Рефераты. История Отечества от Киевской Руси до наших дней

p align="left">Однако после избрания Ельцина Б.Н. на второй срок президентства экономический и политический кризисы российского общества продолжали углубляться. Особенно в бедственном положении оказалась социальная сфера. Первым и наиболее существенным результатом стало ухудшение социального самочувствия населения, связанное с распадом социальной инфраструктуры, невыплатой зарплаты и пенсий, постоянным ростом стоимости социальных услуг, стремительным углублением социального неравенства и т.д. Снижение объемов производства сопровождалось лавинообразным ростом цен на основные продовольственные товары, предметы повседневного спроса и услуги. Получили развитие все слагаемые социального неблагополучия: снизились объемы отечественного производства продуктов питания, товаров повседневного спроса, рост заработной платы не был адекватен росту цен на все виды продукции и услуги, многочисленные задержки с выплатой заработной платы и пенсионного обеспечения. Так, Гарри Табачник свидетельствует: в год сталинской конституции (1936) русский рабочий на свой месячный заработок мог приобрести 241 кг хлеба, 13 кг масла, 19 кг мяса и 56 кг сахара8 Автору эти данные потребовались для доказательства того, что покупательная способность рабочего сталинской поры была ниже возможностей российского пролетария, боровшегося с самодержавием в 1913 году. Если продолжить это сравнение, то в марте 1996 года среднемесячная зарплата как рабочего, так и профессора в России составляла 164 800 рублей. И тот, и другой могли на эти деньги купить или 126 кг хлеба, или 39 кг масла, или 42 кг мяса, или 126 кг сахара. Для того чтобы купить набор, доступный рабочему в 1936 г., среднемесячную зарплату нужно было бы увеличить в три раза и довести ее до 503 000 рублей.

В результате проводимого курса сегодня в российском обществе сформировался такой уровень несовместимости интересов в нижних и верхних его слоях, при котором социальные противоречия перерастают в острые конфликты и способны вызвать взрыв. Противостояние по линии "богатые-бедные" дополнялось несовместимостью политических симпатий среди лиц, относящихся к одному и тому же имущественному слою. Так, среди наиболее состоятельных россиян можно встретить талантливого предпринимателя и коррумпированного чиновника, процветающего актера и лидера мафиозной группировки. Среди лиц с низким уровнем доходов оказались и квалифицированные рабочие, и инженерно-технический персонал, врачи, учителя, педагоги внешней школы, и люмпенизированная часть общества. При таком социальном составе населения имущественная дифференциация не приводит к гармонизации отношений: политические симпатии, определяющие гражданский выбор, в том числе и при голосовании, формируются без учета имущественного положения. Из этого следует, что имущественная дифференциация не приводит к социальной консолидации и не является основой гражданского мира. Более того, противоречия по "вертикали" дополняются несовместимостью политических интересов по "горизонтали" и создают социальное напряжение, способное вылиться в борьбу каждого против всех. В таких условиях единственным способом восстановления гражданского мира оказывается диктатура личности, опирающаяся не на национальное согласие и не на интересы одной группы населения, а на карательный потенциал государства. Таким образом в России к концу 90-х годов сложились самые неблагоприятные условия социальной сферы - распад традиционных социальных институтов и структур управления; социальная дезориентация, утрата нравственных ценностей и духовных идеалов; маргинализация и люмпенизация значительных слоев населения; пробуждение низменных инстинктов и экстремизма; использование насилия для достижения политических целей; криминализация общественных отношений; фальсификация исторического прошлого; ослабление государственной власти и дискредитация ее органов; ущемление национального достоинства и развитие комплекса национальной неполноценности и т.д.

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. Социальная политика производив от экономики, но не второстепенна, если иметь в виду ее значение для развития материальной и духовной культуры общества. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения; роста его духовности, образованности и культуры.

На правительственном уровне основные цели и приоритеты социальной политики в современных условиях сводятся к тому, чтобы стабилизировать уровень жизни населения России, не допустить их дальнейшего обнищания. Для достижения этой цели в настоящее время предусматривается:

- создать экономические и правовые условия, стимулирующие активную часть общества на производительный труд как основу личного благосостояния и благополучия общества;

- поддержать оптимальное соотношение между доходами трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами;

- усилить адресность социальной поддержки, ограничить и сократить масштабы бедности;

- обеспечить основные социальные гарантии в области доходов населения и сохранить на уровне действующих гарантии медицинского обслуживания, образования и культурного развития;

- стабилизировать положение в жилищной сфере;

- обеспечить сдерживание безработицы и поддержать вынужденных мигрантов. В соответствии с поставленными целями Правительство РФ намерено сосредоточить свои усилия на ряде приоритетных направлений социальной политики. В их числе; предотвращение снижения реальных денежных доходов населения; обеспечение баланса экономических интересов работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан; реформирование социальной сферы, прежде всего здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры; усиление воздействия государства на занятость населения и активизации работы по переподготовке кадров.

Сегодня Россия после президентских выборов 2000 г. сохраняет шансы на социальный прогресс. Три определяющих источника создают ей уникальные возможности для эффективного развития, возвращения в число ведущих стран мира. Во-первых, в стране огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородные земли и другие природные богатства. В расчете на душу населения ресурсный потенциал России в 2-2,5 раза превышает потенциал США, в 6 раз - Германии, в 18-20 раз - Японии. Во-вторых, Россия обладает уникальным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства. Наконец, имеется мощная производственная база, не уступающая в ряде областей технологической базе передовых стран Запада, в том числе США.

И несмотря на это, Россия в экономическом, да и политическом, отношениях значительно уступает многим странам мира. По этим показателям она, по существу, находится в числе развивающихся стран. Почему же сложилась такая ситуация? Ведь Россия имеет мощнейший экономический потенциал, который в сотни раз превосходит экономический потенциал таких богатейших стран, как Англия, Швеция, Австралия, Канада, Швейцария и т.д.

Думается, что структура российской экономики страдает острыми диспропорциями, причем главной из них остается явная несбалансированность между производством средств производства и предметов потребления, осложняемся к тому же особой ролью военно-промышленного комплекса в 1 подразделении. Структурная перестройка экономики России практически еще не началась, и это создает перенапряжение и в экономике, и в обществе. Федеративное государство, Россия сегодня ослабляется межнациональными противоречиями и распрями. Подъем национализма реально угрожает сокращением территории под российской юрисдикцией. На периферии, да и в центре России, кроме того, сформировалось несколько крупных экономических регионов, которые при ослаблении федеральной власти встали на путь сепаратизма и возможного отделения.

Масштабы, содержание и социальные последствия модернизации СССР, начатые в середине 80-х годов, продолжают вызывать неоднозначные суждения. Спектр политического анализа включает в себя и крайне негативные высказывания, и неоправданно завышенные оценки достигнутых в ходе реформ результатов. Однако бесспорным оказались социально-экономические реалии, сложившиеся в 90-е годы:

- ухудшение экономической ситуации в связи со снижением производства, обострением дефицита многих товаров на потребительском рынке, увеличением внешней задолженности другим государствам платежеспособность государства обеспечивалась уже за счет использования резервов, объемы которых сокращались);

- снижение темпов роста промышленного производства, начавшееся в конце 1988 года, перешло в экономический спад, который углублялся с каждым месяцем;

- вышла из-под контроля ситуация в финансовой сфере: резко усилились инфляционные процессы в связи с огромным бюджетным дефицитом;

- уровень жизни населения стремительно падает, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Потребительский рынок почти полностью оказался вытеснен нормированным распределением товаров и "черным рынком", социальная напряженность достигла предела и т.д.

Экономические отношения России с разными регионами мира имеют свою специфику, особенно сегодня, вследствие перемен и в самой России, и во внешнем мире. Одна из крупнейших мировых держав, Россия переживает этап формирования новых отношений с мировым сообществом и определения своего места в нем. В результате, сегодня Россия переживает экономический, демографический, формационный, идеологический, государственный, национальный, структурный, финансовый и моральный кризисы, и в этих тяжелых условиях ей необходимо осознать свое место в международном сообществе и в мировом хозяйстве.

Все это свидетельствует о том, что геополитическое положение России в настоящее время двойственно: она расположена на огромных просторах евразийского континента, в прямом широком контакте с развивающимся Югом и - в Меньшей степени - с развитым Севером: Труднодоступность мореплавания в Северном Ледовитом океане и неосвоенность прибрежных районов Сибири и Дальнего Востока на Тихом океане подчеркивают континентальный характер российского государства, хотя оно и имеет прямой выход к трем океанам из четырех мировых.

Разнонаправленность притяжения России к Северу и Югу сейчас убедительно демонстрируется "дрейфом" части бывших союзных республик на Юг, а другой части - на Север.

По уровню экономического развития нынешняя Россия занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. Эта двойственность может быть преодолена либо динамичным экономическим возрождением, и тогда Россия станет развитой страной, либо хроническим экономическим кризисом, т. е. переходом России в мировую зону слаборазвитости и отсталости, либо сохранением нынешнего промежуточного положения еще в течение какого-то исторически короткого периода, в конце которого неизбежен подъем или упадок. Усилиями самой России снимается формационное противоречие с мировым сообществом, однако не до конца, поскольку она только вступила в переход от социализма к капитализму. Российская экономика длительное время останется смешанной, и окончательный итог приватизации в многоукладной экономике представить сейчас невозможно, особенно 9 том случае, если мировая рыночная экономика не окажет России поддержки. Двойственность, противоречивость в политической экономике унаследована Россией от СССР, и она будет преодолевать противоречия уже на пути демократического развития.

Известно, что в глазах всего мира Россия стала главной правопреемницей Советского Союза. Мир взвешивает Россию на своих взыскательных весах. Разброс оценок очень велик - от "одной из двух сверхдержав" на одном полюсе до "Верхней Вольты с ракетами" на другом полюсе со множеством промежуточных вариантов.

Является ли Россия сверхдержавой? Нет, не является и никогда не была таковой. Сверхдержавой был Советский Союз, но он утратил этот статус как раз к моменту своего распада, так что России наследовать в этом плане было уже нечего, да она к этому статусу и не стремится.

Россия и после развала СССР остается самостоятельной величиной в мировой политике и экономике. По любым критериям ее никак не отнесешь ни к малым, ни к средним странам. Показателем высокой ответственности России за судьбы мира является ее статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. По оценкам американских экспертов, Россия продолжает оставаться крупнейшей ядерной державой, "способной аннигилировать США". Хотелось бы подчеркнуть в связи с большой разноголосицей в оценках статуса России, что она своим геополитическим местоположением, экономическим потенциалом, арсеналом обычных и ракетно-ядерных вооружений, культурным и научным наследием, возвратом к демократическим ценностям, конфессиональной терпимостью и готовностью к интеграции в мировое сообщество прочно гарантирует себе статус великой державы, хотя сейчас она переживает отнюдь, не лучший период в своей многовековой истории. Одним из объединяющих и мобилизующих российское общество мотивов может и должно стать не просто возрождение России, а подтверждение ее мирового статуса великой державы со своими самостоятельными интересами, сферой влияния, долей ответственности в новом мировом порядке и достойным качеством жизни ее граждан.

Сейчас многие, в том числе и среди республик бывшего Союза, хотели бы служить "мостом" во взаимодействии России с остальным миром. Но несмотря на заметно ухудшившееся геополитическое положение России, она тем не менее и сегодня в состоянии поддерживать необходимый уровень прямых связей со всеми членами международного сообщества к обоюдной выгоде. Более того, она способна выполнять самостоятельную и конструктивную роль во взаимодействии Севера и Юга и всего международного сообщества и не намерена упускать свои шансы в международном сотрудничестве. Говоря об экономическом сотрудничестве России с международными институтами необходимо отметить такой факт. В октябре 2000 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) одобрил новую стратегию своей работы в России. Как заявил президент банка Жан Лемьер, ЕБРР намерен с января 2001 года значительно увеличить объемы кредитования в российскую экономику и в ближайшем будущем начнет предоставлять предприятиям кредиты в рублях.

Главное содержание стратегии не изменилось - она предусматривает увеличение доли России в общем объеме кредитного портфеля ЕБРР с 20 до 30%, или около 700 -750 миллионов евро в год. А к 2003 году банк планирует довести ежегодные объемы кредитования до 1 миллиона евро. В дальнейшем ЕБРР намерен сфокусировать свою деятельность в России на поддержке поступательных реформ в финансовом секторе, в частности процесса приватизации государственных банков.

Новая стратегия также предусматривает увеличение объемов инвестиций в автомобильные фирмы, металлургические предприятия, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную промышленность и высокотехнологические компании. Кроме того, в настоящее время банк разрабатывает новую схему кредитования российских предприятий в рублях и намерен реализовать эту программу "вне зависимости от того, будут ли участвовать в ней российские банки или нет". Банк имеет богатый опыт по кредитованию в национальной валюте. Подобные программы успешно действуют в Польше и Венгрии. Что касается России, то больше всего рублевых средств будет направленно в программу кредитования мелкого и среднего бизнеса, которую руководство банка считает одним из своих наиболее значимых и интересных проектов в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.