встречи и сопровождения иностранных гостей высокого ранга отряжался один из королевских гвардейцев или кто-то из высших придворных слуг. Некоторые вопросы размещения послов и их свиты, организации приемов решали Лорд-камергер или Тайный совет.

Несмотря на то, что при Тюдорах придворный церемониал был уже достаточно разработан и сложен, ему явно недоставало внутренней организованности и представительности. При Елизавете для встречи иностранных представителей привлекались королевские гвардейцы, а организационные вопросы решали Тайный Совет и Лорд-камергер. Яков I лишил гвардейцев и Совет участия в приеме дипломатических представителей, оставив за Лордом-камергером координационные функции. Статус слуг Королевского Холла, ответственных за проведение церемоний (Marshals of the Hall), не позволял им самостоятельно разрешать спорные ситуации, возникающие в ходе той или иной церемонии. К тому же, спустя 50 лет на английский трон вновь сел мужчина, что несколько меняло общий характер придворных церемоний, изменились их акценты и сама придворная обстановка. В добавление к этому, Яков I принес собой некоторые элементы французского церемониала, действовавшего в Шотландии (например, полуофициальные обеды с послами), изменил прохладное отношение к дипломатам, свойственное Елизавете, заметно оживил всю придворную жизнь в целом (примерно в это же время на английский была переведены книга Джин Хотман "The Ambassador", что свидетельствует о возросшем интересе к дипломатическому церемониалу). Все это вместе взятое и обусловило учреждение особого церемониального субдепартамента двора, который был призван своей деятельностью фактически выстраивать "новый", стюартовский церемониал. Решение, принятое по каждому спорному случаю, стало рассматриваться как прецедент, как образец для будущих действий. Отсюда возникла потребность в письменной фиксации действий, совершаемых слугами Экспедиции. Откликом на эту потребность стали записки ассистента Обер-церемониймейстера двора Джона Финета. Помимо запечатления собственной причастности ко двору и монарху, Финет вел записи с чисто утилитарной целью, чтобы зафиксировать складывающуюся церемониальную практику. Причем он вел дневники с ведома Обер-церемониймейстера, Лорда-камергера и самого Якова I, которые не раз просили Финета обратиться к своим записям, чтобы отыскать обычай или прецедент для разрешения возникшей коллизии. [274 Fineti Philoxenis.... P. 49. ] Обер-церемониймейстеру была поручена забота о “посетителях высокого достоинства” (strangers of qualitie), приехавших в Англию, которых надлежало принять “со всеми должными им почестями”, развлекать их как во время пребывания в королевском дворце, так и путешествий по стране, "как это происходит во Франции и других странах". [275цит по: Loomie A. J. Introduction // The Ceremonies of Charles I. The Note Books of John Finet, 1628-1641/ Ed. by A. J. Loomie N. Y. , 1987. P. 23. ]Позднее в более подробном описании обязанностей Обер-церемониймейстера говорилось, что он должен “всегда присутствовать при дворе со всеми своими слугами и лошадьми, себя и их надлежащим образом экипируя.... , чтобы развлекать и принимать тех иностранных послов, которые будут приезжать в королевство.... ”. [276 Ibid. ] В первую неделю пребывания в Англии иностранных послов Обер-церемониймейстер должен был заботится об их размещении, снабжении каретами, продовольственном обеспечении (diet). Он должен был сопровождать дипломатов ко двору и устраивать для них встречи и аудиенции с королем и государственными лицами. Для успешного выполнения своих обязанностей Обер-церемониймейстеру надлежало быть всецело осведомленным о “различных рангах, достоинствах и званиях” дипломатов и в целом быть “джентльменом, хорошо владеющим языком и благоразумным”. [277 Ibid. ]В качестве символа своей власти Обер-церемониймейстер носил золотую цепь с медалью, на которой были начертаны эмблемы и девизы войны и мира. В своей деятельности Обер-церемониймейстер напрямую руководствовался указаниями Лорда-камергера Королевской Палаты. Иностранцев восхищал прием, который им оказывали в Англии, особенно дружественность и услужливость со стороны слуг и их внешность. [278 Nichols The Progresses.... Vol. 2. P. 67. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.