Рефераты. Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

p align="left">После завершения операции «Пустынный лис» в декабре 1998 г. совместные боевые вылеты самолетов США и Великобритании для бомбардировки территории Ирака становятся обычным делом и продолжались как до окончания первого премьерства Тони Блэра, так и после его переизбрания. Подобные тесные союзнические «особые отношения» безусловно способствовали укреплению роли Великобритании в мире, однако когда намечались совместные проекты с Евросоюзом Лондон всегда упускал шанс основательно закрепиться в лидерах интеграции и выбирал сторону Вашингтона или исходил из собственных прагматичных целей.

Население Великобритании всегда гордилось своим обособленным островным независимым положением и одновременно чувство былого величия в решении международных проблем откладывало отпечаток на вопросы интеграции. Евроскептицизм однако не всегда распространялся на элиту, которая реалистично подходит к оценке национальных интересов. Верхи понимают, что для дальнейшего выстраивания «особых отношений» с США необходимо стать лидером Европы, а для этого необходимо выстраивать сотрудничество. Блэр уже с первых дней существования нового правительства почувствовал насущную потребность в европейских союзниках. Первая встреча глав государства и заключение Амстердамского договора в июне 1997 г. были доброжелательно встречены общественностью, однако вопрос об участии Британии в Экономическом и Валютном Союзе носил политический характер в виду евроскептицизма населения по поводу отмены одного из символа национальной самоидентификации британцев - фунта стерлинга. Гордон Браун занял весьма осторожную позицию, желая обеспечить партии второй срок пребывания во власти, и разработал в октябре 1997 г. «пять тестов» Government policy on EMU and the five economic tests [Электронный ресурс] // HM Treasury. -- Режим доступа: http://www.hm-treasury.gov.uk/euro_assess03_repexecsum.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010. экономического доверия, которым Великобритания должна соответствовать перед вступление в еврозону, а затем вопрос выноситься на референдум. Таким образом лейбористы хотели успокоить партнеров, создавая видимость проделанной работы, но сами в тайне надеялись, что еврозона никогда не будет создана и проблема исчезнет сама собой.

«Первая возможность повлиять на ход дел представилась новым лейбористам с января по июнь 1998 г., когда Британия председательствовала в Евросоюзе. Робин Кук, государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества заявил, что главной задачей будет «вернуть Европу простым людям», то есть сосредоточение на вопросах безработицы, преступности, наркоторговли и защиты окружающей среды» Дейтон А. Единая Европа как предмет политики [Электронный ресурс] // «Вестник Европы», 2002, №4. -- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/4/dei-pr.html; свободный. -- Проверено 1.03.2010.

. Дальнейшее развитие этих идей было развито в рамках концепции «Третьего Пути», завершение формирования в рамках Евросоюза единого рынка при обеспечении прав трудящихся. Председательство дает возможность объединить в одно целое европейские и внутренние дела, где основная часть времени уходит на решение текущих вопросов, в данном случае проблемы сельского хозяйства, нестабильность балканского региона, ратифицирование конвенции Европола, были предприняты шаги для взаимного признания решений национальных судов по вопросах международных преступлений. Британия, как и новые лейбористы, поддержали идею расширения Евросоюза за счет новых государств. Переговоры сначала проводились с первой группой государств: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словения, а затем присоединились и другие: Болгария, Латвия, Литва, Румыния и Словакия. В июне 1998 г. лейбористы предложили Европейскому совету в Кардиффе «Общие экономические рекомендации», нацеленные на проведение экономических и социальных реформ, включавших повышение занятости, переподготовку специалистов, поддержка интересов малого и среднего бизнеса, как видим ежедневная рутинная работа по улучшению качества жизни в Евросоюзе, которая не всегда выглядит впечатляющей на первый взгляд. Другое дело изменения отношения в британской политике по отношению к сфере военного сотрудничества.

Блэр первоначально поддерживал всего лишь идеи о создании поста высшего представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности, военных формирований быстрого реагирования и выработки условий, при которых Западноевропейский союз или добровольная коалиция стран может получить право действовать. Однако в течение 1998 г. правительство изменило свою позицию, так как балканский военный кризис показал ограниченность европейских сил и члены Западноевропейского союза не спешили с вопросом вмешательства. В марте 1998 г. Блэр высказался о возможности совместного участия с Францией в военной сфере, так как нарастало беспокойство в благонадежности США, как миротворца НАТО в регионе, в случае прихода к власти изоляционного лидера. «На франко-британском саммите в Сен-Мало» Морозов А. М. Великобритания и Общая европейская политика в области безопасности и обороны [Электронный ресурс] / А. М. Морозов // Клуб мировой политической экономики. -- Режим доступа: http://www.wpec.ru/text/200711261843.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010.

, состоявшемся в декабре 1998 г., была принята декларация, позволявшая Евросоюзу, в случае самоустранения НАТО, принимать решения и санкционировать военные действия. На европейских советах 1999 и 2000 гг. был принят решений по укреплению общей внешней политики и политики в области безопасности и созданию Общей европейской политики в области безопасности и обороны. Соединенное Королевство, страна, одно время являвшаяся наиболее яростным противником включения военных вопросов в компетенцию Евросоюза, превратилась в одного из самых активных ее защитников. На саммите в Кельне была зафиксирована институциональная база, а на саммите в Хельсинки обозначена цель - к 2003 г. создать силы оперативного реагирования численностью до 60 000 человек и их обеспечении в течении года.

Безусловно, Лондон, продвигая совместный европейский оборонный проект, желал оставаться центром интеграции, тем более позиции Великобритании были ослаблены нежеланием присоединиться к еврозоне с 1 января 1999 г., и одновременно сохранить статус «особых отношений» с Вашингтоном для глобального доминирования, поэтому независимости Общей европейской политике в области безопасности и обороны были поставлены ограничения: первое, оборонный проект будет задействован при самоустранении НАТО в решении проблем, но ответственность за коллективную оборону сохраняется за альянсом; второе, соблюдение «Петерсбергских задач» Амстердамского договора 1997 г. - операции по поддержанию мира, гуманитарные миссии и управление кризисными ситуациями; третье, решения о предоставлении ресурсов для военных операций будут приниматься исключительно на национальном уровне.

Теперь уже, зная о военных миссиях на ближнем востоке, косовском кризисе и Сьерре-Леоне, политике «особых отношений» с США и оборонном европейском проекте, необходимо уделить внимание вопросам «этичной внешней политике» Громыко Ал. А. Внешняя политика Великобритании: от империи к "осевой державе" [Электронный ресурс] // Космополис, № 1, весна 2005. -- Режим доступа: http://www.gromyko.ru/Russian/Brit/brit13.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010., Содружеству и контактам с Россией. Так, сразу после победы лейбористов на выборах, Робин Кук 7 мая 1997 г. объявил о защите прав человека в «этичной» внешней политике, прежде всего это должно выражаться в экспорте вооружений, раз Британия занимает 3-е место в мире, то она должна ответственно подходить к вопросу, кому это оружие поставляется. Колония Гонконг была официально возвращена Китаю 1 июля 1997 г., присутствовавший на церемонии Тони Блэр обещал, что правительство будет следить за соблюдением прав в бывшей колонии. Однако тема «этичной» внешней политики не продержалась и года. На фоне подписания в декабре 1997 г. Оттавской конвенции о запрете производства и эксплуатации противопехотных мин, Британия продолжала поставлять в проблемные страны военную технику. Турция использовала британские вооружения в Курдистане, а Индонезия в Восточном Тиморе и для разгона антиправительственных демонстраций в Джакарте. Более того лейбористов даже не остановило эмбарго ООН, заявив в оправдание, что контракты были заключены еще при консерваторах и оружие не может быть использовано для подавления демократии в Индонезии. Похожий скандал был связан с нарушением запрета ООН на поставку оружия воюющим сторонам в Сьерре-Леоне британской частной военной компанией «Sandline International», лишь восстановление законного правительства в правах оправдало в какой-то степени эту инициативу. Неоднозначную оценку в мире вызвало решение министра внутренних дел Джека Стро, разрешившему слабому здоровьем в марте 2000 г. арестованному по запросу Испании за преступления против человечества диктатору генералу Аугусто Пиночету вернуться в Чили.

Британская монархия «в очередной раз доказала свою жизнеспособность в конце 1999 г., когда в Австралии» Маслов А. А. Великобритания [Электронный ресурс] // Всеобщая история Европы и американского континента. -- Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/26028; свободный. -- Проверено 1.03.2010. был проведен референдум по вопросу о трансформации монархического строя в республиканский, но жители высказались в пользу сохранения номинальной власти Елизаветы II, как главы Содружества наций, второй, по количеству международных участников, организации в мире после ООН. Приоритетными целями Содружества по прежнему остаются гуманитарные миссии, образовательная деятельность, позволяющая на таких точках взаимного сотрудничества 54 государствам-участникам, различающимся по уровню развития и характеру экономики, вступать в равноправное взаимодействие.

Великобритания в период правления первого лейбористского правительства Тони Блэра уделяла немалый интерес к России, зачастую выступая в качестве посредника в диалоге с США. Тони Блэр одним из первых поддержал в 1999 г. и.о. Президента России В.В. Путина в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе и способствовал формированию благоприятного имиджа России в мире. Еще в начале 2000 г. в одном из королевских замков в пригороде Лондона состоялась первая конференция российско-британского Виндзорского форума, главная цель которого заключается в поддержании неформального и благожелательного диалога между политическими и деловыми кругами обеих стран, тем более по некоторым данным около 8 миллиардов долларов российского капитала циркулирует в британской экономике. В конце 2000 г. состоялась уже пятая по счету встреча премьер-министра Великобритании Тони Блэра и избранного на пост Президента России В.В. Путина, таким образом Москва обрела надежного проводника своих интересов на Западе, а лейбористы, в свою очередь, надеются получить для себя немало торгово-экономических выгод, в особенности энергоресурсов и сырья.

Таким образом, Лейбористская партия оказала огромное влияние на внешнюю политическую жизнь Великобритании в 1997-2001 гг. Тони Блэр способствовал максимальному сближению курса страны с США в рамках политики «особых отношений», вооруженные силы принимали участие в совместных бомбардировках объектов Ирака. Более того он пытался перехватить инициативу у НАТО и провести наземную миротворческую операцию в Косово, выступил инициатором политики «гуманитарной интервенции» и развил это направление - под предлогом защиты граждан Великобритании, Евросоюза и стран Содружества военный контингент осуществил две операции «Паллизер» и «Баррас» в Сьерра-Леоне. Кроме того, ввиду большой непопулярности на родине идеи присоединения к еврозоне и желанием лейбористов стать центром евроинтеграции, Блэр поддержал идею совместной европейской оборонной политики в случае самоустранения НАТО от решения миротворческих задач в регионе. С осуществлением предвыборных обещаний лейбористами был ознаменован новый проект внешней «этичной политики», в рамках которого было подписана конвенция о противопехотных минах, отказ от поставок оружия репрессивным и авторитарным режимам, соблюдение прав человека. Однако, вскоре эти высокие гуманистические идеи вступили в противоречие с национальными интересами страны, прагматичный подход стал основополагающим, утрата огромных прибылей и потеря рынков сбыта вооружений заставило лейбористов вернуться к существовавшей практике, когда клиент всегда прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.