Рефераты. История Отечества от Киевской Руси до наших дней

p align="left">"Смутное время", или "великая разруха Московского государства", как говорили тогда, продолжалось около десяти лет. Страна была разорена, в ней не осталось "законного правительства". В этих условиях после освобождения Москвы от поляков по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный собор за всю историю средневековой России, отразивший в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе освободительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба. В конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозного. Это обстоятельство как бы создавало видимость продолжения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романовых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г. Завершая данный раздел, следует отметить: острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной централизации, отсутствием необходимых условий для нормального развития страны. Сложный комплекс событий этого периода историками был назван "смутным временем". В то же время это был важный этап борьбы за утверждение Российского централизованного государства.

13. Иностранная интервенция освободительное движение русского народа. Итоги смуты

В 1609 г. cмута на Руси осложнилась прямым военным вмешательством соседних держав. Будучи не в силах справиться своими силами с "Тушинским вором", которого поддержали многие русские города и земли, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведский военный отряд во главе с опытным полководцем Делагарди не смог изменить положение в пользу Шуйского. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со шведами, расценил этот договор как желанный предлог для скрытой интервенции. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского у деревни Клушино (западнее Можайска). 17 июля 1610 г. бояре и дворяне, забыв на время свои разногласия, общими усилиями свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского -- он был насильно пострижен в монахи. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр -- "семибоярщины". Это правительство послало к Сигизмунду своих послов, предлагая польскому королю избрать на русский престол его сына Владислава. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси. В этих условиях возникает т.н. первое ополчение, целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. Его возникновению во многом способствовала судьба Тушинского лагеря. Еще в 1609 г. Сигизмунд обратился с призывом ко всем полякам-тушинцам идти под Смоленск в его войско. В лагере началось брожение, кончившееся убийством в 1610 г. Лжедмитрия II и распадом разнородной массы, составлявшей тушинское войско. Значительная часть тушинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к возникшему в нач. 1611 г. ополчению. Вождем его стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Кремль остался за поляками. Между тем и все ополчение в целом, и его руководящий орган -- не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск -- дорога всему польскому войску на Москву оказалась открытой. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. возникает второе ополчение. Главным организатором его стал городской голова Кузьма Минин, руководителем же был избран искусный полководец, участник первого ополчения князь Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. В августе польский отряд под командованием Ходкевича пытался прорвать блокаду, но был отброшен от Москвы. 26 октября 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал. В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов. Старинный боярский род Романовых был популярен не только между боярами, но и среди других социальных слоев. Кроме того, бесцветная личность молодого царя, как казалось многим, была залогом отказа от авантюр и жестокостей, так измучивших русский народ за последние полвека. После восстановления царской власти все силы государства были брошены на наведение порядка внутри страны и борьбу с интервентами. Несколько лет ушло на то, чтобы истребить разбойничьи шайки, рыскавшие по всей стране. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. после ожесточенных столкновений недалеко от Москвы в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

14. Россия в XVI веке. Формирование абсолютизма

Складывание абсолютизма в России представляло собой длительный процесс. Предпосылки его возникновения складывались уже во второй половине XVI века, что проявилось в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, ликвидации местничества. Особую роль в формировании абсолютизма в России играли события и явления, имевшие место в ХVII веке: отмирание такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; эволюция приказной системы, а так же состава Боярской думы; расширение участия различных слоев населения в государственном аппарате; изменение царского титула; победный исход для царской власти ее соперничества с властью церковной. Окончательное оформление абсолютизма произошло в России в первой четверти ХVIII века. Это нашло своё выражение в замене приказов коллегиями (возникновение бюрократического централизованного государственного аппарата), создании регулярной армии, полиции, окончательном подчинении церкви государству и т. д. Абсолютизм - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Существенными признаками являются: концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата (судебный, налоговый и проч.), регулярной армии, подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство.

15. Реформы патриарха Никона и раскол русской православной церкви

Усиливающееся самодержавие столкнулось с притязаниями церкви на приоритет духовной власти перед светской. Русская православная церковь и прежде находилась в зависимости от государства. Однако становление абсолютизма требовало дальнейшего подчинения ему церкви. В 40-х гг. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок "ревнителей древнего благочестия". Он дал толчок к проведению в годы Алексея Михайловича церковной реформы. Началось исправление богослужебных книг и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов, произошел раскол в среде духовенства. Одни отдавали предпочтение древнерусским книгам, другие - греческим. Во главе последних стоял патриарх с 1652 г. Никон, чью активную реформаторскую деятельность одобрили церковный Собор и царь. Государство было заинтересовано в такой реформе - ограничивалось могущество церкви, а объединение православных церквей облегчало бы воссоединение Украины с Россией под главенством последней. Церковь Украины была тесно связана с греческой обрядностью. Русская же церковь от греческой сильно отличалась именно ритуалом, а также богослужебными книгами, содержавшими много описок, внесенных туда переписчиками. В ходе проведения церковной реформы, по указанию патриарха Никона, началось исправление богослужебных книг по греческим подлинникам, устанавливался единый для всех православных церквей культ богослужения, вводилось крестное знамение тремя перстами (двуперстие было предано проклятию), для богослужения допускались иконы только греческого письма. Протопопы Аввакум и Даниил, будущие духовные отцы раскола, возглавили духовную оппозицию Никону. Церковный Собор 1655 г. положил начало борьбы со староверами. Никон прибег к репрессиям, отправляя противников реформ в ссылку. С другой стороны у него складывались напряженные отношения с царем. Осуществляя реформу, он преследовал далеко идущие цели - создать сильную церковную власть, независимую от светской. Если реформа церкви, проводимая патриархом, отвечала интересам самодержавия, то его теократизм явно противоречил интересам России, как абсолютной монархии. Церковный Собор 1666 г. единодушно осудил Никона и лишил его высокого духовного сана. Во главе церковной реформы стал сам царь. Русское общество раскололось на сторонников и противников реформы. Во главе последних - старообрядцев, встал протопоп Аввакум. Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г. после падения авторитета Никона, раскольник был возвращен в Москву (его ошибочно считали только личным противником низложенного патриарха). Однако в Москве, не разбираясь в политических интригах при дворе, Аввакум расходится не только с церковным, но и с правительственным лагерем. Насильственные действия церковных и царских властей против раскольников он отождествляет с "мучительством" древних язычников над первыми христианами и требует отказаться от реформ. Скоро Аввакум снова был сослан в Мезень, а потом отправлен в Пустозерск. Отсюда 1 мая 1666 г. он был вызван на Собор в Москву, а 13 мая расстрижен и проклят. В 1667 г. окончательно сосланный в Пустозерск, Аввакум из ссылки 14 лет продолжал рассылать свои грамоты о "старой вере". В 1682 г. идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум был сожжен. С падением Никона раскольники связывали отмену его церковной реформы. Но этого не произошло. Собор, осудивший Никона, официально признал, что реформа Никона есть не его личное дело, а дело царя, государства и церкви. Такое решение Собора повысило активность раскольников. Они теперь уже не просто выступали представителями религиозной оппозиции, а стали открытыми врагами царского правительства. Поэтому "царь в свою очередь обнажил меч" и издал в 1666-1667 гг. несколько указов, направленных на усиление репрессий в отношении раскольников. С этого момента начинается открытая кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. С годами раскол приобрел характер антиправительственного движения, в его ряды вливались широкие народные массы. Этому в значительной степени способствовали бесправное положение простого народа, усиление крепостничества в деревне, рост феодального гнета. Люди массами уходили в леса, покидая деревни и посады, создавая в глуши раскольнические общины (скиты). Зародившийся на почве религиозного разномыслия, раскол превратился в одну из форм социального протеста народных масс. Несмотря на гонения, движение старообрядчества продолжало укрепляться и в XVIII в. Значение реформ выразилось в ослаблении церкви, в ее расколе на господствующую и старообрядческую, в превращение церкви в часть государственного аппарата. Это было еще одним шагом в эволюции русского самодержавия, эволюции от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Однако в XVII в. абсолютизм только формировался. Его становление произошло в следующем, XVIII в.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.