Рефераты. О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции

О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции

О соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции

Туапсинская оборонительная операция относится к числу крупнейших операций советских войск в период битвы за Кавказ 1942-1943 годов. Однако многие аспекты этой операции до сих пор недостаточно изучены.

К их числу относится и вопрос о соотношении сил в Туапсинской оборонительной операции на ее различных этапах.

Оценка соотношения сил, несомненно, является одним из важных критериев описания любой операции, так как при прочих более или менее равных условиях, именно соотношение сил определяет, в конечном счете, исход той или иной операции. При этом необходимо рассматривать данный вопрос в динамике, по периодам, подвергать анализу их структуру, то есть численность и подготовку личного состава, вооружение, обеспечение материально-техническими средствами.

Цель данного сообщения состоит в том, чтобы, используя архивные материалы, дать более достоверную картину соотношения сил сторон в ходе боевых действий на туапсинском направлении.

Несколько слов необходимо сказать о методике приведенных нами расчетов. Сведения о составе советских войск взяты из архивного фонда Черноморской группы войск («сводных донесений о численности и боевом составе Черноморской группы войск»), хранящегося в Центральном архиве Объединенных Вооруженных сил в городе Подольск.

Отсутствие в нашем распоряжении немецких документов о численности их войск на туапсинском направлении, вынуждает нас прибегнуть к расчетной методике, основанной на косвенных данных, почерпнутых из советских и немецких источников.

Здесь возможно два метода расчета. Первый - на основе штатной численности частей и соединений немецкой армии. Недостатком этого метода является то, что реальная численность войск в период активных боевых действий всегда ниже штатной. Кроме того, мы не учитываем, в этом случае, численность штабов различных уровней, частей РГК, тыловых служб.

Второй метод расчета применяется, если в распоряжении исследователя имеются какие-то конкретные цифры. Например, в журнале группы армий «А» указана численность 17-й немецкой армии. В этом случае мы вводим постоянный коэффициент при подсчете численности. Он получается при делении численности 17-й армии на количество входящих в нее дивизий. По такой методике, при подсчете численности личного состава всей группировки немецких войск на туапсинском направлении погрешность невелика. При расчете этих данных для корпусов и дивизий она возрастает. Поэтому мы будем использовать в своих расчетах оба метода. Естественно, полученные при этом цифры нельзя считать окончательными. Более точные данные могут быть получены лишь на основе привлечения немецких архивных материалов, которые пока не обнародованы. Но, несмотря на приблизительный характер, полученные по немецким войскам цифры дают возможность проанализировать проблему соотношения сил в Туапсинской оборонительной операции.

В боевых действиях под Туапсе со стороны противника в различные периоды действовало 9 дивизий: 1 и 4-я горные, 46, 125 и 198-я пехотные, 97 и 101-я егерские, моторизованная дивизия СС «Викинг» и словацкая моторизованная дивизия. Так, в 125-ю пехотную дивизию входило 3 пехотных полка (в каждом по штату 3159 человек), артиллерийский полк (2719 человек), истребительно-противотанковый артиллерийский дивизион (499 человек), разведывательный батальон (717 человек), саперный батальон (697 человек), батальон связи (459 человек), тыловые службы (2153 человек).

Основу огневой мощи дивизии составлял артиллерийский полк. В него входили 3 легких артиллерийских дивизиона (в каждом 624 человека личного состава и 12 полевых гаубиц калибром 105 мм) и один тяжелый артиллерийский дивизион (725 человек, 12 гаубиц калибром 149-мм). Помимо того в каждом полку имелось по роте пехотного оружия (шесть 75-мм и два 149 -мм пехотных орудия). Два пехотных орудия калибром 75-мм находилось на вооружении разведывательного батальона.

Противотанковая артиллерия дивизии насчитывала 75 противотанковых орудий (36 в составе истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона, 36 - в истребительно-противотанковых ротах пехотных полков и 3 в эскадроне тяжелого оружия разведывательного батальона).

Со второй половины 1942 года немецкие пехотные дивизии начали получать новые противотанковые пушки калибром 75-мм. По новому штату в дивизии осталось 63 противотанковых орудия (42 калибром 37-мм, 6 калибром 50мм, 15 калибром 75-мм). Нам неизвестно, были ли изменены штаты в пехотных дивизиях, сражавшихся на туапсинском направлении, но мы будем опираться на последнюю цифру, так как это позволяет уменьшить погрешность, неизбежную при подсчете количества орудий во вражеской группировке на основе штатной численности.

Моторизованная дивизия СС «Викинг отличалось от обычной пехотной дивизии полной моторизацией всех частей и подразделений, а также наличием танкового батальона (по штату танков) и полевого запасного батальона.

Егерская дивизия, предназначенная для действий на сильно пересеченной местности, имела в своем составе два егерских полка, артиллерийский полк, на вооружении которого находилось 16 горных пушек калибром 75-мм (два артдивизиона двухбатарейного состава) и 24 гаубицы калибром 105-мм (два артдивизиона трехбатарейного состава).

Горная дивизия состояла из двух горных полков, артиллерийского полка (два легких и один тяжелых артдивизиона), истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона, саперного батальона, самолетного батальона, батальона связи, горного запасного батальона, тыловых служб.

Кроме немецких соединений на Туапсинском направлении действовала словацкая моторизованная дивизия. Она имела два мотопехотных полка двухбатальонного состава, артиллерийский полк, три отдельных батальона (разведывательный, саперный, связи), тыловые службы. Численность дивизии не превышала 8,5 тысяч человек. В дивизии только один полк был моторизован, другой не имел никакого транспорта.

Корпус являлся высшим тактическим соединением в немецкой армии. Обычно в его состав входило две-четыре дивизии и отдельный батальон связи при штате корпуса. Частей и подразделений обеспечения немецкий корпус не имел. Для выполнения боевой задачи на усиление он мог получить два-три дивизиона тяжелой артиллерии РГК и один-два саперных батальона. На Туапсинском направлении действовало три корпуса: 44-й армейский,49-й горный, 57-й танковый. Название последнего носило условный характер, так как после переподчинения ранее входящих в его состав танковых и моторизованных дивизий, он утратил к середине августа свой ударный характер и превратился в армейский корпус, отличаясь от последнего лишь наименованием.

Стрелковое вооружение немецко-фашистских войск в основном отвечало требованиям боя в условиях горно-лесистой местности и было сопоставимо по своим тактико-техническим данным с оружием советских войск. Немецкая пехота в основном была вооружена винтовками и карабинами. Они были несколько тяжелы и имели сравнительно небольшую скорострельность -10-12 выстрелов в минуту. Пистолеты-пулеметы (мр-40) обладали ограниченной прицельной дальностью стрельбы (200 м) и большим рассеиванием. Немецкие солдаты предпочитали пользоваться трофейными советскими автоматами ППШ. Основу огневой мощи немецкой пехоты до роты включительно составляли так называемые единые пулеметы МГ-34 (ручные, станковые, зенитные), имевшие высокий темп стрельбы (700-800 выстрелов в минуту) и прицельную дальность до 2000 метров.

Минометное вооружение немецких войск и в количественном, и в качественном отношении уступало советскому.

По своим тактико-техническим характеристикам советская артиллерия превосходила немецкую, но у противника было больше гаубиц, более эффективных в условиях горного рельефа местности.

Бронетанковой техники было мало, применялась она ограниченно и какого-либо существенного влияния на ход боевых действий не оказывала. С советской стороны это легкие танки Т-26, Т-60 и бронеавтомобили (легкие БА-10, БА-64, средние БА-20), с немецкой - танки (легкие Т-2, средние Т-3), штурмовые орудия (короткоствольная 75-мм пушка небольшой мощности), бронеавтомобили и бронетранспортеры.

Что касается авиации, то здесь качественное превосходство было у немцев. Их истребительская авиация состояла из современных легких истребителей Ме-109Ф и тяжелых Ме-110. Основу бомбардировочной авиации составляли пикирующие двухмоторные бомбардировщики Ю-88, использовались также Че-111 и неплохие, хотя уже устаревшие одномоторные планирующие бомбардировщики Ю-87. Разведывательная авиация была представлена лучшей в 1924 году машиной данного класса - ближним разведчиком ФВ-189.

Советская авиация была представлена самолетами 5-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота. В истребительной авиации удельный вес истребителей нового типа Як-1, Як-7б, Лагг-3, И-153, И-16 значительно уступавшие по своим техническим возможностям немецким «мессершомиттам». Бомбардировочная авиация была малочисленна и состояла в основном из устаревших самолетов СБ и мало приспособленных для действий днем дальних бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2 было крайне мало. Положение несколько улучшилось лишь в конце октября, когда в 5-ю воздушную армию прибыл полк бомбардировщиков Б-3 (полученные по ленд-лизу американские самолеты Дуглас ДВ-7 «Бостон»).

Базирование Черноморской группы войск (до 1 сентября 1942 года Северо-кавказского фронта) производилось на основную магистраль-шоссе Новороссийск-Сухум. Снабжение войск, ведущих бои на туапсинском направлении осуществлялось главным образом морским флотом по морской коммуникации вдоль черноморского побережья от Поти до Геленджика через порт Туапсе и временный причал для небольших судов в Джубге. Кроме того, снабжение войск шло по железной дороге Кутанси-Сухуми и далее через Сочи на Туапсе. Участок дороги между Сочи и Сухуми находился в стадии строительства, поэтому пропускная способность не превышала двух паропоездов в сутки. Несмотря на большую загруженность прибрежной дороги и трудности морской перевозки из-за действий авиации и флота противника, подвоз всего необходимого на базы ЧГВ происходил нормально.

Значительно сложнее было положение в армейских тылах. Армейские дороги, проходившие большей частью вдоль горных рек и через перевалы обладали малой пропускной способностью, что усугублялось недостатком автотранспорта и выгонов. С дивизионных обменных пунктов боеприпасы и продовольствие доставлялись в передовые подразделения вручную, для чего командованию приходилось выделять целые команды из строевых частей.

Аналогичные трудности были у немецкой армии. В 17-й армии подача грузов войскам осуществлялась до станций Краснодар и Белореченская по железной дороге, далее автотранспортом. Непосредственный подвоз материально-технического снабжения и эвакуация в тыл осуществлялись по грунтовым дорогам и горным тропам гужевым транспортом. Вследствие удаленности района боевых действии от бах снабжения, плохого состояния дорог, нехватки автомашин и гужевого транспорта немецкие войска на протяжении всей туапсинской оборонительной операции испытывали серьезные затруднения в материально-техническом обеспечении.

Борьба на дальних подступах к Туапсе началась 12 августа 1942 года, когда передовой отряд материзованной дивизии СС «Викинг» прорвал фронт обороны 17-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса на реке Белая и развернул наступление вдоль железной дороги к побережью.

К этому времени Северо-Кавказский фронт вел бои на рубеже река Белая от Абадзехская до ее устья и далее по реке Кубань, удерживая левым флангом Таманский полуостров. Туапсинское направление прикрывала Приморская группа войск (1-й отдельный стрелковый корпус, 17-й кавалерийский корпус, 12, 18 и 56-я армии).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.