В состав первого лейбористского правительства Blair Ministry [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Blair_Ministry; свободный. -- Проверено 1.03.2010. Тони Блэра вошло всего 25 человек: 5 постов достались женщинам, и еще 18 женщин получили посты младших министров в более широком составе правительства, что явилось беспрецедентным фактом по сравнению с единственной женщиной в кабинете министров лейбористского правительства Джеймса Каллагена. Тони Блэр помимо обязанностей премьер-министра выполнял функции депутата от избирательного округа Сиджфилд, министра по делам государственной службы и первого лорда казначейства. Джон Прескотт получил должность заместителя премьер-министра и полномочия государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов. Гордон Браун стал министром финансов, получил также полномочия второго лорда казначейства. Дерри Ирвин занял пост лорда-канцлера. Анн Тейлор стала председателем Совета и лидером Палаты Общин. Айвор Ричард выполнял в правительстве обязанности хранителя печати и лидера Палаты Лордов. Главным секретарем министерства финансов был Алистер Дарлинг. Дэвид Кларк выполнял функции канцлера герцогства Ланкастерского и секретариата кабинета министров. Робин Кук был государственным секретарем по иностранным делам и делам Содружества. Министром внутренних дел стал Джек Стро. Джек Каннингэм занял пост министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия. Франк Добсон получил полномочия государственного секретаря по вопросам здравоохранения. Государственным секретарем по обороне стал Джордж Робертсон. Харриет Харман исполняла функции государственного секретаря социального обеспечения и министра по делам женщин. Дэвид Бланкетт стал государственным секретарем по вопросам образования и профессиональной подготовки. Маргарет Бекетт была государственным секретарем по вопросам торговли и промышленности, а также председателем совета по торговле. Крис Смит выполнял в правительстве обязанности государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта. Клэр Шорт стала государственным секретарем по вопросам международного развития. Марджори Моулам была государственным секретарем по делам Северной Ирландии. Дональд Дьюар исполнял функции государственного секретаря по делам Шотландии. Обязанности государственного секретаря по делам Уэльса выполнял Рон Дэвис. Гэвин Стрэнг стал государственным секретарем по транспорту. Питер Мандельсон занял особый пост министра без портфеля. Ник Браун начал выполнять обязанности главного парламентского партийного организатора, а Джон Моррис стал министром юстиции. С таким составом начало работу первое лейбористское правительство Тони Блэра.
Таким образом, Лейбористская партия Великобритании предложила избирателям внятную эффективную программу преобразований, затрагивающие все основные сферы жизни общества, определяющие будущую внутреннюю и внешнюю политику. Грамотно построенная избирательная кампания с использованием эффективных технологий, апробированных в США, подавляющая поддержка в средствах массовых информаций обеспечили голоса не только трудовых и социально-незащищенных слоев населения, но также многочисленного среднего класса и жителей национальных окраин: ирландцев, шотландцев, валлийцев. В итоге по результатам выборов лейбористы одержали внушительную победу над соперником и получили право сформировать впервые за 18 лет кабинет министров, премьер-министром которого стал лидер партии Тони Блэр, он и еще 24 министра незамедлительно приступили к исполнению своих обязанностей, и этому посвящена заключительная глава исследования.
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ПЕРВОГО ЛЕЙБОРИСТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОНИ БЛЭРА (1997-2001)
§1. Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов
Завоевание подавляющего парламентского большинства на выборах 1997 г., стабильная ситуация в экономике, высокие рейтинги популярности лейбористов и лично Блэра позволили правительству почти беспрепятственно проводить политику, не слишком обращая внимание на критику справа и слева. Лейбористы двигались по пути, проложенным экономическим курсом консерваторов, то есть сочетание свободного рынка с некоторым регулированием хозяйства с многообразием форм собственности, но без лишней регламентации со стороны государства - дерегулирование стало важным направлением экономической политики. «Третий Путь» - официальная, и часто критикуемая как справа так и слева, идеология «новых лейбористов», направленная на сочетание элементов свободного капиталистического рынка и демократического социализма для достижения наибольшего общественного эффекта при рациональном потреблении ресурсов. Министр финансов Гордон Браун завоевал репутацию «железного канцлера» и внушил доверие в способность лейбористов управлять экономикой. Одним из первых шагов нового правительства стало «наделение Банка Англии полномочиями самостоятельной монетарной политики, что дает право Комитету банковской монетарной политики устанавливать процентную ставку по доходности вложений вне зависимости от политической конъюнктуры»Five years on: Rating the MPC [Электронный ресурс] // BBC News, 6 June 2002. -- Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/low/business/2002471.stm; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. Предоставление независимости было одним из условий Маастрихтского договора 1992 г. и британские финансисты встретили такое решение восторженно. Гордон Браун также «переложил ответственность по банковскому надзору на Управление по финансовым услугам, а инфляционные показатели стали высчитываться по индексу потребительских цен» Gordon Brown [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Gordon_Brown; свободный. -- Проверено 1.03.2010. (средняя стоимость корзины продуктов и услуг домашнего хозяйства), вместо индекса розничных цен (средняя стоимость корзины продуктов и услуг человека).
Браун предложил проект бюджета, который вначале прошел процесс обсуждения в течение 15 слушаний в бюджетном комитете Палаты Общин. Бюджет получился умеренно-перераспределительным, выступающим за сокращение абсолютных и относительных размеров государственных расходов с параллельным уменьшением государственных займов. Особое внимание обращено на более эффективное использование государственных средств как правительством - ? всех расходов, так и местными органами власти - ? расходов. Министерствам и ведомствам предписывалось жестко придерживаться предельного уровня расходов. Финансирование социальной политики было утверждено в размере 95 миллиардов фунтов стерлингов, а это 1/3 всех государственных обязательств. Приоритетными были обозначены такие программы как борьба с безработицей, образование, поддержка семьи и детства, развитие здравоохранения.
Важным источником поступления в бюджет стало реализации идеи единовременного налога на непредвиденные доходы, полученные приватизированными компаниями в течение первых четырех лет продажи. Лейбористы пояснили, что государственная собственность в период консерваторов была продана по низким ценам и дальнейшая перепродажа принесла огромные прибыли владельцам. «Ставка налога была установлена на уровне 23 % от разницы между стоимостью компании по состоянию на момент приватизации и ее последующей стоимостью, которая определялась как девятикратный размер средней прибыли, заработанной компаниями в течении первых четырех лет после приватизации» Макфаркар Р. Работа над ошибками приватизации. Мировой опыт [Электронный ресурс] // «Отечественные записки» 2005, №1. -- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2005/1/2005_1_9-pr.html; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. Бизнес получил срок в два года для уплаты этого налога, который полностью достиг своей цели - были получены дополнительные бюджетные доходы для финансирования социальных программ, удалось избежать снижения экономической активности, развеяло недовольство итогами приватизации времен Тэтчер.
Приватизация государственных предприятий, а также продажа муниципального жилого фонда по льготным санкционированным из центра ценам, что способствовало одновременному решению нескольких задач: дополнительные поступления средств от продажи в бюджет, налоговые доходы от новых собственников, сбережение средств бюджета по обслуживанию зданий. Еще одним средством пополнения бюджета стала «продажа государственных запасов золота с 1999 г. по цене 275 долларов США за унцию» Goldfinger Brown's ?2 billion blunder in the bullion market [Электронный ресурс] // Timesonline, 15 April 2007. -- Режим доступа: http://www.timesonline.co.uk/tol/news/politics/article1655001.ece; свободный. -- Проверено 1.03.2010., а всего продали 395 тонн за 3,5 миллиарда долларов США. Многие критики отмечают поспешность такого решения, ведь мировые цены находились в самом минимуме за последние 20 лет.
В арсенале средств государственного регулирования особое место занимает налоговая политика. Лейбористы остались верны своим предвыборным обещаниям не повышать существующие налоги, более того для стимулирования экономического роста снижается ставка подоходного налога с 23 % до 20 %, налог на прибыль предприятий с 33 % сократился до 28 %, а для малого бизнеса с 24 % до 19 %, что в итоге привело к долгосрочным инвестициям. «В 2000-2001 финансовых годах на долю Британии пришлось 24 % общего объема иностранных инвестиций, вложенных в экономику государств Евросоюза» Громыко Ал. А. Великобритания: модернизация на фоне традиций [Электронный ресурс] / Ал. А. Громыко // Вестник Европы. -- 2007. -- № 19-20. -- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2007/19/gr17.html; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. Разработаны и введены различные льготные и сберегательные схемы, при которых вложения, прежде всего мелких инвесторов, полностью или частично освобождаются от обложения налогами, что делает британский малый и средний бизнес самым динамичным в Евросоюзе по способности создавать новые рабочие места.
Важным направлением внедрения рыночных начал в деятельность государственного сектора стало контрактирование. Правительством было предписано размещать с торгов подряды на уборку территорий и помещений, строительные и ремонтные работы, перестройку домов, услуги специалистов. Профсоюзам было отказано в привилегированных отношениях, но в одном их интересы совпали с правительственными - это присоединение к Социальной Хартии Евросоюза. Теперь на Британию стали распространяться директивы Евросоюза в области социального права и трудовых отношений. Правительство обязало кампании с числом наемных рабочих более 21 человека признавать профсоюзы, если за это проголосовало 40 % от общего числа занятых на данном производстве. В случае если 50 % рабочих состоит в профсоюзе, такое признание становится автоматическим. Каждый рабочий получил право иметь представителя от профсоюза на слушаниях по трудовым вопросам. Компаниям, с численностью рабочей силы более 1000 человек и имеющим производство более чем в одном государстве Евросоюза, была вменена в обязанность организация консультационных советов для рабочих. Увеличились штрафные санкции для работодателей, нарушающих нормативно-правовые положения. С двух до одного года снизился обязательный трудовой стаж на производстве для тех, на кого распространялось законодательство, защищающее рабочих от незаконного увольнения, были уравнены в правах занятые на половинную ставку и полную. Рабочие получили право на оплачиваемый трехнедельный, а с 1999 г. четырехнедельный отпуск.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16