Рефераты. Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

p align="left">Специальная правительственная комиссия совместно с представителями региональных партий 31 июля 1997 г. разработали предложения о деволюции в Шотландии и Уэльсе, которые позже были внесены в закон о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе». По закону 11 сентября 1997 г. референдум Scottish devolution referendum, 1997 [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Scottish_devolution_referendum,_1997; свободный. -- Проверено 1.03.2010. прошел в Шотландии, где были вынесены два вопроса: первый, согласны ли вы с учреждением Парламента Шотландии - 74,3 % проголосовали в поддержку; второй, должен ли шотландский парламент обладать полномочиями по изменению процентной ставки налога - 63,5 % проголосовали в поддержку. Лейбористская партия, Шотландская национальная партия, Либеральные демократы, Шотландская зеленая партия призывали население поддержать вопросы референдума, против выступила Консервативная партия. По итогам референдума 19 ноября 1998 г. вступил в силу «Закон о Шотландии», по которому в Эдинбурге учреждался Парламент Шотландии в количестве 129 депутатов с правом изменения ставки налогов в 3 пенса на каждый фунт стерлинга. Регион может законодательствовать по любым вопросам, не включенным в список изъятий Соединенного Королевства, к таким относится сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство, экономическое развитие, образование, охрана окружающей среды, здравоохранение, органы местного самоуправления, спорт и искусство, транспорт, туризм научные исследования и статистические данные, социальные работы. Выборы по пропорциональной системе состоялись 6 мая 1999 г., лейбористы возглавляемые Дональдом Дьюаром получили 56 мест, после чего он сложил с себя полномочия государственного секретаря по делам Шотландии в правительстве Великобритании для того, чтобы стать Первым министром Шотландии 17 мая 1999 г., а уже 1 июля Парламент начал свою законотворческую деятельность.

По закону о «Референдумах в Шотландии и Уэльсе» 18 сентября 1997 г. референдум Welsh devolution referendum, 1997 [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Wales_referendum,_1997; свободный. -- Проверено 1.03.2010. прошел в Уэльсе, на котором решался всего один вопрос: согласны ли вы с учреждением Национальной Ассамблеи - 50,3 % населения с небольшим преимуществом в 6712 голосов высказались в поддержку. В поддержку учреждения ассамблеи выступили уэльские лейбористы, либеральные демократы и национальная партия Уэльса «Плайд Камри», против как обычно выступала Консервативная партия. По итогам референдума 31 июля 1998 г. был принят закон об «Управлении Уэльсом», согласно которому в Кардиффе учреждалась Национальная Ассамблея в количестве 60 депутатов, которому передавалось большинство полномочий государственного секретаря по делам Уэльса, в основном связанные с восполнением пробелов в законодательстве правительства Великобритании. Выборы прошли 6 мая 1999 г. по смешанной схеме: 40 депутатов избиралось по мажоритарной схеме, остальные 20 - по пропорциональной, в итоге уэльские лейбористы получили 28 мест в Ассамблее.

Придя к власти Лейбористская партия сделала шаг в сторону признания на территории Великобритании народности Корниш, разговаривающих на языке бриттско-кельтской группы и пользующихся латинским алфавитом, компактно проживающим на полуострове Корнуолл. «В 1998 г. правительство Великобритании обратилось внимание на факт постепенного культурного и исторического размывания слоев, отражающих кельтское прошлое данного региона» Hansard 1998 [Электронный ресурс] // House of Commons, 22 October 1998. -- Режим доступа: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm199798/cmhansrd/vo981022/debtext/81022-23.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. 5 марта 2000 г. началась кампания по сбору подписей в поддержку идеи создания региональной ассамблеи Корнуолла. В июле 2000 г. местная левоцентристская партия «Мебьен Керноу» (в пер. с корниш - «Сыновья Корнуолл») обратилась через «Декларацию о Корнишской Ассамблеи» с призывом созвать Корнишский Конституционный Конвент с последующей организацией в качестве конечной цели Корнишской Ассамблеи. В ноябре 2000 г. был созван Конвент, который сразу обозначил рамки своей деятельности, что не стремиться к отделению или независимости, а действует только в качестве информационно-дискуссионной группы, собравшей в ходе кампании более 50 000 подписей к петиции центральному правительству для проведения референдума об учреждении Корнишской Ассамблеи. Первое лейбористское правительство оставило без движения инициативу жителей Корнуолла, как впрочем и жителей Англии тоже. Англия, как часть Великобритании, остается регионом без собственного Парламентаю. Подобные высказывания еще раньше 14 ноября 1977 г. были поставлены лейбористом Тамом Далиэллом в так называемом «Западно-Лотианском вопросе» West Lothian Question [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/West_Lothian_question; свободный. -- Проверено 1.03.2010. во время дебатов по законопроектам о Шотландии и Уэльса 1978 г., когда депутаты от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии по одним и тем же вопросам могут голосовать и влиять на английскую политику, а депутаты от Англии не могут голосовать по делам других регионов. Подобная ситуация сложилась в ответ на процессы деволюции, в 1998 г. началась «Кампания за Английский Парламент» Campaign for an English Parliament [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Campaign_for_an_English_Parliament; свободный. -- Проверено 1.03.2010., чтобы ликвидировать серьезное конституционно-политическое отставание. Первая встреча представителей основных политических партий: Лейбористкой, Консервативной и Либерал-демократов состоялась в июне 1998 г., в сентябре движение было зарегистрировано как некоммерческое и выбрало себе руководящий орган - Национальный Совет, куда вошли как бывшие так и действующие лейбористы, либерал-демократы, члены «Партии независимости Соединенного Королевства», английские демократы и консерваторы. Летом 1999 г. стал выходить ежеквартальный бюллетень движения «Думайте по-английски», в июне 2000 г. около 50 участников продвигали своих депутатов в палатах Парламента, но вопрос об учреждении Парламента Англии не был решен в период премьерства Тони Блэра, куда более повезло региону Большой Лондон, вовлеченный в орбиту политики деволюции. Жители Большого Лондона пришли 7 мая 1998 г. на референдум London referendum of 1998 [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Greater_London_Authority_referendum,_1998; свободный. -- Проверено 1.03.2010. с целью ответить на один вопрос: поддерживаете ли вы предложение правительства учредить Представительство Большого Лондона из отдельно избираемого Мэра и Ассамблеи? - 72 % проголосовавших ответило утвердительно. Результаты референдума дали правомочную базу правительству подготовить законопроект о «Представительстве Большого Лондона», утвержденному 11 ноября 1999 г. Закон предоставлял возможность каждые четыре года избирать Мэра Лондона и Ассамблею Лондона в количестве 25 депутатов, с полномочиями экономического развития, пожарного и чрезвычайного планирования, полиции и транспортной политики - для чего создавались органы власти. Финансирование Представительства осуществляется как напрямую в виде грантов центрального правительства, так за счет сборов местного налога. Выборы Мэра Лондона прошли 4 мая 2000 г., где из 11 кандидатов победил Кеннет Ливингстон как независимый кандидат, в прошлом лейборист, возглавлявший Совет Большого Лондона с 1981 по 1986 гг. до его расформирования правительством Маргарет Тэтчер. В этот же день 4 мая прошли выборы в Ассамблею Лондона по смешанной мажоритарно-пропорциональной схеме и места распределились следующим образом: по 9 мест досталось лейбористам и консерваторам, 4 - либеральным демократам, 3 - партии зеленых.

Гораздо сложнее процесс деволюции происходил в Северной Ирландии, где не прекращалась вооруженное противостояние между католиками и протестантами - это использовалось как повод для военного присутствия и прямого правления из Лондона фактически с 30 марта 1972 г., когда была приостановлена деятельность Парламента Северной Ирландии. В начале 90-х гг. наметился определенный поворот к компромиссу, но до урегулирования конфликта было еще далеко. С приходом к власти лейбористов, Тони Блэр с самого начала объявил о намерении начать переговоры и положить конец тридцатилетнему конфликту к 1998 г., найдя понимание как правительства Ирландии, так и лидеров основных противоборствующих группировок при посредничестве США. «В июне 1997 г. после встречи с премьер-министром Ирландии Джоном Брутоном в Вашингтоне в ходе саммита по вопросам окружающей среды Блэр объявил о согласии с принципиальным требованием для Ирландской республиканской армии (ИРА) о постепенной сдаче оружия» Потапейко П. О. Современное состояние североирландского конфликта [Электронный ресурс] // Белорусский журнал международного права и международных отношений, 1999 -- № 4. -- Режим доступа: http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=326&Itemid=50; свободный. -- Проверено 1.03.2010. в ходе переговорного процесса, ведь до этого консерваторы выступали за полную и безоговорочную капитуляцию. Лидеры Ольстерской юнионистской партии протестантов Дэвид Тримбл и ирландской партии католиков «Шинн Фейн» Джерри Адамс поддержали мирные инициативы. После ряда летних провокаций радикалов с обеих сторон, ИРА объявила о прекращении огня 20 июля 1997 г., что дало возможность Шинн Фейн быть допущенной к переговорам. Результаты перемирия сказались очень быстро, инвесторы, в частности компания «Дюпон», потянулись в регион для создания производств, тем более это актуально в связи с наличием большого уровня, до 50 % местами, безработицы, а как известно, чем выше занятость, тем ниже уровень преступности - основной подпитки террора. Правительства Великобритании и Ирландии 26 августа 1997 г. подписали соглашение о создании Независимой международной комиссии по разоружению, председателем которой стал Специальный уполномоченный США по делам Северной Ирландии бывший сенатор Джордж Митчелл. Он разработал условия, на которых велись переговоры: применение только мирных средств при урегулировании спорных вопросов и отказ от силового давления, полное разоружение военизированных организаций, разоружение должно быть подконтрольно Комиссии, придерживаться условий достигнутых договоренностей. Государственный секретарь по делам Северной Ирландии Марджори Моулам Marjorie Mowlam [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Mo_Mowlam; свободный. -- Проверено 1.03.2010. объявила 29 августа 1997 г., что Шинн Фейн доказала искренность своих намерений и допущена к переговорам. Джерри Адамс, воодушевленный подобным раскладом, начал активно действовать, нанес визит в США, где встречался с ирландской общиной и даже президентом Биллом Клинтоном. Представители Шинн Фейн согласились вести переговоры на принципах Митчелла и приехали 9 сентября 1997 г. в Стормонт, местечко близ Белфаста. Переговоры не раз находились на грани провала, многие сторонники враждующих общин разделились на тех, кто желал мира, и тех, кто терял власть и влияние в результате переговоров и стремился сорвать их террористическими провокациями. Итогом долгих обсуждений стал проект соглашения по урегулированию конфликта, который был принят 10 апреля 1998 г. По этому поводу Джордж Митчелл заявил: «Я рад объявить, что два правительства и политические партии Северной Ирландии пришли к соглашению» Northern Ireland peace process [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Northern_Ireland_peace_process; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. Билл Клинтон внес большой вклад, лично убеждая по телефону партийных лидеров поставить подпись под документом. Белфастское соглашение предусматривало создание Североирландской Ассамблеи в количестве 108 депутатов, формирование местного правительства, отказ Ирландии от территориальных претензий, создание совещательного органа Севера и Юга позволяющее двум странам осуществлять трансграничное сотрудничество. Мирные инициативы были поддержаны жителями острова, которые 22 мая 1998 г. приняли участие в референдуме: в Северной Ирландии Northern Ireland Belfast Agreement referendum, 1998 [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Northern_Ireland_Belfast_Agreement_referendum,_1998; свободный. -- Проверено 1.03.2010. 71,1 % избирателей поддержали соглашения, в самой Ирландии Nineteenth Amendment of the Constitution of Ireland [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Ireland_referendum,_1998; свободный. -- Проверено 1.03.2010. в пользу документа высказалось 94,39 % населения. Противники соглашения, например Подлинная ИРА, не оставляли надежд девальвировать его через парламентский механизм, так 25 июня 1998 г. прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии  Northern Ireland Assembly election, 1998 [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Northern_Ireland_Assembly_election,_1998; свободный. -- Проверено 1.03.2010.: ольстерские юнионисты с лидером Дэвидом Тримблом получили 28 мест, партия социал-демократов и лейбористов с лидером Джоном Хьюмом взяли 24 мандата, лидер Демократической юнионистской партии Иан Пейсли зарезервировал 20 мест, а партии Шинн Фейн с Джерри Адамсом досталось 18 мест. Процесс формирования коалиционного правительства осложнялся всплеском насилия, например самым мощным стала террористическая акция Подлинной ИРА в Оме Bomb atrocity rocks Northern Ireland [Электронный ресурс] // BBC News, 16 August 1998. -- Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/northern_ireland/151985.stm; свободный. -- Проверено 1.03.2010. 15 августа 1998 г., когда погибло 28 человек, и условиями разоружения военизированных группировок. В самой Великобритании мирные инициативы стали сильным козырем кабинета Блэра, была организована информационная поддержка необходимости отмены прямого правления и передачи ответственности самим жителям Северной Ирландии. Сторонников мирного решения становилось все больше, в декабре 1998 г. нобелевская премия мира была присуждена Дэвиду Тримблу и Джону Хьюму, террор стал средством давления на сторонников продолжения конфликта. По мнению ряда британских обозревателей, правительство Великобритании вполне устраивает, что боевики ИРА и протестантские экстремисты убивают своих, а не друг друга и тем более жителей. В феврале 1999 г. Блэр выступил с заявлением, что интернированных не будут освобождать до тех пор, пока не прекратиться насилие, таким образом формирование коалиционного правительства затягивалось до апреля 1999 г., а главным условием оставалось разоружение ИРА. В октябре 1999 г. ухудшение отношений с юнионистами и слабое здоровья стало причиной отставки с поста государственного секретаря по делам Северной Ирландии Марджори Моулам в пользу Питера Мандельсона и сразу же успел сконфузиться ошибочно назвав себя «государственным секретарем Ирландии» UK: Northern Ireland Mandelson passes first Commons test [Электронный ресурс] // BBC News, 20 October 1999. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Omagh_bombing; свободный. -- Проверено 1.03.2010.. Все это время деятельность Ассамблеи Северной Ирландии носила неформальный теневой характер, так как не обладала реальными полномочиями. 2 декабря 1999 г. парламент Великобритании передал часть полномочий, Королевой была возложена ответственность за события на коалиционное правительство во главе с Дэвидом Тримблом. Однако уже 11 февраля 2000 г. британский парламент приостановил действие автономии, так как ИРА не собиралась разоружаться, и весь мирный процесс был поставлен на грань краха. Питер Мандельсон взял на себя осуществление исполнительной власти и реализацию реформы полицейской службы. Независимая международная комиссия по разоружению вновь приступила к переговорам, придя к выводу, что разоружение ИРА может быть осуществлено к лету 2001 г., идя на встречу мирному процессу, Великобритания разрешила 30 мая 2000 г. возобновить деятельность Ассамблеи Северной Ирландии и вернула автономию. В ответ на вспышки насилия в Белфасте вновь были введены войска Великобритании в Северную Ирландию. 24 января 2001 г. Питер Мандельсон был отправлен в отставку и Секретарем Северной Ирландии стал Джон Рид John Reid [Электронный ресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. -- Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/John_Reid_(politician); свободный. -- Проверено 1.03.2010., который вел деятельность по снижению напряженности между общинами, осуждая любые провокации как со стороны католиков, так и протестантов. Сам он, будучи католиком, оказывал сильное давление на ИРА в процессе разоружения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.