Задачи, выполняемые низшими слугами субдепартаментов были повседневными и самоочевидными. Как уже отмечалось, после прихода Якова I обостряется давление на двор со стороны знати и представителей джентри с целью получить придворные должности, поэтому в ряде департаментов (Buttery, Cellar) возникают новые должности в ранге джентльменов, которые носили почетный характер и скорее всего являлись синекурами. Но включение в штат позволяло их обладателям постоянно находиться при дворе, вмешиваться в сложившийся порядок замещения должностей и участвовать в распределении доходов, получаемых действительными слугами, вызывая тем самым их недовольство.
Общий штат Департамента Дворцового Хозяйства колебался в районе 250 - 300 человек. [422 CSPDom. 1603-1610. P. 385. ]В первые годы правления общая численность придворных слуг возросла, поэтому в 1618 г. в соответствии с общим планом по реформированию Хаусхолда было проведено сокращение числа хозяйственных слуг. Формально поводом для сокращения стал предстоящий отъезд короля в путешествие и следовательно невозможность и отсутствие необходимости взять с собой всех слуг хаусхолда. В результате на своих постах осталось "только" 294 человека. [423 Stuart Royal Proclamations.... Vol. 1. P. 434. ]При этом жалование слуг департамента в середине яковитского правления, еще до реформ, составляло весьма незначительную часть от общих расходов Хаусхолда (около 5. 500 ф. вместе с жалованием слуг Палаты, капеллы, выплат внештатным слугам двора и по специальным королевским предписаниям, например, клерки получали 3 шл. в день). [424 Dietz F. G. English Public Finance.... P. 415. ]Возможная экономия от сокращения количества слуг была очень не велика, а сопротивление и недовольство среди них вызывало весьма ощутимое. Таким образом, хозяйственные службы обеспечивали практически все жизненные потребности монарха и его двора. Двор был своего рода огромным механизмом по получению, переработке, хранению, использованию продовольственных и иных товаров, и даже по избавлению от их излишков, причем с выгодой для себя. Слуги хозяйственного департамента имели гораздо более низкий статус, чем слуги Королевской Палаты. Должности занимали в основном выходцы из средних слоев. Но благодаря близости к финансовым потокам внутри двора, продовольственному снабжению, относительной удаленности от контроля высших сановников, системе взаимопокрывательства, положение слуг департамента было по своему привлекательным. Особенно это касается руководителей субдепартаментов и членов Гофмаршальской конторы.
В тоже время, по сравнению с Королевской Палатой Хаусхолд был более тщательно организован, а обязанности его слуг более конкретизированы. Его структура оставалась почти неизменной с к. XV в. В первые годы своего правления Яков I на основе восстановления раннетюдоровских механизмов и традиций управления Хаусхолдом пытался сократить чрезмерные расходы придворного хозяйства, сократить злоупотребления королевских слуг, ввести строгую хозяйственную и финансовую дисциплину. Но это было временное явление. Чрезмерная расточительность и щедрость нового монарха разрушали и до того не очень прочную систему. 2. 2. Административно-финансовые реформы Хаусхолда.
Чрезмерные расходы и раздутый штат слуг являлись главными проблемами Хаусхолда. Большая часть расходов департамента шла на продовольственное снабжение двора для обеспечения столов короля и его слуг. Епископ Гудмен писал, что огромные расходы двора происходят от большого количества "дармоедов, целых семейств бедных людей, особенно шотландцев", которые стекаются сюда только ради еды (diet) [425Goodmen. G. The Court of King James the First / Ed. by Brewer, 2 vols. L. , 1839. Vol. 1. P. 320-321. ]. Р. Сесил и его приемники неоднократно предпринимали попытки бюрократическими методами, а так же действуя через Тайный совет и его комиссии, ограничить придворные расходы. Стоимость содержания придворных департаментов, которые занимали ведущее место в обычных расходах короны, с приходом Якова I резко поползла вверх. [426В среднем при Елизавете расходы Королевской Палаты составляли от 12. 000 до 16. 000 ф. в год, а Хаусхолда - ок. 60. 000 ф. В первые годы правления Якова I расходы составляли ок. 25. 000 и от 68. 000 до 73. 000 ф. в год, соответственно. В целом, государственные расходы так или иначе связанные с содержанием двора составляли около 1/3 всех расходов короны. Подробнее см. : Dietz F. C. The Receipts and Issues.... P. 158-163. ; Dietz F. C. English Public Finance...... P. 102-110, 399-424. ]Эта проблема чрезвычайно беспокоила современников и вскоре пробрела острый политический характер в связи с требованиями палаты общин о том, что король должен жить за счет собственных средств (“live of his own”). Прокормить многолюдный королевский двор, с постоянно большим количеством разного рода гостей и просто присутствующих, было не простой задачей. Расходы на эти цели составляли львиную долю бюджета Департамента Дворцового Хозяйства. Поэтому, в первую очередь, именно к ограничению практики раздачи “столов” сводились все попытки сократить расходы двора предпринятые Яковом I (1604, 1610, 1617 гг. ).
В первые месяцы после приезда в Якова I наблюдается резкий рост количества столов и их содержания. Большинство из них не были подкреплены позднетюдоровской традицией, что вполне естественно, поскольку двор был "новым". "Новым" в том смысле, что он был "мужским" и "семейным". Из-за первоначальной неразберихи и произвольных действий как "старых", так и "новых" слуг, возникло большое количество "лишних" столов. Некоторые из них были пожалованы лично Яковом I как гранты и соответственно могли быть сокращены только ордонансом, выпущенным за его подписью. В первый год правления были отброшены две Придворные книги (Household Book). В первую были занесены лишние столы, и она была отложена администрацией. Вторая наоборот производила чрезмерное сокращение столов, что вызвало резкое сопротивление со стороны слуг. Совет был вынужден отступить под тем предлогом, что Елизавета тоже допускала существование "незаконных" столов. В результате стоимость столов за первый полный финансовый год Якова I выросла на 16. 000 ф. и достигла 54. 000 ф. [427Seddon P. R. Household Reforms in the Reign James I // Bulletin of Institute Historical Research, Vol. 53, 1980, P. 45. ]
Ордонансы 1604 г. являются определенным компромиссом. Они санкционировали многие новые столы. Уже через год в окт. 1605 г. Совет выступил с предложением провести новое сокращение, в надежде на экономию более чем 9. 635 ф. [428 Salisbury Papers.... Vol. 17. P. 463. ], но, как и предложение 1607 г. , они были проигнорированы. Пытаясь отбить нападки Совета и Казначейства, слуги Гофмаршальской конторы пытались доказать, что они собственными силами уже провели сокращение содержания столов на более, чем 9. 000 ф. Таким образом, к этому году насчитывалось 89 столов, что было на 43 больше, чем при Елизавете, при этом только 17 из них приходилось на двор жены Якова I. [429 Letters and Life of Francis Bacon / Ed. by J. Spedding. 7 vols. L. , 1861-1874. Vol. 4. P. 275(далее-- Spedding.... ); Seddon P. R. Household Reforms.... P. 46. ] В первые годы правления Яков I не был склонен идти на существенные сокращения расходов хаусхолда, в том числе и на сокращение столов. Более того, в результате его новых пожалований количество столов возросло до 100 к 1610 г. , но общее увеличение их стоимости было не столь заметно благодаря росту доходов от реквизиций. Новый уровень был зафиксирован в очередной Придворной книге в 1610 г. , но провал Великого контракта поставил под сомнение ее выполнение. Дж. Эйлмер считает, что административно-финансовые реформы хаусхолда в н. XVII в. проводились исключительно ради экономии, в отличие от реформ XIV, XV и XVI вв. , которые имели ярко выраженные политические цели: сокращение власти придворных фракций и фаворитов, восстановление значения Совета и др. [430 Aylmer G. E. Attempts at Administrative Reform.... P. P. 229-259. ]По этому поводу следует заметить, что необходимо разделять изменения в структуре, способах финансирования Королевской Палаты и меры, принимаемые для сокращения расходов или улучшения управления Королевского Хаусхолда. Первые, как было показано в предыдущей главе, всегда имели важные политические последствия (для периода Якова I—это выделение Спальни и ряда других субдепартаментов, политическое значение которых Дж. Эйлмер также отрицает), поскольку Королевская Палата являлась тем пространством, где вырабатывались и принимались многие политико-государственные решения. Во втором случае финансовые проблемы Хаусхолда выходили на общенациональный план, когда их удельный вес в государственных расходах угрожал стабильности всей финансовой системы государства. Это как раз и произошло в раннестюартовский период, когда в условиях огромного государственного долга, расходы двора резко возросли. Именно в этот период они стали предметом политического торга между королем и парламентом, чего не было в тюдоровкий период.
Уже в сентябре 1603 г. Лорд-казначей заявил, что у него нет средств для обеспечения королевских нужд и стола и предпринял первую попытку ограничить выплату королевских пожалований и подарков. Ситуация не изменилась. В ноябре он жаловался, что сундуки хаусхолда на столько пусты, что нечем платить жалование королевским слугам, а Королевская стража даже готова к мятежу. [431 A Jacobean Journal.... Vol. 1. P. 82. ] В условиях недостаточности средств необходимо было должным образом распределять те, которые были в наличии. В ноябре 1604 г. для слуг Казначейства была составлена инструкция о приоритетах в государственном финансировании. Интересно, что в первую очередь, помимо стратегических расходов в Ирландии и Нидерландах и расходов на военные департаменты, следовало оплачивать потребности двора. Туда включались "личный кошелек" короля, снабжение Хаусхолда, Большого и Малого Королевских Гардеробов, Конюшни и обеспечение всей королевской семьи. На втором месте находилась оплата содержания высших государственных и придворных должностей. В третью очередь следовало обеспечивать среднее звено королевских слуг. И в последнюю очередь–незапланированные расходы придворных и иных департаментов, а также оплата содержания низших королевских слуг. [432 Dietz F. G. English Public Finance.... P. 109-110. ]Таким образом, коронная администрация, с согласия Якова I и к удовольствию его окружения, признала приоритетной задачей финансовое обеспечение двора, поскольку военные расходы Англии заметно сократились после заключения мира с Испанией.
В то же время, четко обозначилось направленность финансовой политики в отношении королевского хаусхолда: экономия за счет сокращения доходов среднего и низшего звена королевских слуг, откладывание погашения долгов отдельных субдепартаментов двора перед лондонскими и провинциальными кредиторами. Подобную направленность подтверждают придворные ордонансы 1604 и 1605 гг. Существовали два возможных метода сокращения королевских расходов: 1. убедить Якова I сократить собственные траты и ограничить его щедрость к придворным, что никогда в полной мере не удавалось; 2. исследовать расходы хаусхолда и установить контроль за снабжением двора и бухгалтерией. Второй способ был более реален, но его эффективность была ограничена особенностями административно-финансовой системы двора, сопротивлением со стороны слуг Хаусхолда, которые нередко получали поддержку и покровительство от ближайшего королевского окружения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50