Рефераты. История Отечества от Киевской Руси до наших дней

p align="left">3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В 1990 г. более 7 млн.. граждан были заняты в развивающемся кооперативном секторе, 1 млн.. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность. Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми, снабженческими, психологическими трудностями. Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм хозяйствования). Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части населения. Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая - сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н. Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая - альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья - попытка объединить программы (Горбачев). На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался «черный рынок». Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И. Рыжковым подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С. Павлов предпринял попытку оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н. Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.). Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея перестройки политической системы советского общества впервые была обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции. конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель «гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда. Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был избран М.С. Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов - реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути выхода страны из кризиса. Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-германским договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в Афганистан и др. Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности. В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С. Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти. 3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами - ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989- 1990 гг. - из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский (1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в руководстве компартии. В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С. Горбачевым курса по реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации народ безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством голосов за сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных республик подписали "Антикризисную программу совместных действий". Однако у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н. Ельцин добивался полной независимости и суверенитета России. Л.М. Кравчук (Украина), С.Н. Шушкевич (Белоруссия), С. Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан) и А. Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия экономических и политических лидеров союзных республик были разнонаправлены. Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г. трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991 г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в ноябре и вовсе запрещена.

В конечном итоге происходит распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств (декабрь 1991г.)

45. Россия на рубеже XX-XXI века

Говоря о политическом и экономическом положении России в современном мире мы должны провести анализ ее состояния как минимум за последние десять лет уходящего века, полных драматических событий и потрясений. Особое место среди них занимают августовские 1991 года события, которые стали точкой отсчета качественно нового этапа - процесса обновления нашего общества и государства: время реформирования системы, просуществовавшей более семидесяти лет, закончилось. Эти события показали, что перестройка, содержание, темпы и формы которой справедливо подвергались критике, сделала немало: общество оказалось способным дать решительный отпор политическим авантюристам. Путчисты попытались с помощью военной силы, вернуться к тоталитаризму, административно-командной системе, вновь использовать страх как инструмент государственного управления, превратить конституционные институты власти в фасадную демократию, а права и свободы граждан - в пустые декларации. И сегодня, спустя почти десять лет, для подрастающего поколения необходимо осмыслить и главное понять те уроки, которые следует извлечь из событий августа 1991 года. Это касается буквально всех сфер жизни страны и отнюдь не сводится к совершенствованию функций органов, призванных защищать конституционный строй, к улучшению законодательства. В этой связи надо отметить, что до трагических событий августа 1991 года происходили изменения в государственно-правовой сфере; закладывались правовые основы плюрализма в экономической и политической жизни, разделения властей в государственной организации Союза и республик, развертывались институты местного самоуправления, прорисовывалась новая система отношений Союза и республик, намечаемая в проекте нового Союзного Договора, по которому большинство республик решало идти путем дальнейшей демократизации и экономической реформы, путем укрепления своего суверенитета. Это не устраивало те силы, которые объединились в заговоре. Многим в эйфории митингов и шествий конца августа показалось, что крушение тоталитарного режима в результате провала путча откроет широкую и плавную дорогу в долгожданное демократическое завтра, в сообщество цивилизованных государств. Однако жизнь, как всегда, оказалась сложнее упрощенных представлений и умозрительных схем. Последовавший за развалом коммунистической системы правления фактический распад властных структур Центра, "парад независимости" бывших союзных республик, и все это на фоне кризисного экономического положения, обострили и без того тяжелейшие, десятилетиями накапливавшиеся проблемы некогда могущественной сверхдержавы. Без сомнения, августовский путч спутал многие карты в политической игре, обесценил важные, с большим трудом достигнутые договоренности и в известном смысле прервал эволюционное продвижение общества на пути к демократии. Обстановка в стране в августе, если рассматривать ее с позиции необходимости принятия чрезвычайных мер, была нисколько не хуже, чем в июне или мае. Действительно популярность М.С. Горбачева в широких слоях населения падала, полки магазинов были пусты, разгул преступности достиг небывалых размеров. У значительной части населения накопился взрывоопасный потенциал недовольства происходящим вокруг, росла политическая апатия. Уже тогда, видимо, формировалось ядро будущего ГКЧП. В него, судя по всему, вошли люди разных политических пристрастий. Большинство составляли неосталинисты из числа бывших партийных функционеров и лидеров ВПК. Думается, заговорщиков подтолкнули к выступлению: ведь 20 августа намечалось открытие подписания нового союзного договора, которое создавало условия для существенных ограничений полномочий и центральных органов власти, и ее аппаратно-бюрократической верхушки. В стране сложились оппозиционные коммунистической верхушке структуры власти в лице Верховного Совета РСФСР и ее Президента. Не имея в своих рядах сильного, популярного в глазах народа лидера и начав выяснение отношений друг с другом, они оказались морально и психологически сломленными, что, в конечном счете, и предопределило провал переворота. Не ожидали заговорщики и решительной реакции мирового сообщества, практически единодушно осудившего антиконституционный переворот в СССР. В результате, гэкачепистам не удалось привлечь на свою сторону и значительной части государственного аппарата. Таким образом, переворот уже с самого начала носил чисто верхушечный характер и потому при сильном сопротивлении социально активных слове общества и пассивно-выжидательной позиции других был обречен на провал. Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В первый день были оглашены важнейшие документы руководителей государственного переворота. Вице-президент СССР Г. Янаев в указе, изданном от его имени, объявил о вступлении в "исполнение обязанностей Президента СССР" "в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем своих обязанностей". В "Заявлении советского руководства" извещалось об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению в составе: Бакланов О.Д., Крючков В.А., Павлов В.С., Пуго Б.К., Стародубцев В.А., Тизяков А.И., Янаев Г.И. (и.о. Президента СССР). Формально возглавлял комитет Г. Янаев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.