11 января
В ночь с 10 на 11 января произведено 27 самолетовылетов. 11 бомбардировщиков Б - 3(63 бап) совершили два налета на Краснодарский аэродром. Отмечено восемь пожаров и три сильных взрыва. Сожжен склад горюче-смазочных материалов (ГСМ), выведено из строя девять самолетов противника (оценка).
14 самолетов (восемь Б - 3, два ДБ - 3, четыре СБ) бомбардировали железнодорожную станцию Кропоткин, еще два (ДБ - 3 и СБ) - Майкоп и железнодорожную станцию Белореченская.
Днем авиация 5ВА произвела 29 боевых вылетов: на штурмовку - 19(пять И - 16, 14И - 153), на разведку - восемь (четыре ЛаГГ - 3, три Пе - 2, один Р - 10), на прикрытие аэродрома - два(ЛаГГ - 3).
Три самолета ИЛ - 2(502 шап) в сопровождении семи ЛаГГ - 3(164 иап) штурмовали вражеские позиции южнее Самурской. Подавлена немецкая артиллерийская батарея.
Самолетами У - 2 (250 вылетов) доставлено 32 245 кг грузов в войско.
Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план операции «Горы» и «Море».
Начали наступление войска 46 - й армии (командующий генерал-лейтенант Леселидзе К.Н.). Это наступление было предпринято с целью дезориентации противника в направлении главного удара. В наступление были брошены 9-я горностелковая и 31-я стрелковая дивизии.
Начались наступательные действия Черноморской группы войск на Краснодарско - Тихорецком направлении.
Погода: сильный мороз, временами снегопад, туман, дороги замерзли.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д.66, л.20; ф. 20 259, оп. 1, д. 29, л. 21)
12 января
Из-за плохих погодных условий авиация боевых действий не вела. Выполнено два самолетовылета (И-153, У-2) на разведку погоды.
46-я армия продолжала наступление на Нефтегорск и Апшеронский и частью сил на Майкоп.
13 января
Из-за плохих погодных условий авиация на Краснодарском направлении практически бездействовала. Выполнено два самолетовылета (И-16) на прикрытие туапсинской военно-морской базы.
Войска Черноморской группы войск силами 18-й и 56-й армии вели наступательные бои против 17-й немецкой армии.
Погода: переменная облачность, мороз, местами туман, дороги замерзли, местами гололед, плохая проходимость.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 19).
14 января
Ночью два самолета (ДБ-3 и СБ) летали на разведку погоды.
Днем авиацией 5ВА произведено 64 боевых вылета, из них девять (Б-3) на бомбардирование, три (Ил-2) - на штурмовку, 18 - на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 17 (12 ЛаГГ -3, пять Пе-2) - на разведку, 17 (И-16) - на прикрытие туапсинской военно-морской базы.
Девять бомбардировщиков Б-3 в сопровождении пяти ЛаГГ-3 и шести И-16 летали на бомбардировку в район Самурской. В результате удара была уничтожена артиллерийская батарея противника.
Продолжалось наступление правого крыла Черноморской группы войск на Майкопском направлении.
Обнаружив отход противника, главные силы 18-й армии немедленно начали преследование врага. Частями 40-й мотострелковой бригады и 353-й стрелковой дивизии в направлении Хадыженской, частями 16-го стрелкового корпуса вдоль Туапсинского шоссе на Шаумян и частями 68-й стрелковой бригады и 395-й стрелковой дивизии в направлении Три Дуба, Кутаисская.
15 января
В ночь с 14 на 15 января произведено 12 самолетовылетов (132 бад). Днем на Краснодарском направлении выполнено 110 боевых вылетов. Из них 36 на штурмовку и сопровождение штурмовиков, 50 - на разведку, 22 - на прикрытие туапсинской военно-морской базы, два (ЛаГГ - 3) - на сопровождение транспортных самолетов.
Самолетами У - 2 выполнено 234 вылета на доставку в войска 36 031 кг грузов. Вывезено 103 больных и раненых.
49-й горный корпус противника продолжает отвоз войск назад с туапсинского направления. 16-й стрелковый корпус вел наступление вдоль Туапсинского шоссе на Шаумян, Хадыженский, имея конечной целью выход на пути отхода основной группировки противника и во взаимодействии с 353-й стрелковой дивизией и 40-й мотострелковой бригадой разгром частей 46-й пехотной, 1-й горной и 101-й егерской дивизий врага.
Погода: местами прояснилось, местами облачность, сильный восточный ветер, местами плохая видимость.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 22)
16 января
Днем авиацией 5ВА произведено 235 боевых вылетов на Краснодарском направлении, из них 142 ( 20 ИЛ - 2, 61 И - 153, 32 И - 16 и 29 ЛаГГ - 3) на штурмовку и сопровождение штурмовиков, 20 (Б - 3) - на бомбардировку, 22 (ЛаГГ - 3) - на прикрытие бомбардировщиков, 10 (ЛаГГ - 3) - на прикрытие наземных войск и четыре ( И - 16) - туапсинской военно-морской базы, 37 (два Б - 3, четыре И - 16, 16 ЛаГГ - 3, восемь Пе - 2, семь Р - 10) - на разведку.
Самолетами У - 2 (267 вылетов) доставлено 37 996 кг грузов и вывезено 207 больных и раненых.
Из Кутаиси в Лазаревское перелетел 977 иап ( 21И - 153). При перелете один самолет потерпел катастрофу в районе Зугдиди. Пилот, лейтенант Самойлов погиб.
Четыре ЛаГГ - 3 269 иап перелетели из Лазаревского в Геленджик, где вошли во временное оперативное подчинение ВВС Черноморского флота.
Всего в этот день потеряно четыре самолета: Б -3, И - 16, И - 153, ЛаГГ - 3 (все потери небоевые).
Войска 56-й армии перешли в наступление. В первый же день наступления армия прорвала оборону противника в районе Смоленская на глубину от 5 до 12 км. В окружение попали немецкий опорный пункт южнее Калужской; а также станица Ставропольская.
Войска 46-й армии с боями освободили Даховскую, Нижнегородскую хутора Армянский, Черниговский, гору Оплепен, Маратуки и вынудили противника к отходу в северном направлении.
Погода: сильный мороз, ясно и солнечно.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 24; ф. 20 218, оп. 1, д. 11, л. 30, 32)
17 января
В ночь с 16 на 17 января произведено 57 самолетовылетов. Семь самолетов ДБ - 3 и17 СБ бомбардировали станцию Краснодар, три ДБ - 3 - Северскую, 30 У - 2 - Смоленскую.
Днем на Краснодарском направлении произведено 298 боевых вылетов. 34 самолета Б-3 в сопровождении 41 истребителя ЛаГГ-3 летали на бомбардировку войск противника перед фронтом 56-й армии. На штурмовку и сопровождение штурмовик затрачено 177 самолетовылетов (27 ИЛ-2, 89И-153, 29И-16, 32ЛаГГ-3), на разведку - 28 (один Б-3, 10И-153, 10ЛаГГ-3, семь Пе-2), на прикрытие туапсинской военно-морской базы -18(И-153) 8-м отдельным авиаполком ГВФ доставлено 28 847 кг грузов и вывезено 180 раненых (196 самолетовылетов У-2).
Проведено семь воздушных боев, сбито (серьезно повреждено) немецких истребителей Ме-109. Герой Советского Союза майор С.С. Щиров (инспектор по технике пилотирования 236 иад) в бою над Георгие - Афипской уничтожил Ме-109. Это был 18-й самолет противника, сбитый известным советским асом. По одному Ме-109 сбили летчики 975 иап старшина Г.А. Шадрин и сержант В.И. Лебедев и воздушные стрелки бомбардировщиков Б-3 М.П. Васильев и Н.И. Колтушкин.
Над Новодмитриевской огнем зенитной артиллерии и истребительной авиацией противника сбиты два наших самолета. При взлете с Лазаревского аэродрома столкнулись два ЛаГГ-3 269 иап. Один из самолетов разбит, другой получил повреждения, погибли два моториста. Погибли командир 3-й эскадрильи 975 иап капитан А.А. Филатов (И-153) и командир звена 269-иап лейтенант Г.В. Бессонов (ЛаГГ-3).
Советские войска продолжали наступление северо-западнее Ставропольской. Ударная группа 56-й армии освободила Калужскую, Ново-Алексеевскую, Пензенскую.
Погода: в районе черноморской группы войск ясно, солнечно, температура около нуля градусов, в горных долинах оттепель.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 26; ф. 20171, оп. 1, д. 44, л. 23; ф. 20218, оп. 1, д. 11, л. 9; д.13, л. 42).
18 января
В ночь с 17 января произведено 22 боевых вылетов (6ДБ-3, 16 СБ). Днем авиация 5ВА выполнила 127 боевых вылетов, из них четыре (Б-3) на бомбардировку и четыре (ЛаГГ-3) на сопровождение бомбардировщиков, 95 (12ИЛ-2, 27И-153, 38И-16, 18ЛаГГ-3) - на штурмовку и прикрытие штурмовиков, 24( два И-16, 10И-153, 12ЛаГГ-3) - на разведку.
12 самолетов У-2 (8 ап ГВФ_ летали с грузами в 46-ю армию, но из-за плохой погоды груз (170 кг) доставил только один.
Проведено три воздушных боя. В районе Смоленской сержант А.И. Трофимов (611 иап) таранил немецкий самолет-разведчик ФВ-189 (первый таран в 236 иад), после чего благополучно приземлился на своем аэродроме.
В 11 часов 35 минут четыре самолета И-16 (611 иап), штурмуя вражеские войска на дороге Смоленская - Консулов, вели бой с восемью Ме-109. Командир 2-й эскадрильи капитан Шитников сбил один Ме-109. Нашли потери - два И-16.
Из разведки не вернулся один И-153 (977 иап).
При перелете в районе Очамчира потерпел катастрофу самолет Р-10 (149 раэ). Пилот погиб, штурман был тяжело ранен.
Советские войска заняли Ставропольскую, и продолжали наступательные действия севернее Калужской. Ударная группировка 56-й армии вышла на рубеж Красноармейский, Натухай, Труженик.
Сломив упорное сопротивление противника, части 353-й стрелковой дивизии вышли к реке Гунайка и овладели населенными пунктами Гунайка и Котловина.
Погода: повышение температуры, началась оттепель, облачно, местами дождь. Дороги еще замерзшие, скользкие.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 28; ф. 20218, оп. 1, д. 5, л. 22, 34).
19 января
Из-за плохих погодных условий авиация боевой работы не вела. Температура около нуля градусов, началась оттепель, облачно, местами дождь.
В течение всего дня войска наносили концентрические удары в районе Пензенской. Части 9-й гвардейской и 16-й стрелковых бригад, действовавшие на левом фланге 56-й армии под давлением превосходящих сил 97-й егерской и 5-й авиаполевой дивизий противника отошли назад.
(ЦАМО, ф. 327, оп. 4999, д. 66, л. 30).
20 января
В ночь с 19 на 20 января выполнено два самолетовылета (ДБ-3, СБ) на разведку погоды.
Днем авиация 5Ва произвела 157 боевых вылета, из них пять (Б-3) - на бомбардировку, 115 (19 ИЛ-2, 60И-153, 16И-16, 20ЛаГГ-3) - на штурмовку и сопровождение штурмовиков, 23 (два И-16, семь И-153, восемь ЛаГГ-3, шесть Пе-2) - на разведку, 14 (восемь И-16, шесть ЛаГГ-3) - на прикрытие аэродромов.
Из-за неблагоприятных погодных условий задание на штурмовку выполнили лишь 37 самолетов (21И-153, восемь ИЛ-2, восемь ЛаГГ-3).
8 ап ГВФ произвел 41 самолетовылет для доставки грузов в 56-ю армию. Из-за непогоды задание выполнили лишь 15 самолетов, доставив 3028 кг грузов.
Отмечено 33 самолето-пролета авиации противника. В 295 иад прибыло пополнение: в 502 шап - семь самолетов ИЛ-2, один УТ-2, четыре летчика и пять техников; в 164 иап - десять самолетов ЛаГГ-3 и девять пилотов.
Ожесточенные бои продолжались на левом фланге 46-й армии, на всем фронте 18-й армии и особенно на участке прорыва 56-й армии. Наступление советских войск проходило в условиях все усиливающегося сопротивления и контратак противника.
Погода: днем оттепель, вечером легкий мороз, в горах местами сильный туман, дороги в горах замерзли, в остальных местах развезло и для грузовиков непригодны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7