Для осуществления Блэром всех обозначенных мероприятий в предвыборном манифесте необходимо не следовать общественному мнению, а руководить им. У лидера партии имелись все основания для того, чтобы выгодно отличаться от бездействующих тори и на самом деле проводить новую политику. Избиратели устали от консерваторов, их распрей по поводу присоединения к евро, некомпетентности в решении проблем с мясом бешеных коров, коррупции. Электорату казалось, что лейбористы предложили эффективную альтернативную модель развития, не связанную с масштабным перераспределением собственности и передачи власти лидерам профсоюзов, к тому же на стороне Блэра был значительный моральный перевес, что сделало бы его правительство «чистым листом бумаги». Это делает понятным, почему стратегия предвыборной кампании консерваторов была скорее антилейбористской, нежели неоконсервативной, делая упор на традиционный консерватизм британского электората, чем на разработку нового подхода в решении проблем Британии и заманчивых обещаний. Консервативный предвыборный манифест «Вы можете быть уверены только с консерваторами» You can only be sure with the Conservatives [Электронный ресурс] // Party Manifesto. -- Режим доступа: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/con97.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010. с главным лозунгом «Британия процветает» не смог повлиять на общее настроение в британском обществе. По сути, ни одной свежей идеи, кроме приватизации почты и метро, выдвинуто не было. Консерваторы даже заявили: лейбористы «воруют их программу», что являлось верным и было скорее свидетельством хороших и пригодных идей для реальной жизни, а не следствием неспособности тори управлять страной.
Избиратели не простили правительству консерваторов нарушения обещания не увеличивать налоги, хотя это была вынужденная мера, и все же налогоплательщики усмотрели в такой политике решать международные проблемы за их счет. Естественно, политическая оппозиция в лице лейбористов и либералов тут же выступили с лозунгом «Все внимание домашним проблемам». Одним из направлений решений внутренних проблем, по мнению лейбористов, должно было стать выстраивание отношений с Европейским Союзом, в чем консерваторы не очень то и желали продвигаться, и это вызывало беспокойство инвесторов, грозя перенести производство с острова на континент.
В целом вся избирательная кампания шла под флагом критики политики консерваторов, и они предстали в роли «оправдывающейся» партии, тогда как лейбористы энергично наступали, особенно получались обвинения во введении новых налогов, тогда как себя они позиционировали противниками увеличения налогового бремени. На фоне сплоченных лейбористов, консерваторы никак не могли прийти к единому политическому курсу - до самого 1 мая не унимались споры о евровалюте.
Многие избиратели выбирают сердцем, то есть, в первую очередь, внимание обращается на имидж партии, ее лидера, а уж потом на программные обещания. Многим лейбористам пришлось сбрить или привести в порядок бороды, были даны четкие инструкции и указания относительно причесок, одежды и украшений кандидатов в депутаты, а организаторам их выступлений вменялось в обязанность иметь под рукой нужное количество зеркал, расчесок и макияжа. Им также было указано следить за тем, чтобы в руках не оказалось бокалов для вина, так как это могло создать негативное впечатление об употреблении алкоголя, тогда как инструкции разрешали только сок. Для перемещений по стране использовались специальные автобусы или даже арендованные вертолеты, выступали перед собравшимися избирателями, со всем сопутствующим риском нарваться на реальных людей с реальными причинами для недовольства. Консерваторы для победы вновь обратились к агрессивной тактике. Негативная антилейбористская пропаганда отразилась в примере руководителя предвыборным штабом консерваторов Мориса Саачи, который представил Блэра вампиром с кроваво-красными глазами и надписью «Новые лейбористы - новая опасность» Матвейчук А. Чем слово в массах отзовется? [Электронный ресурс] // «Русский журнал», 21/01/1998. -- Режим доступа: http://old.russ.ru/journal/media/98-01-21/matvei.htm; свободный. -- Проверено 1.03.2010., но избиратели возраста 34-45 лет ни под каким консервативным напором не хотели вспоминать того, что творилось при лейбористском правительстве 18 лет назад. Плакат невольно даже сыграл на пользу лейбористам, признав их обновленной партией. К тому же Блэр с горящим дьявольским взглядом выглядел исключительно выгодно на фоне стерильного образа Джона Мейджора, которого практически все газеты называли тусклым и скучным, приклеив ему такие многоговорящие образы как «замороженный политик» или «серый клерк-очкарик».
Был также еще рисунок, изображающий Блэра в виде пигмея, сидящего на коленях гиганта Гельмута Коля - германского канцлера, видимо в отместку за слишком либеральные взгляды по вопросам интеграции в Европу. Кроме того, когда лидер лейбористов не согласился на участие в парламентских дебатах на условиях консерваторов, то они наняли человека в костюме цыпленка - символа трусости, который всегда следовал за Блэром. Впрочем, трудно судить о том, кому такая антиреклама принесла больше пользы. Были впрочем и относительно дружественные моменты избирательной кампании, так реклама консерваторов гласила: «Блэр начинал кампанию как противник приватизации, теперь он за нее», тем самым еще раз подтверждая, что лейбористы стали действительно «новыми». Даже Мейджор поспорил с Блэром на бутылку шампанского, что во взглядах лейбористов нет даже пяти пунктов, по которым они не поменяли бы своего мнения, но журналисты без труда указали на них, и лидеру лейбористов торжественно вручили законный выигрыш.
Последние недели кампании лейбористы проводили по принципу «тише воды, ниже травы» Демидов П. «Новая Партия Труда»: Как Тони Блэр пришёл к власти [Электронный ресурс] // Политтехнологии. -- Режим доступа: http://www.stratagema.org/polittechnology.php?nws=cnx3l3313288965; свободный. -- Проверено 1.03.2010.
, ведь преимущество в 20 % нельзя было растерять, поэтому бездействие было лучше, чем действие, тем более истеричные действия консерваторов играли в пользу Тони Блэру. По закону проигравший выборы премьер должен покинуть свою резиденцию на Даунинг стрит 10 в течение 24 часов. За считанные дни до выборов Мейджор сделал звонок в транспортную кампанию для найма грузовика, который перевез бы вещи его семьи. В глазах общественности этот факт стал выглядеть не как заблаговременная предусмотрительность, а как готовность к поражению. Исчерпывающей является случайно сказанная фраза: «Представьте себе - вы проснетесь утром 2 мая и увидите все те же лица - Джона Мейджора, Майкла Хезелтайна - со всеми теми же старыми идеями».
1 мая 1997 г. состоялись всеобщие парламентские выборы, по результатам которых Лейбористская партия Великобритании из 659 мест в Палате Общин получила 418 (женщинам принадлежало 101 место), овладев правом формирования кабинета министров, нанеся тяжелейшее поражение консерваторам, подобно тому, которое Виги нанесли в 1832 г. Тори. Консервативная партия получила 165 мест, либеральные демократы 46 мест, остальные 8 партий и спикер заняли 30 мест, а всего принимало участие в выборах 46 различных партий и объединений, 71,5 % составила явка избирателей. Тони Блэр в возрасте 43-х лет стал самым молодым премьер-министром с 1812 г., когда Роберт Дженкинсон стал премьер-министром в возрасте 42 лет.
Успех столь внушительной победы объясняется множеством причин. Лейбористы убедили избирателей в необходимости перемен, выступили сплоченной организацией, руководимой сильным харизматическим лидером, выбрали правильную избирательную стратегию, выработали вменяемую адекватную политическую программу, пользовались поддержкой крупного капитала и информационных ресурсов. Они добились серьезных успехов по завоеванию симпатий широких слоев населения, так, за них консолидированно проголосовали низкоквалифицированные рабочие, которые проиграли от реформ тэтчеристов. К ним вернулись голоса квалифицированных рабочих, отошедших в 80-е гг. консерваторам, а также перешли симпатии среднего класса и основной массы чиновников. Также нельзя не отметить перехват женских голосов у консерваторов в связи с потускнением имиджа и новом представлении о лейбористах, как о партии, учитывающей интересы женщин. Доля поддерживающих лейбористов молодых избирательниц превысило долю сторонниц консерваторов этой же возрастной категории. Крайне неприятным результатом выборов для консерваторов явилось сокрушительное поражение, которое они потерпели в ряде ключевых регионов Великобритании. Впервые за всю историю существования тори они не получили ни одного места в Шотландии и Уэльсе, что послужило основанием для заявлений ряда наблюдателей о том, что партия перестала представлять всю страну и утратила статус национальной. В Англии преобладающее влияние консерваторов сохранилось лишь в наименее развитых сельских регионах на востоке и юго-востоке, а урбанизированный пояс из крупных и средних городов, населенных «цветным» населением, также поддержал лейбористов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16